Нейронные структуры слухового анализатора 14 страница

Среди всех этих феноменов наиболее известен суточный ритм. Чередование дня и ночи обусловливает возникновение различных форм видового поведения, форм вначале экзогенных и становящихся впоследствии частично эндогенными. Так, самка светящегося червя, чтобы привлечь самца, зажигает свой сигнальный огонь ночью и гасит его днем. После помещения ее в условия постоянной темноты она еще в течение 4—5 дней про­должает светиться только ночью. Ритмическая устойчивость возникает, таким образом, под влиянием опыта и является адаптацией, предвосхищающей будущие изменения.

Эта адаптация становится возможной лишь при условии, если фазы активности совпадают с фазами внутренней эволюции, определяющей соответствующее данному моменту поведение.

Так, если пчелы в течение многих дней находят пищу в од­ном и том же месте в одно и то же время, то в последующие дни они будут прилетать в эти же часы, даже если перестанут находить здесь пищу. Поведение пчелы определяется внутренними ориентирами, так как если приучить пчелу искать пищу в определенные часы, а затем перевезти ее на самолете из Москвы в Нью-Йорк, то она и в Нью-Йорке продолжает реагировать на московское время, не учитывая разницы во времени.

Адаптация человека к периодичности.Такие же феномены адаптации мы находим и у человека. Эксперименты обнаружили их даже у новорожденных. Сразу же пос­ле рождения три группы детей помещались в кроватки, позво­ляющие регистрировать количественные показатели их активно­сти. Дети первой группы получали пищу, как только начинали плакать, и этот собственный ритм оказался равным в среднем 3 час. 2 мин. Детей второй группы кормили через 3, а детей третьей группы — через 4 часа. Дети двух последних групп по­степенно привыкли к такой периодичности получения пищи, и их активность, минимальная в интервалах между кормлениями, начинала увеличиваться к моменту, непосредственно предшест­вующему получению пищи. На девятый день дети, привыкшие к 3-часовому ритму, переводились на 4-часовой ритм. В этом случае между 3 и 4 часами каждого цикла у них стала отме­чаться повышенная активность, значительно превышающая ак­тивность тех детей, которые с самого начала получали пищу с интервалом в 4 часа. Эти ранние адаптации усиливаются под влиянием опыта; суточный ритм, детерминирующий периоды активности и циклы удовлетворения первичных потребностей (голод, жажда, сон), накладывает неизгладимый отпечаток на всю физиологическую активность организма. Всем хорошо известны изменения температуры тела в течение суток, доказана также и периодичность ряда физиологических функций. Все эти ритмы сохраняются еще некоторое время после изменений ритма активности. Так, на­пример, если медицинские сестры переходят из дневной в ноч­ную смену, то постепенная инверсия кривых температуры завер­шается только на 30—40 день. Изменения, более непосредственно связанные с ритмом питания, также носят устойчивый характер. Так, в часы приема пищи увели­чивается количество лейкоцитов, и этот феномен отмечается еще в течение нескольких дней после изменения времени еды.

Эти факты, выбранные из множества других, свидетельст­вуют о том, что наряду с периодичностью нашей активности, которая обусловливается, в частности, периодичностью дня и ночи, постепенно формируется периодичность наших органиче­ских функций, имеющая свою собственную регуляцию. Послед­няя, видимо, связана непосредственно с образованием условных рефлексов на время. Такая периодичность образуется благода­ря повторению, и она постепенно исчезает, если периодичность повторения изменяется или устраняется.

Ориентировкаво времени.Ориентировка во времени заключается в том, чтобы опреде­лить место данной фазы изменения в общем цикле изменений. Все известные нам факты свидетельствуют о том, что человек располагает двумя системами ориентиров, позволяющих ему определять фазы суточного цикла.

Первой, и, по-видимому, наиболее важной, является система ориентиров, образуемых сменой дня и ночи, и в частности поло­жением солнца и теней (солнечные часы). Чтобы усовершенст­вовать эти индикаторы, человек изобрел часы, позволяющие разделить сутки на ряд периодических микродвижений и тем самым с большой точностью определять время.

Вторую систему ориентиров составляют признаки, образуе­мые ритмами организма, соответствующими ритмам активности и возникновения - удовлетворения потребностей, зависящими в свою очередь от ритмов дня и ночи. О роли этих ориентиров мы можем судить по нашему повседневному опыту. Известно, что времени приема пищи предшествует ощущение голода, а вре­мени отхода ко сну — появление чувства усталости. Опыты показы­вают, что испытуемый, 4 дня находившийся в полной физиче­ской и социальной изоляции, определял время суток с ошибкой, не превышающей 40 мин, руководствуясь при этом, как явст­вует из протокола эксперимента, ритмом своих элементарных потребностей (голод, сон).

По мере развития общества значение этих внутренних ориен­тиров для определения времени все более и более уменьшается, однако фактически это самый простой способ, позволяющий свя­зать ориентиры с наиболее привычными формами активности. Использование естественных или искусственных периодических систем является более сложным и предполагает наличие спо­собности определять место данного ориентира в последователь­ности периодических изменений.

О трудностях такой ориентировки свидетельствует тот факт, что умение правильно использовать понятия, обозначающие
различные моменты временного цикла, формируется очень медленно. Лишь к 5 годам ребенок научается безошибочно на­зывать утро и послеполуденное время, а к 7—8 годам он уже достаточно уверенно определяет время года и число месяца.

Наши рекомендации