Главное - разум, воля и ответственность
Меня часто спрашивают, что надо делать, чтобы наперекор возрасту и бытовым неурядицам сохранить здоровье, работоспособность и в старости не утратить интереса к жизни, остаться деятельным, активным членом общества. Задают вопросы и о том, как правильно питаться, дышать, двигаться и др. В последующих главах я попытаюсь ответить на эти и другие вопросы.
Здесь же хочу дать читателям некоторое представление о принципах, составляющих основу системы естественного оздоровления, чтобы каждый, кто захочет следовать ей, делал это сознательно. Важно ведь не просто механически усвоить комплекс дыхательных и физических упражнений, закаливающих процедур, рекомендованных рационов питания, но и понимать, по каким законам природы осуществляются основные процессы жизнедеятельности человеческого организма.
В отличие от иных представителей животного мира, человек обладает духовностью, определяющей характер его стремлений и действий. Духовную деятельность, так же, как и психическую жизнь, следует отнести к высшим категориям человеческой сущ
ности, но эти категории все еще во многом остаются тайной трансцендентальных знаний.
Казалось бы, тот факт, что компьютеры и другие «мозговые машины» способны безупречно и неустанно перерабатывать сложную информацию и принимать логические решения, наподобие человека, мог бы во многом улучшить условия нашей жизни. На деле же получилось иначе — человек превратился в придаток сконструированной им же машины, которая подавила волю, величие разума и духовность ее создателя.
Наши высокообразованные математики отказываются понимать, что бездушный интеллект машины — это лишь орудие труда в руках «человека разумного», как некогда дубина, вытесанная камнем, в руках неандертальца.
В изменившейся космической обстановке последних лет многие из нас перестали стремиться к массивам интеллектуальной информации, пригнулись к земле. Нам некогда взглянуть на солнце, погружаясь в беспорядочную суету каждодневья, умирая при безответственном отношении к своему здоровью.
Мне удалось доказать, что хронические болезни излечимы, и основной мерой защиты от их массовости следует считать профилактику здоровья, но не ту всеобщую диспансеризацию населения и лечение болезней симптоматическими методами, характерными для западной медицины.
Напрашивается вывод, что может быть дело в нас самих, в нашем пренебрежении интересами природы, беспорядочном образе жизни, в привычках и пороках, которые зачастую становятся нашим вторым «я». И не будем оправдывать их неустроенностью быта, стрессами и дефицитами. Это самое простое объяснение, потому что не требует от человека никаких усилий для преодоления собственной слабости, и по существу своему ошибочное, так как даже и в более развитых странах, где о дефицитах и бытовой неустроенности давно забыли, средняя продолжительность жизни не превышает 75—80 лет.
Дело, следовательно, не в обстоятельствах, а в том, что мы не умеем пользоваться великим богатством, которое даровала природа — беспредельными возможностями человеческого организма. Более того, мы еще толком и не узнали их.
Привычки, догмы и предрассудки зачастую заменяют нам научные знания. И самое печальное заключается в том, что познание законов природы остановилось на одном, к слову сказать, очень низком уровне. Как это ни парадоксально, мы до сих пор не знаем, какое воздействие на организм оказывает потребляемая пища, хотя процесс питания существует ровно столько же, сколько и сам человек.
Мы до сих пор используем в производстве продуктов питания как искусственные, так и естественные, но сконцентрированные до неразумных пределов вещества, что ведет к коллективному самоотравлению людей.
Природа установила для людей достаточно жесткие границы видового выживания. Интервал температур, , в котором может существовать незащищенный одеждой или стенами жилища человеческий организм, невелик. Разум позволил человеку расширить эти пределы. Но, создавая для себя искусственную среду обитания, человек одновременно рвет нити, связывающие его с природой. У него возникает иллюзия вседозволенности. Такая самоуверенность не остается безнаказанной: организм, лишенный предписанных природой условий жизни, становится легкой добычей многочисленных болезней.
Однако люди ищут причины своих заболеваний не в отклонении от видовых норм жизни, не в утрате гармонии с природой, а в неких самопроизвольно возникающих нарушениях в деятельности внутренних органов, сами же болезни рассматривают как их «поломку». Упрощенный взгляд на человеческие недуги породил веру в то, что если изучить устройство и работу каждого отдельного органа, то, синтезировав новое лекарство, можно «отремонтировать» его. Эта ошибочная точка зрения привела к тому, что европейская медицина сосредоточила свои усилия на исследовании деталей в ущерб познанию целого — человеческого организма. Сегодня насчитывается свыше 180 медицинских специальностей, каждая из которых занимается изучением какой-то его частички. Не случайно мы все еще не знаем, каким же должен быть здоровый человек, не имеем объективных физиологических показателей здоровья. Несколько лет назад на съезде Всемирной организации здравоохранения, где собирался цвет ученых планеты, была принята следующая описательная формулировка: «Под здоровьем понимается состояние, когда человек не является больным и находится в состоянии полного физического, духовного и социального преуспевания».
Подобное определение, естественно, не может служить основой действенной системы профилактики здоровья. Это в свое время побудило меня провести ряд исследований с целью найти такую основу. И выяснилось, что действительно здоровый человек потребляет примерно в 5 раз меньше кислорода, чем так называемый практически здоровый. Первый даже без специального обучения дышит реже: 3—4 цикла (вдох-выдох) в минуту, а не 18—20, как второй.
Этот факт подтверждает новые представления о нормах основного обмена, которые включают в себя энергетические расходы, идущие на удовлетворение внутренних потребностей организма. Считалось и до сих пор считается, что в зависимости от массы тела человеку только для поддержания жизненных функций организма требуется от 1200 до 1700 ккал в сутки. Но оказалось, что эта «железная» норма может быть отнесена лишь к той категории людей, которая характеризуется нерассуждающей преданностью современной антигуманной цивилизации. В награду за свою верность такие люди получают так называемое практическое здоровье, означающее только то, что болезни еще не взяли верх над здоровьем, но уже готовятся это сделать.
Мне удалось измерить, что вопреки общепринятым представлениям основной обмен фактически здорового человека, придерживающегося рекомендаций системы естественного оздоровления, требует гораздо меньших энергозатрат: 250—450 ккал в сутки.
Эти нормы диктуют и новый подход к калорийности суточного рациона питания. Еще в начале 80-х годов в многолетних и многочисленных экспериментах мне удалось доказать, что значительное снижение калорийности суточного рациона не снижает массы тела даже при длительных и тяжелых нагрузках, а способствует повышению выносливости. В этой связи приходит на память известный афоризм: все новое — это давно забытое старое. Еще древние говорили о том, что могучие воины Спарты получали свой суточный рацион питания на вечерней заре, в строю, причем весь он умещался в ладонях. Тем не менее он не только удовлетворял аппетит, но и сохранял их волю, выносливость, массу тела. Таким образом, менее чем умеренное потребление пищи — еще одно свидетельство здоровья человека.
Конечно, объективных показателей здоровья существует намного больше и не все они достаточно полно изучены. Поэтому здесь я буду оперировать только теми показателями, в достоверности и истинности которых полностью уверена, поскольку получены они в ходе моих собственных исследований. Почему я считаю исключительно важным изучение отличительных особенностей здорового организма? Да потому, что это дает нам ключ к ответу на актуальнейший вопрос современности: что такое здоровье и что такое болезнь? Только ответив на него, мы сможем, наконец, переместить акценты в практической медицине — от лечения и профилактики болезней к профилактике здоровья. Здоровый организм — это саморегулирующаяся система с автоматическим управлением процессами жизнеобеспечения. Такая динамичная биологическая самовосста- навливающаяся система настолько сложно устроена, что на нынешнем уровне наших знаний о ней просто- напросто недоступна для нашего понимания. Недостаточно познаны нами и те объективные законы природы, которым она подчинена. Тем важнее для нас выявить и описать хотя бы внешние объективные признаки здоровья, что, в свою очередь, позволит нам не плестись по следам уже состоявшихся болезней, а искать и находить те условия, в которых организм сможет в полной мере реализовать свою способность к саморегуляции и самовосстановлению. Именно этот принцип лежит в основе системы естественного оздоровления. В своей практической деятельности я в отличие от традиционной медицины не признаю лечения как формы воздействия на организм медикаментами, физиотерапевтическими манипуляциями. Чужда мне и экстрасенсорная регуляция биополя, хотя методами такой регуляции владею в полной мере. Сказанное, естественно, никоим образом не распространяется на такие области, как психология и парапсихология.
Строго говоря, я лишь разгадываю ребус природной саморегуляции человеческого организма, а саму болезнь рассматриваю не с позиций тех или иных симптомов, нарушений функций отдельных органов, а как нарушение саморегуляции целостного организма в его единстве с окружающей средой. Полученные данные свидетельствуют о поразительных результатах. Люди, приговоренные современной медициной к смерти, буквально возвращаются с того света. Здоровье восстанавливается даже при тяжелейших онкологических, сердечнососудистых и многих других заболеваниях. Зафиксированы случаи, когда раковые больные, организм которых был поражен метастазами, возвращались домой здоровыми.
Высокие возможности системы естественного оздоровления неопровержимы. Доказательствами тому могут служить моя лечебно-профилактическая деятельность практикующего врача и многолетние эксперименты, подтверждающие теоретические установки системы. Одним из наиболее доказательных можно считать уникальный эксперимент, проведенный мной летом 1990 года.
Смысл его заключался в проверке возможностей человека преодолеть тяжелые длительные физические нагрузки в экстремальных условиях автономного существования. Эксперимент проводился в условиях пустыни. При этом использовалась разработанная мной методика пеших многокилометровых походов. В программу эксперимента входило участие моих пациентов, в недавнем прошлом перенесших наиболее часто встречающиеся хронические болезни, такие, как инсулинозависимый диабет, хроническая, не поддающаяся лекарственному лечению гипертония, язвенная болезнь луковицы двенадцатиперстной кишки, тяжелый пиелонефрит на фоне лекарственной аллергии, цирроз печени, рак фатерова соска, сердечная недостаточность при ожирении. В группу входили также 58-летний проводник, страдающий хронической гипертонией, и 75-летний автор этих строк — руководитель экспедиции.
Вполне понятно, что участники эксперимента предварительно были излечены в системе естественного оздоровления и приведены в состояние фактического здоровья.
В программу эксперимента был заложен пеший 500-километровый переход по пескам Центральных Каракумов по трассе Бахарден—Куртамышский заповедник. Предполагалось пройти маршрут за 20 дней, но участники перехода настолько легко переносили огромные физические нагрузки в тяжелейших климатических условиях, что уложились в 16 дней.
Результаты эксперимента превзошли все ожидания. Участники похода великолепно себя чувствовали и не только сохранили массу своего тела, но и прибавили в массе, обходясь минимальным количеством пищи и воды.
Этот уникальный эксперимент еще раз показал, насколько велики и беспредельны возможности человеческого организма в условиях системы естественного оздоровления.
По моему твердому убеждению, в основу современной медицины следует заложить принципы профилактики здоровья, а не профилактики болезней.
Человек — это высший ресурс природы, сотворенный как саморегулирующаяся и самовосстанавли- вающаяся система в своем единстве с окружающей средой. И.П. Павлов утверждал, что способность центральной нервной системы человека к адаптации разрешает ему быть в постоянстве не только самовосстановления, но и самосовершенствования, лишь бы были созданы условия. В поиске и реализации этих условий я вижу сущность системы естественного оздоровления и будущее нашей отечественной медицины. Для осуществления задачи необходимо восстановить в людях высокую ответственность за личное и общественное здоровье.
НА ЧЕМ СТОИТ СИСТЕМА
Тремя китами, на которых покоится все здание системы естественного оздоровления, являются духовное, психическое и физическое здоровье. Причем прошу обратить внимание, на первое место я ставлю именно духовное здоровье человека.
Что я под этим подразумеваю? Прежде всего, отсутствие эгоизма, терпимость, стремление к единению с природой в самом широком смысле слова, понима
ние законов единства всего живого и принципы живой этики, вселенской любви. Наши предки, лучше нас чувствовавшие связь с природой, разработали эти принципы, которые могут быть верным показателем духовного здоровья человека. Они сформулированы в хорошо известных библейских заповедях.
Другими словами, духовно здоровый человек тот, кто в своем поведении руководствуется принципами природного добра, кто живет не лично для себя за счет других, а как равный с заботой об окружающих. Надо только понять, что жить по законам добра — это не один из возможных путей развития и совершенствования человеческого общества, а единственный, дающий нам надежду выжить всем вместе. В этой связи я вполне согласна с теми учеными, которые говорят о запрограммированности процесса развития как живой, так и неживой природы. Мне представляется, что дальнейшее развитие связано с закономерностью формирования порядка из хаоса. Это достаточно убедительно показал ленинградский физик-теоретик И.Л. Герловин1 в недавно обнародованной им парадигме для жизнеспособных и развивающихся систем. Она содержит восемь условий, соблюдение которых обязательно, чтобы система сохраняла жизнеспособность, могла развиваться.
Если кратко сформулировать главную мысль парадигмы, то она звучит так: любая система жизнеспособна, если состоит из связанных между собой и обменивающихся информацией подсистем. Если в какой-то подсистеме властвует порядок, гармония, то она направляет в каналы связи информацию, способствующую стабильному, гармоничному развитию других подсистем. И наоборот, хаос, насилие, дисгармония в одной из подсистем вызывают негативный отклик в других, дестабилизируют ситуацию и в них. В результате вся система может прекратить свое существование.