Процессуальные теории мотивации
Процесс мотивации раскрывается в теориях, объясняющих, почему люди готовы осуществлять определенные действия, затрачивая большие или меньшие усилия. Среди них выделяются теория ожиданий, теория равенства (справедливости), теория партисипативного управления и др. Согласно этим теориям, поведение личности определяется не только потребностями, но отражает ее восприятие, ожидания и вероятные последствия избранного работниками типа поведения.
1 Теория ожиданийосновывается на предположении, что человек направляет свои усилия на достижение какой-либо цели только тогда, когда будет уверен в большой вероятности удовлетворения за этот счет своих потребностей или достижения цели. Согласно теории, для определения мотивации важно учесть три практически важных фактора:
1) ожидания работника в отношении «затрат труда — результатов». Это соотношение между затраченными усилиями и полученными результатами;
2) ожидания в отношении «результатов — вознаграждений». Это ожидания определенного вознаграждения или поощрения в ответ на достигнутый уровень результатов;
3) валентность — степень удовлетворенности вознаграждением. Это ценность вознаграждения в глазах конкретного работника.
Получаемые результаты, вознаграждения носят вероятностный характер и варьируют от 0 до 1. Это же касается валентности.
Мотивация - ожидание того, что усилия дадут желаемые результаты х, ожидание того, что результаты повлекут за собой ожидаемое вознаграждение х, ожидаемая ценность вознаграждения (валентность). Если значение любого из этих факторов будет мало, то будет слабой и мотивация и низки результаты труда.
Приведем простой пример. Мастер попросил работника выполнить сложную и срочную работу и намекнул, что завершение задания может означать повышение в должности. Так как работа трудная и на ее выполнение мало времени, то ожидание со стороны работника, что затраченные усилия приведут к выполнению работы в срок, может быть низким (0,1). При этом валентность может быть высокой (1), потому что для работника получение вознаграждения за результат имеет очень важное значение (работник всю жизнь ждал повышения). Однако ожидание того, что результаты повлекут за собой вознаграждение, невысоко (0,5), ибо мастер не сказал, что повышение — это уже решенный вопрос, а только намекнул.
Усилия работника, прилагаемые к выполнению задания, можно определить следующим образом:
Прогнозируемый стимул к работе = 0,1 х 1,0 х 0,5 = 0,05.
Учитывая, что максимальный результат равен 1, можно предположить возникновение проблемы мотивации в связи с выполнением задания.
Применяя эту теорию на практике, следует иметь в виду, что наиболее эффективная мотивация достигается, когда люди верят, что их усилия обязательно позволят им достичь цели и приведут к получению вознаграждения.
Следует иметь в виду, что люди имеют различные потребности и конкретное вознаграждение оценивают по-разному, поэтому менеджер должен сопоставлять предполагаемое вознаграждение с потребностями сотрудников и приводить их в соответствие. Следует установить твердое соотношение между достигнутыми результатами и вознаграждением.
2 В рамках теории справедливости предполагается, что люди субъективно оценивают и сравнивают свое вознаграждение с тем, что получили другие сотрудники за аналогичную работу. Несправедливое по их оценкам вознаграждение приводит к психологическому напряжению. В целом, если человек считает свой труд недооцененным, он будет уменьшать затраченные усилия.
Поскольку восприятие и оценка справедливости носят относительный, а не абсолютный характер, то на практике менеджер должен рассказывать, объяснять, почему существует разница в вознаграждениях.
Некоторые организации держат сумму выплат в тайне. Но это проблему не решает, ибо люди начинают подозревать несправедливость даже там, где ее на самом деле нет.
3 Концепция партисипативного управления исходит из того, что если человек в организации заинтересованно принимает участие в различной внутриорганизационной деятельности, то он тем самым, получая от этого удовлетворение, работает с большей отдачей, более качественно и производительно.
Направления партисипативного управления таковы:
— Работники получают право самостоятельно решать, каким способом лучше всего выполнить своюработу.
— Работникам предоставляется возможность широкого участия в рационализаторской деятельности.
— Работники привлекаются к принятию решения по поводу выполняемой ими работы.
— Работникам предоставляется право формировать рабочие группы по собственному усмотрению.
— Работникам дается право контроля за количеством и качеством труда.
Партисипативное управление можно использовать в следующих случаях:
1) когда возрастает зрелость работников, что делает целесообразным прибегать к децентрализации ответственности при принятии решений;
2) чтобы обеспечить лучшее понимание решений, повысить их действенность и реализацию;
3) при создании механизма профессионального роста работников и руководителей низшего звена;
4) чтобы повысить активность предложений по «нововведениям».
Процессуальные теории, объясняя то, как следует воздействовать на людей, чтобы побуждать их к результативной работе, дают менеджерам ключ к построению действенной системы мотивирования людей.