Место дисциплины в структуре ООП. По направлению подготовки 40

По направлению подготовки 40. 03. 01 «Юриспруденция» дисциплина «Профессиональная этика» относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла ФГОС ВПО.

Трудоемкость данной дисциплины равна 2 зачетным единицам, что равно 72 часам.

Данная учебная дисциплина взаимосвязана с другими дисциплинами, входящими в гуманитарный, социальный и экономический цикл для создания основы системных представлений о теории и практике политического мышления как о специфической сфере профессиональной деятельности, сформировавшейся в историческом процессе прогресса.

Формой промежуточного контроля знаний студентов является зачет, в ходе которого оцениваются уровни теоретических знаний и навыки решения практических задач.

3. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических и ли астрономически х часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (*по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

очная форма обучения

Вид учебной работы Всего часов Семестр
   
Аудиторные занятия, в том числе, контактная работа:
Лекции
Практические занятия
Самостоятельная работа (всего), в том числе
Курсовой проект - -
Расчетно-графические работы - -
Реферат - -
Другие виды самостоятельной работы под руководством преподавателя
Вид промежуточной аттестации — зачет, включая консультацию + +
Общая трудоемкость, час. Зачетные ед.

заочная форма обучения

Вид учебной работы Всего часов Курс
   
Аудиторные занятия, в том числе контактная работа
Лекции
Практические занятия
Самостоятельная работа (всего), в том числе
Курсовой проект - -
Расчетно-графические работы - -
Реферат - -
Другие виды самостоятельной работы под руководством преподавателя
Подготовка научных докладов и сообщений - -
Вид промежуточной аттестации - зачет, вкючая консультацию
Общая трудоемкость, час.  
Зачетные единицы

Содержание дисциплины структурированное по темам (разделам с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий

Тематический план

очная форма обучения

Наименование темы Количество часов по учебному плану Количество аудиторных часов Из них, час Самостоятельная работа Формирующие компетенции
        лекции практические занятия    
              Юриспруден.
Раздел I. Этика и мораль
Этика и мораль: общие представления ОК- 1,2,3,5, 6,7,9. ПК- 16, 17,18,19
Профессиональная этика юриста ОК- 1,2,3,5, 6,7,9. ПК- 16, 17,18,19  
Общие вопросы судебной этики ОК- 1,2,3,5, 6,7,9. ПК- 16, 17,18,19  
Раздел II. Этические начала в уголовном судопроизводстве
Этические начала в деятельности следователя ОК- 1,2,3,5, 6,7,9. ПК- 16, 17,18,19  
Этические начала в деятельности государственного обвинителя ОК- 1,2,3,5, 6,7,9. ПК- 16, 17,18,19
Этические начала в деятельности адвоката (защитника) ОК- 1,2,3,5, 6,7,9. ПК- 16, 17,18,19  
Раздел III. Этика профессионального поведения
Профессионально-нравственные характеристики служебного коллектива ОК- 1,2,3,5, 6,7,9. ПК- 16, 17,18,19  
Деловое общение ОК- 1,2,3,5, 6,7,9. ПК- 16, 17,18,19
Служебный этикет и культура поведения           ОК- 1,2,3,5, 6,7,9. ПК- 16, 17,18,19
  Зачет +          
  Итого 18/ 18*  

заочная форма обучения

Наименование темы Количество часов по учебному плану Количество аудиторных часов Из них, час Самостоятельная работа Формирующие компетенции
        лекции практические занятия    
              Юриспруден.
Раздел I. Этика и мораль
Этика и мораль: общие представления ОК- 1,2,3,5, 6,7,9. ПК- 16, 17,18,19
Профессиональная этика юриста ОК- 1,2,3,5, 6,7,9. ПК- 16, 17,18,19
Общие вопросы судебной этики ОК- 1,2,3,5, 6,7,9. ПК- 16, 17,18,19  
Раздел II. Этические начала в уголовном судопроизводстве
Этические начала в деятельности следователя 2* ОК- 1,2,3,5, 6,7,9. ПК- 16, 17,18,19.  
Этические начала в деятельности государственного обвинителя 2* ОК- 1,2,3,5, 6,7,9. ПК- 16, 17,18,19
Этические начала в деятельности адвоката (защитника) ОК- 1,2,3,5, 6,7,9. ПК- 16, 17,18,19.    
Раздел III. Этика профессионального поведения
Профессионально-нравственные характеристики служебного коллектива ОК- 1,2,3,5, 6,7,9. ПК- 16, 17,18,19.  
Деловое общение ОК- 1,2,3,5, 6,7,9. ПК- 16, 17,18,19  
Служебный этикет и культура поведения ОК- 1,2,3,5, 6,7,9. ПК- 16, 17,18,19.
  Зачет          
  Итого 6/4*  

4.2 ПРОГРАММА КУРСА

Раздел I. ТЕОРИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ЭТИКИ

Тема 1. Этика и мораль: общие представления (ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-5, ОК-6, ОК-7, ОК-9, ПК-16, ПК-17, ПК-18, ПК-19)

Этика как наука о нравственности, ее предмет и ме­тоды. Мораль как предмет этики, ее характеристика. Сущность морали, ее основные функции. Соотношение этики и морали. Соотношение морали и права. Соотно­шение морали и политики.

История возникновения и развития этической мысли (Платон, Аристотель, средневековые мыслители). Этика и мораль в Новое и Новейшее время*.

Основные категории этики. Добро и зло как основ­ные этические категории. Честь и совесть как основа деятельности сотрудников правоохранительных органов. Категория долга. Долг служебный и моральный. Гума­низм как этический принцип.

Тема 2. Профессиональная этика юриста(ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-5, ОК-6, ОК-7, ОК-9, ПК-16, ПК-17, ПК-18, ПК-19)

Понятие и особенности юридической этики. Юриди­ческая и моральная ответственность. Задачи профессио­нальной деятельности юриста.

Значение юридической этики для современного юри­ста.

Профессиональная этика и профессионально-нравст­венные признаки.

Основные нравственные требования, предъявляемые к сотрудникам правоохранительных органов. Деонтологический кодекс.**

Требования к кандидатам на юридическую службу. Профессиональная пригодность. Профессиональный вы­бор.

Проблемы профессиональной адаптации.

Профессиональная деформация сотрудников право­охранительных органов, причины ее возникновения.

Признаки и структура профессиональная деформа­ции.

Основные направления профилактики профессио­нальной деформации.

Тема 3. Общие вопросы судебной этики (ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-5, ОК-6, ОК-7, ОК-9, ПК-16, ПК-17, ПК-18, ПК-19)

Судебная этика, ее предмет. Законность и нравствен­ность в уголовном судопроизводстве. Соотношение норм уголовного права и норм нравственности. Отражение ос­новных нравственных принципов в отечественной систе­ме права.

Справедливость, гуманизм и ответственность в уго­ловном процессе.

Принцип законности и целесообразности. Нравствен­ные основы независимости судей. Проблема преюдиций с этической точки зрения.** Право обвиняемого на защи­ту. Нравственный аспект презумпции невиновности.

Раздел II. ЭТИЧЕСКИЕ НАЧАЛА В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

Тема 4. Этические начала в деятельности следователя

Нравственные проблемы установления истины по уголовному делу. Нравственный аспект «свидетельского иммунитета».

Нравственное отношение следователя к обвиняемым (подозреваемым).

Соотношение процессуальных норм и этических пра­вил при расследовании преступлений.

Этически допустимые приемы побуждения обвиняе­мого к даче правдивых показаний. Этический аспект взаимоотношений следователя и прокурора.

Объективность и всесторонность расследования с этической точки зрения. Процессуальный и нравствен­ный характер принципа объективности уголовного про­цесса.

Беспристрастность при проверке выдвинутой версии. Создание нормальной процессуальной обстановки, атмо­сферы доверия к следователю.**

Нравственные начала следственных действий, такти­ки их проведения.

Тема 5. Этические начала в деятельности государственного обвинителя (ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-5, ОК-6, ОК-7, ОК-9, ПК-16, ПК-17, ПК-18, ПК-19)

Этический аспект деятельности государственного об­винителя.

Законность и справедливость требований государст­венного обвинителя.

Отношение государственного обвинителя к подсуди­мому, его защитнику и другим участникам процесса.

Этические вопросы обвинительной речи прокурора.** Культура поведения прокурора в суде - строгое со­блюдение закона и нравственного начала прокурорской деятельности; умение владеть словом.

Внешний облик и манера поведения прокурора.

Тема 6. Этические начала в деятельности адвоката (защитника) (ОК-1,ОК-2, ОК-3, ОК-5, ОК-6, ОК-7, ОК-9, ПК-16, ПК-17, ПК-18, ПК-19)

Этический аспект защиты в уголовном судопроизвод­стве. Нравственная необходимость защиты в уголовном процессе. Законные средства защиты.

Выбор адвокатом дела для защиты как этическая проблема. Соотношение позиций защитника и его под­защитного. Участие адвоката в судебном следствии.** Ох­рана адвоката в судебном следствии.

Нравственный аспект защитительной речи адвоката.

Строгое следование закону — основное нравственное требование к адвокату.

Раздел III. ЭТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Тема 7. Профессионально-нравственные характеристики служебного коллектива (ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-5, ОК-6, ОК-7, ОК-9, ПК-16, ПК-17, ПК-18, ПК-19)

Понятие и признаки коллектива юристов.

Социально-психологические особенности общения в группах, в коллективах.

Формирование навыков и умения выходить из стрес­совых ситуаций. Методика ведения переговоров.**

Конфликты в коллективе, понятие, признаки и спо­собы их разрешения.

Тема 8. Деловое общение (ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-5, ОК-6, ОК-7, ОК-9, ПК-16, ПК-17, ПК-18, ПК-19)

Социально-психологические проблемы руководства.

Этика делового общения как показатель профессио­нальной культуры юриста.

Нравственные принципы делового общения.

Этические требования к проведению деловых бесед, переговоров.

Деловое общение в экстремальных условиях.**

Тема 9. Служебный этикет и культура поведения (ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-5, ОК-6, ОК-7, ОК-9, ПК-16, ПК-17, ПК-18, ПК-19)

Определение понятия «этикет». Историческое разви­тие и особенности этикета. Манеры общения.

Понятие и сущность служебного этикета.

Внешняя и внутренняя культура поведения лично­сти. Культура служебных отношений сотрудников пра­воохранительных органов.

Специфика служебного этикета в юридической дея­тельности. Основные правила этикета в деятельности юриста.

Ораторское искусство юриста.**

Общая характеристика кодексов профессиональной этики (сотрудника органов внутренних дел, прокурор­ского работника, адвоката, судьи).

** вопросы изучаются самостоятельно

Наши рекомендации