Место дисциплины в структуре ООП. По направлению подготовки 40
По направлению подготовки 40. 03. 01 «Юриспруденция» дисциплина «Профессиональная этика» относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла ФГОС ВПО.
Трудоемкость данной дисциплины равна 2 зачетным единицам, что равно 72 часам.
Данная учебная дисциплина взаимосвязана с другими дисциплинами, входящими в гуманитарный, социальный и экономический цикл для создания основы системных представлений о теории и практике политического мышления как о специфической сфере профессиональной деятельности, сформировавшейся в историческом процессе прогресса.
Формой промежуточного контроля знаний студентов является зачет, в ходе которого оцениваются уровни теоретических знаний и навыки решения практических задач.
3. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических и ли астрономически х часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (*по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
очная форма обучения
Вид учебной работы | Всего часов | Семестр |
Аудиторные занятия, в том числе, контактная работа: | ||
Лекции | ||
Практические занятия | ||
Самостоятельная работа (всего), в том числе | ||
Курсовой проект | - | - |
Расчетно-графические работы | - | - |
Реферат | - | - |
Другие виды самостоятельной работы под руководством преподавателя | ||
Вид промежуточной аттестации — зачет, включая консультацию | + | + |
Общая трудоемкость, час. Зачетные ед. |
заочная форма обучения
Вид учебной работы | Всего часов | Курс |
Аудиторные занятия, в том числе контактная работа | ||
Лекции | ||
Практические занятия | ||
Самостоятельная работа (всего), в том числе | ||
Курсовой проект | - | - |
Расчетно-графические работы | - | - |
Реферат | - | - |
Другие виды самостоятельной работы под руководством преподавателя | ||
Подготовка научных докладов и сообщений | - | - |
Вид промежуточной аттестации - зачет, вкючая консультацию | ||
Общая трудоемкость, час. | ||
Зачетные единицы |
Содержание дисциплины структурированное по темам (разделам с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий
Тематический план
очная форма обучения
№ | Наименование темы | Количество часов по учебному плану | Количество аудиторных часов | Из них, час | Самостоятельная работа | Формирующие компетенции | |
лекции | практические занятия | ||||||
Юриспруден. | |||||||
Раздел I. Этика и мораль | |||||||
Этика и мораль: общие представления | ОК- 1,2,3,5, 6,7,9. ПК- 16, 17,18,19 | ||||||
Профессиональная этика юриста | ОК- 1,2,3,5, 6,7,9. ПК- 16, 17,18,19 | ||||||
Общие вопросы судебной этики | ОК- 1,2,3,5, 6,7,9. ПК- 16, 17,18,19 | ||||||
Раздел II. Этические начала в уголовном судопроизводстве | |||||||
Этические начала в деятельности следователя | ОК- 1,2,3,5, 6,7,9. ПК- 16, 17,18,19 | ||||||
Этические начала в деятельности государственного обвинителя | ОК- 1,2,3,5, 6,7,9. ПК- 16, 17,18,19 | ||||||
Этические начала в деятельности адвоката (защитника) | ОК- 1,2,3,5, 6,7,9. ПК- 16, 17,18,19 | ||||||
Раздел III. Этика профессионального поведения | |||||||
Профессионально-нравственные характеристики служебного коллектива | ОК- 1,2,3,5, 6,7,9. ПК- 16, 17,18,19 | ||||||
Деловое общение | ОК- 1,2,3,5, 6,7,9. ПК- 16, 17,18,19 | ||||||
Служебный этикет и культура поведения | ОК- 1,2,3,5, 6,7,9. ПК- 16, 17,18,19 | ||||||
Зачет | + | ||||||
Итого | 18/ 18* |
заочная форма обучения
№ | Наименование темы | Количество часов по учебному плану | Количество аудиторных часов | Из них, час | Самостоятельная работа | Формирующие компетенции | |
лекции | практические занятия | ||||||
Юриспруден. | |||||||
Раздел I. Этика и мораль | |||||||
Этика и мораль: общие представления | ОК- 1,2,3,5, 6,7,9. ПК- 16, 17,18,19 | ||||||
Профессиональная этика юриста | ОК- 1,2,3,5, 6,7,9. ПК- 16, 17,18,19 | ||||||
Общие вопросы судебной этики | ОК- 1,2,3,5, 6,7,9. ПК- 16, 17,18,19 | ||||||
Раздел II. Этические начала в уголовном судопроизводстве | |||||||
Этические начала в деятельности следователя | 2* | ОК- 1,2,3,5, 6,7,9. ПК- 16, 17,18,19. | |||||
Этические начала в деятельности государственного обвинителя | 2* | ОК- 1,2,3,5, 6,7,9. ПК- 16, 17,18,19 | |||||
Этические начала в деятельности адвоката (защитника) | ОК- 1,2,3,5, 6,7,9. ПК- 16, 17,18,19. | ||||||
Раздел III. Этика профессионального поведения | |||||||
Профессионально-нравственные характеристики служебного коллектива | ОК- 1,2,3,5, 6,7,9. ПК- 16, 17,18,19. | ||||||
Деловое общение | ОК- 1,2,3,5, 6,7,9. ПК- 16, 17,18,19 | ||||||
Служебный этикет и культура поведения | ОК- 1,2,3,5, 6,7,9. ПК- 16, 17,18,19. | ||||||
Зачет | |||||||
Итого | 6/4* |
4.2 ПРОГРАММА КУРСА
Раздел I. ТЕОРИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ЭТИКИ
Тема 1. Этика и мораль: общие представления (ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-5, ОК-6, ОК-7, ОК-9, ПК-16, ПК-17, ПК-18, ПК-19)
Этика как наука о нравственности, ее предмет и методы. Мораль как предмет этики, ее характеристика. Сущность морали, ее основные функции. Соотношение этики и морали. Соотношение морали и права. Соотношение морали и политики.
История возникновения и развития этической мысли (Платон, Аристотель, средневековые мыслители). Этика и мораль в Новое и Новейшее время*.
Основные категории этики. Добро и зло как основные этические категории. Честь и совесть как основа деятельности сотрудников правоохранительных органов. Категория долга. Долг служебный и моральный. Гуманизм как этический принцип.
Тема 2. Профессиональная этика юриста(ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-5, ОК-6, ОК-7, ОК-9, ПК-16, ПК-17, ПК-18, ПК-19)
Понятие и особенности юридической этики. Юридическая и моральная ответственность. Задачи профессиональной деятельности юриста.
Значение юридической этики для современного юриста.
Профессиональная этика и профессионально-нравственные признаки.
Основные нравственные требования, предъявляемые к сотрудникам правоохранительных органов. Деонтологический кодекс.**
Требования к кандидатам на юридическую службу. Профессиональная пригодность. Профессиональный выбор.
Проблемы профессиональной адаптации.
Профессиональная деформация сотрудников правоохранительных органов, причины ее возникновения.
Признаки и структура профессиональная деформации.
Основные направления профилактики профессиональной деформации.
Тема 3. Общие вопросы судебной этики (ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-5, ОК-6, ОК-7, ОК-9, ПК-16, ПК-17, ПК-18, ПК-19)
Судебная этика, ее предмет. Законность и нравственность в уголовном судопроизводстве. Соотношение норм уголовного права и норм нравственности. Отражение основных нравственных принципов в отечественной системе права.
Справедливость, гуманизм и ответственность в уголовном процессе.
Принцип законности и целесообразности. Нравственные основы независимости судей. Проблема преюдиций с этической точки зрения.** Право обвиняемого на защиту. Нравственный аспект презумпции невиновности.
Раздел II. ЭТИЧЕСКИЕ НАЧАЛА В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ
Тема 4. Этические начала в деятельности следователя
Нравственные проблемы установления истины по уголовному делу. Нравственный аспект «свидетельского иммунитета».
Нравственное отношение следователя к обвиняемым (подозреваемым).
Соотношение процессуальных норм и этических правил при расследовании преступлений.
Этически допустимые приемы побуждения обвиняемого к даче правдивых показаний. Этический аспект взаимоотношений следователя и прокурора.
Объективность и всесторонность расследования с этической точки зрения. Процессуальный и нравственный характер принципа объективности уголовного процесса.
Беспристрастность при проверке выдвинутой версии. Создание нормальной процессуальной обстановки, атмосферы доверия к следователю.**
Нравственные начала следственных действий, тактики их проведения.
Тема 5. Этические начала в деятельности государственного обвинителя (ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-5, ОК-6, ОК-7, ОК-9, ПК-16, ПК-17, ПК-18, ПК-19)
Этический аспект деятельности государственного обвинителя.
Законность и справедливость требований государственного обвинителя.
Отношение государственного обвинителя к подсудимому, его защитнику и другим участникам процесса.
Этические вопросы обвинительной речи прокурора.** Культура поведения прокурора в суде - строгое соблюдение закона и нравственного начала прокурорской деятельности; умение владеть словом.
Внешний облик и манера поведения прокурора.
Тема 6. Этические начала в деятельности адвоката (защитника) (ОК-1,ОК-2, ОК-3, ОК-5, ОК-6, ОК-7, ОК-9, ПК-16, ПК-17, ПК-18, ПК-19)
Этический аспект защиты в уголовном судопроизводстве. Нравственная необходимость защиты в уголовном процессе. Законные средства защиты.
Выбор адвокатом дела для защиты как этическая проблема. Соотношение позиций защитника и его подзащитного. Участие адвоката в судебном следствии.** Охрана адвоката в судебном следствии.
Нравственный аспект защитительной речи адвоката.
Строгое следование закону — основное нравственное требование к адвокату.
Раздел III. ЭТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Тема 7. Профессионально-нравственные характеристики служебного коллектива (ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-5, ОК-6, ОК-7, ОК-9, ПК-16, ПК-17, ПК-18, ПК-19)
Понятие и признаки коллектива юристов.
Социально-психологические особенности общения в группах, в коллективах.
Формирование навыков и умения выходить из стрессовых ситуаций. Методика ведения переговоров.**
Конфликты в коллективе, понятие, признаки и способы их разрешения.
Тема 8. Деловое общение (ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-5, ОК-6, ОК-7, ОК-9, ПК-16, ПК-17, ПК-18, ПК-19)
Социально-психологические проблемы руководства.
Этика делового общения как показатель профессиональной культуры юриста.
Нравственные принципы делового общения.
Этические требования к проведению деловых бесед, переговоров.
Деловое общение в экстремальных условиях.**
Тема 9. Служебный этикет и культура поведения (ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-5, ОК-6, ОК-7, ОК-9, ПК-16, ПК-17, ПК-18, ПК-19)
Определение понятия «этикет». Историческое развитие и особенности этикета. Манеры общения.
Понятие и сущность служебного этикета.
Внешняя и внутренняя культура поведения личности. Культура служебных отношений сотрудников правоохранительных органов.
Специфика служебного этикета в юридической деятельности. Основные правила этикета в деятельности юриста.
Ораторское искусство юриста.**
Общая характеристика кодексов профессиональной этики (сотрудника органов внутренних дел, прокурорского работника, адвоката, судьи).
** вопросы изучаются самостоятельно