Неудобство ясного мышления 21 страница
-280-
не нашли ни рая, ни воскресения. Не оправдывалосьсказанное. Слушай: этот человек был высший на всей земле, составлял то, для чего ей жить. Вся планета, со всем что на ней, без этого человека — одно сумасшествие. Не было ни прежде, ни после ему такого же, и никогда, даже до чуда. В том и чудо, что не было и не будет такого же никогда. Л если так, если законы природы не пожалели и этого, даже чудо свое же не пожалели, а заставили и его жить среди лжи и умереть за ложь, то стало быть вся планета есть ложь и стоит на лжи и глупой насмешке. Стало быть, самые законы планеты ложь и диаволов водевиль. Для чего же жить, отвечай, если ты человек?»
И Достоевский позволяет человеку, которому был задан этот вопрос, дать поразительныйответ: «Это другой оборот дела. Мне кажется, у вас тут две разные причины смешались; а это очень неблагонадежно...»'
Наше утверждениезаключается в том, что где бы ни возникала эта тема, там предполагается вопрос смысла, и «смысл» здесь берется не всемантическом, а вэкзистенциальном значении. Отсутствие смысла — это ужас экзистенциального Ничто. Это то субъективное состояние, в котором реальность отступает или исчезает вообще, а с этим и какое-либо осознание себя или других. Для Габриэла Марсела (G. Marcel): «Жизнь — это борьба против Ничто». И больше ста лет назад Кьеркигор (Kierkegaard) написал: «Я хочу пойти в сумасшедший дом иувидеть, не решит ли пропасть сумасшествия для меня загадку жизни».
В этом смысле отношение человека с его мистическим партнером по существу не отличается от собаки Павлова. Собака быстро учится смыслу круга и эллипса, и ее мир разбивается вдребезги, когда экспериментатор внезапно разрушает этот смысл. Если мы исследуем субъективный жизненный опыт в сравнимых ситуациях, мы обнаруживаем, что судя по всему
' Ф. М. Достоевский. Собрание сочинений; В Ют. М., 1956. Т. 7. С. 642-643.
-281-
ПРАГМАТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ
должны предполагать действие секретного «экспериментатора» за всеми превратностями нашей жизни. Потеря или отсутствие смысла в жизни — это возможно наиболее общий знаменатель всех форм эмоциональных переживаний; это особенно оказывает влияние на современные «болезни». Боль, болезнь, потеря, неудача, отчаяние, разочарование, страх смерти или просто скука — все это ведет к ощущению того, что жизнь — бессмысленна. Нам кажется, что в его наиболее основном определении, экзистенциальное отчаяние — это болезненное разногласие между тем, что есть и тем, каким это должно быть, между восприятием и предпосылками третьего порядка.
8.6. ИЗМЕНЕНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ТРЕТЬЕЕО ПОРЯДКА
Нет причин ограничиваться только тремя уровнями абстракции в человеческом восприятии реальности. По крайней мере, теоретически эти уровни возвышаются один над другим в бесконечной последовательности. Таким образом, если человек хочет изменить свои предпосылки третьего уровня, которые не кажутся очевидной функцией психотерапии, он может сделать это только с четвертого уровня. Но мы сомневаемся в том, что ум человека способен иметь дело с высшими уровнями абстракции без поддержки математического символизма или компьютеров. Важно, что на четвертом уровне возможны только проблески понимания, и артикуляция становится чрезвычайно сложной, если не невозможной. Читатель может вспомнить, как сложно уже было понять смысл «класса классов, которые не являются членами себя» (6.2), в понятиях ее сложности эквивалентный предпосылке третьего порядка. Или, если все еще возможно попять смысл: «Это — как я вижу вас, видящего меня» (3.34), следующий более высокий (четвертый) уровень («Это как я вижу вас, видящего меня,
-282-
видящего вас, видящего меня») фактически вне понимания.
Давайте повторим существенное соображение: общаться или даже думать о предпосылках третьего порядка возможно только на четвертом уровне. Однако кажется, что четвертый уровень слишком близок к пределам возможностей человеческого разума, и осознание на этом уровне — редко, если вообще, присутствует. Нам кажется, что этот четвертый уровень — область интуиции и эмпатии, «ага»—переживания, возможно внезапное осознание, полученное с помощью ЛСД или похожими наркотиками, и, конечно же, это область, где происходят терапевтические изменения, о которых человек, после успешной психотерапии, не в состоянии сказать, как и почему это произошло и в чем они заключаются. Психотерапия занимается предпосылками третьего порядка и изменением на этом уровне. Но изменение предпосылок третьего порядка, осознание паттернов последовательности поведения и окружающей среды возможно только, главным образом, с точки зрения следующего, более высокого, четвертого уровня. Только с этого уровня можно увидеть, что реальность — это не что-то объективное, неизменное, «не здесь», с добрым или дурным смыслом для нашего выживания, но что для всех намерений и целей нашего субъективного переживания бытия существует реальность — реальность — это наш паттерн чего-то, что наиболее возможно находится абсолютно вис объективного исследования человека.
8.61. Аналогия теории доказательств
Иерархии, подобные тем, которые мы сейчас рассматриваем, были наиболее изучены современной математикой, с которой наше исследование имеет большое сходство, кроме того факта, что математика характеризуется несравненно более высокой степенью логичности и строгости, чем мы надеемся когда-либо-
-283-
ПРАГМАТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИИ
достичь. Расхождением является теория доказательств или метаматематика. Как подразумевает последнее понятие, эта область математики занимается собой, т. е. законами, возможными в математике, и проблемой доказательства, что математика является логически последовательной. Следовательно, не удивительно, что метаматематики столкнулись и работали с парадоксальными последовательностями рефлексии задолго до того, как аналитики человеческой коммуникации наконец осознали их существование. Фактически, работа в этой области восходит к Шредеру (Schroder, 1895), Левенхейму (Lowenheim, 1915) и особенно к Гилберту (Hilbert, 1918). Тогда теория доказательств, или метаматематика, была высоко абстрактным понятием блестящей, хотя и небольшой группы математиков, стоящих вне основного русла развития математики. Кажется, что два события последовательно вызвали повышенный интерес к теории доказательств. Одним была публикация в 1931 г. эпохальной работы Гёдела (Godcl) по формально нерешаемым теоремам (56) и статья, описанная профессорско-преподавательским составом Гарвардского университета, как наиболее важное достижение в математической логике этой четверти века (108). Другим событием — почти взрывное появление компьютеров, вскоре после окончания второй мировой войны. Эти машины были быстро превращены из строго запрограммированных автоматов в многосторонние искусственные организмы, которые начали формулировать фундаментальные проблемы теории доказательств, как только их структурная сложность достигла развития той степени, что они смогли решать их для себя, выбрав одну оптимальную процедуру вычисления. Другими словами, возник вопрос, возможно ли создание компьютеров, которые способны не только следовать программе, но и в то же время способны повлиять на изменения своей программы.
В теории доказательств, понятие процедура принятия решения относится к методам нахождения дока-
-284-
зательств истинности или лжи утверждения, или всего класса утверждений, сделанных внутри формализованной системы. Используемое понятие проблема решения относится к вопросу, существует или нет процедура того типа, который был только что описан. Следовательно, проблема решения имеет положительное решение, если может быть найдена процедура решения, в то время как отрицательное решение состоит из доказательства, что процедуры решения не существует. Таким образом, проблемы решения относятся или к вычисляемым или к нерешаемым.
Однако существует и третья возможность. Определенное (положительное или отрицательное) решение проблемы решения возможно только там, где проблема в принципе лежит внутри области (области применимости) определенной процедуры принятия решения. Если процедура принятия решения применена к проблеме вне се области, вычисление продолжится бесконечно, даже без указания, что никакого решения (положительного или отрицательного) не ожидается*.
Сейчас мы опять сталкиваемся с понятием нерешаемости.
8.62. Доказательство Гелеля
Это понятие является центральным в выше упомянутой работе Гёдела, которая рассматривает формально нерешаемые теоремы. Формализованная система, выбранная им для его теоремы, является «Principia Mathematica», монументальная работа, написанная Уайтхедом (Whitehcad) и Расселом (Russell) по изучению основ математики. Гсдсл смог показать, что в этой или эквивалентной системе возможно сконструировать утверждение G, которое (1) доказывается из предпосылок и аксиом системы, но которое (2) объявляет
* Это так называемая останавливающаяся проблема в процедуре принятия решения: она аналогична нашему понятию бесконечной игры в человеческой коммуникации (7.2).
-285-
ПРАГМАТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ
себя недоказуемым. Это значит, что если G доказательно в системе, его недоказательность (что оно и говорит о себе) также доказательно. Но если и доказательность и недоказательность могут быть выведены из аксиом системы, и сами аксиомы совместимы (что является частью доказательства Гёдела), тогда G — недоказуемо в понятиях системы так же, как парадоксальное предсказание, представленное в 6.441, не способно принимать решение в понятиях своей «системы», которая является информацией, содержащейся в сообщении учителя и в контексте, в котором оно сделано*.
Доказательство Гёдела имеет следствия, которые выходят за пределы математической логики; в самом деле, она доказывает раз и навсегда, что любая формальная система (математическая, символическая и т. д.) — неизбежно неполная в смысле, описанном выше, и, что, следовательно, логичность такой системы может быть доказана, если прибегнуть к методам доказательств, более общим, чем тс, которые может генерировать сама система.
8.63. Tractatus Виттгенштейна и парадокс
СУЩЕСТВОВАНИЯ
Мы так подробно рассмотрели работу Гёдела, потому что мы видим в ней аналогию с тем, что мы называем основным парадоксом существования человека. Человек — это, в конце концов, субъект и объект поисков. В то время как вопрос, может ли его разум считаться чем-то похожим на формализованную сис-
" Заинтересованному читателю предлагаем обратиться к превосходному нематематическому объяснению теоремы Гёдсля Нэй-джелом и Ньюманом (108). К чести наших знаний на сходство между теоремой Гёдела ипарадоксальным предсказанием впервые указал Нерлич (Nerlieh) (111), и мы верим, что парадокс -■ это возможно наиболее элегантная нематематическая аналогиятеоремы, более предпочтительная даже, чем нечисловой поход Финдлея (Findlay) (44).
-286-
тему, как было определено в предыдущей абзаце, возможно является таким, на который невозможно ответить, его поиски понимания смысла своего существования являются попыткой к формализации. В этом и только в этом смысле мы считаем, что определенные результаты теории доказательств (особенно в области рефлексии и неспособности принимать решения) имеют отношение к делу. Это никоим образом не является нашимоткрытием; фактически, за десять лет до опубликования Гёделом своей блестящей теоремы, другой великий ум нашего столетия уже сформулировал этот парадокс вфилософских понятиях, а именно Людвиг Виттгснштейн (L. Wittgenstein) в «Tractatus Logico-Philosophicus» (168). Возможно нигде этот экзистенциальный парадокс не был определен более понятно или мистически не соответствовал более достойной позиции, как конечному шагу, превосходящему этот парадокс. Виттгенштейн показывает, что мы могли бы узнать что-то омире вцелом, только если мы сможем выйти за его пределы; по если бы это было бы возможно, то этот мир не был бы больше целым миром.
Однако наша логика ничего не знает о том, что находится вне его:
Логика наполняет мир: границы мира также се граница.
Следовательно, мы не можем сказать логически: Это и это есть в мире, а этого нет.
Для этого, очевидно,следует предположить, что мы исключаем определенные возможности, и это не может быть причиной, поскольку иначе логика должна выйти за пределы мира: т. е. если возможно — необходимо рассматриватьэти границы и с другой стороны.
То, о чем мы не можем думать, мы не можем думать: следовательно, мы не можем сказать, о чем мы не можем думать (168, р. 149—51).
Тогда мир — конечен и в то же время безграничен, безграничен именно потому, что нет ничего снаружи и нет ничего внутри, что в совокупности созда-
-287-
ПРАГМАТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИИ
вало бы границу. Но если так, тогда из этого следовало бы, что «Мир и жизнь — едины. Я — это мой мир» (р. 151). Таким образом, человек и мир больше не те сущности, чья функция взаимоотношения некоторым образом руководствуется вспомогательным глаголом иметь (то, что один имеет другого, содержит это или принадлежит этому), но существенным быть: «Субъект не принадлежит миру, но это — граница мира» (р. 151, курсив наш).
Внутри этого ограничения может быть задан многозначительный вопрос, и на него может быть дан ответ: «Если можно задать вопрос обо всем, тогда на него может быть дан ответ» (р. 187). Но «решение загадки жизни во времени и в пространстве лежит вне времени и пространства» (р. 185). Теперь абсолютно очевидно, что внутри рамок ничего не находится и об этих рамках даже ничего не может быть спрошено. Тогда решение — это не поиск ответа на загадку существования, но реализация того, что не является загадкой. Это сущность прекрасных, почти дзен буддистских, последних предложений «Traclatus»:
Ответ, который не может быть выражен вопросом, также не может быть выражен. Загадки не существует...
Нам кажется, что даже если на все возможные научные вопросы будут даны ответы, они попсе не коснутся проблем жизни. Конечно, тогда не останется ни одного вопроса, и это просто ответ.
Создается впечатление, что решение проблемы жизни находится в исчезновении этой проблемы. (Не эта ли причина, из-за которой человек, которому после долгих сомнений становится ясен смысл жизни, не может сказать, в чем этот смысл заключается?)
Это действительно невыразимо. Это показывает себя; это мистическое... то...
То, о чем нельзя говорить, нужно молчать (р. 187-189).
-288-
ГЛОССАРИЙ
Этот глоссарий содержит только те понятия, которым не даны определения в тексте и которые не являются частью повседневного языка. Источники — Donald's Medical Dictionary (DMD) и Hinsie & Shatsky's Psechiatric Dictionary (H&S)
Folie a deux — французский эквивалент «двойного сумасшествия». Понятие, используемое в тех случаях, когда два человека, духовно связанные друг с другом, одновременно страдают психозом, и тогда создается впечатление, что один член пары оказывает влияние на другого. Конечно же, это состояние не ограничено двумя личностями и может включать три и даже более личностей (folie a tros и т. д.).
Абулия (abulia) - - потеря или отсутствие силы воли (DMD).
Лнорексия (anorexia) — отсутствие или потеря аппетита. Более детально, это нервное состояние пациента, который потерял аппетит и ест так мало, что это приводит к истощению (адаптировано из DMD).
Аутизм (прил. аутичный) (autism, adj. autistic) — состояние человека с доминированием субъективных, эгоцентричных мысленных или поведенческих тенденций (DMD).
Бихевиоральная терапия (behavior therapy) — форма психотерапии, основанная на теории научения; поведение, включая симптоматичное поведение, которое рассматривается как результат процесса научения и, поэтому, подверженное «разучению» (освобождению от условий).
Внешнее выражение подсознательных психических процессов (acting-out) — выражение эмоцио-
10 Прагматика человеческих коммуникации
-289-
ПРАГМАТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ
нального напряжения в поведении в ситуации, которая может не иметь ничего общего с источником напряжения; обычно относится к импульсивному, агрессивному или в целом, антисоциальному поведению (адаптировано из H&S).
Вторичная выгода — психоаналитическое понятие, относящееся к косвенным, межличностным преимуществам,которые невротик извлекает из своего состояния, например жалобы, повышенное внимание, свобода от повседневных обязанностей и тому подобное.
Гештальт (geshtalt) — форма, паттерн, структура или конфигурация.
Гештальт психология (geshtalt psychology) — изучение психических процессов и поведения как целостных, а не как изолированных или фрагментарных единиц.
Деперсонализация (depersonalisation) — процесс постепенного распада, потеря идентичности, личности, «Я». Психический феномен, характеризуемый утратой чувства реальности себя. Часто возникает вместе с потерей чувства реальности других и окружения (H&S).
Депрессия (depression) — сложное (комплексное) чувство, колеблющееся от неудовлетворенности до глубокой подавленности и безнадежности; часто сопровождается более или менее абсурдными ощущениями вины, провала и недостойности, как при саморазрушительных тенденциях. Обычно ей сопутствуют нарушения сна, аппетита и общее снижение многих физиологических процессов.
Диада (diad) — элементарная единица, относящаяся к взаимоотношениям между двумя организмами, в противоположность — монаде; подобным же образом, «триада» — единица, состоящая из трех элементов.
-290-
i ni и ii ;ai ц u i
Игра с ненулевой суммой (nonzero-sum game) - см. nir ория игр.
Игра с нулевой суммой (zero-sum game) — см. теория игр.
Истерия (hysteria) — невротическое состояние, характеризуемое превращением эмоциональных конфликтов в физические проявления — например, боль, потерю чувствительности, паралич, тоническую судорогу — без реального физического повреждения органа или органов.
Кинесика (kinesics) — (1) невербальная коммуникация (например, язык тела и т. д.); (2) изучение этого.
Компульсивность (компульсивпое) (compulsion) (-ive) — непреодолимый импульс совершить действие вопреки мнению или воли (DMD).
Конфликт Эдипа (Эдипов конфликт) (Oedipus conflict) — Эдип Туранн, герой греческой мифологии, воспитанный приемными родителями, в ссоре убил своего настоящего отца и впоследствии женился на своей матери. Позже, когда он узнал об истинных взаимоотношениях, он ослепил себя (DMD). Этот миф был введен в психиатрию Фрейдом в качестве парадигмы тяготения между ребенком и родителем противоположного пола, для особенных внутрисемейных конфликтов, происходящих из этого тяготения и его причастности к психосексуальному развитию личности.
Мета (meta-) - - приставка, обозначающая «изменение в положении», «вне», «выше» «превышающий» и т. д. Здесь, в общем, используется как ссылка на предмет знания о предмете знания или область изучения, например, метаматематика, метакоммуникация.
Монада (прил. монадный) (monad, adj.monadic) — элементарная единица одного, рассматриваемая
-291-
ПРАГМАТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ
в изоляции. Здесь, в основном, используется для того, чтобы обозначить индивида вне его коммуникационной связи, в противоположность диаде или триаде.
Патогеншсть (pathogenicity) — свойство вызывать или способность вызывать патологические изменения или болезнь.
Побег (runaway) — потеря стабильности в системе, вследствие неконтролируемого усиления отклонения от равновесия.
Прогрессивный паралич (general paresis) — (прогрессивный паралич, паралитическое слабоумие, болезнь Бсйля). Психическое состояние, характеризуемое психическими и физическими симптомами, как следствие сифилиса центральной нервной системы (H&S).
Психогенный (психогениость) (psychogenrtic (psycho-genicity)) — имеет внутрипсихическос, атак же эмоциональное или психологическое происхождение (в отношении симптома), противоположное органическому основанию.
Психоневротик (psychoneurotic) — имеющий отношение к эмоциональному расстройству, характеризуемый ими — психогенной природой и ее функциональными (скорее, чем органическими) симптомами (например, фобия — истерия).
Психопатология (psychopathology) — (1) Общее понятие для обозначения эмоциональных и/или психических заболеваний или нарушений; (2) направление медицины, занимающееся этими состояниями.
Психосоматический (psychosomatic) — имеющий отношение к взаимоотношению души и тела; телесные симптомы психического, эмоционального или душевного происхождения (DMD).
-292-
глогл;лпии
Психотик (psychotic) — имеющий отношение к психозам, т. е. к психическим состояниям или органической или функциональной (психогенной) природе такой степени, что индивидуальное, интеллектуальное, профессиональное, социальное и т. д. функционирование пациента ухудшено, в то время как у психонсвротичсского пациента это ухудшение только частичное и ограничено определенными сферами жизни.
Садомазохизм (садомазохистский симбиоз) (sadomasochistic symbiosis) — форма человеческих взаимоотношений, характеризуемая причинением физического и/или морального страдания одного партнера другому.
Совместная психотерапия (conjoint psychotherapy) — психотерапия пар или всей семьи, чьи члены лечатся вместе во время совместных сеансов (75).
Супружеская терапия (marital therapy) — см. совместная терапия.
Теория игр (theory of games) — математический инструмент, используемый для анализа социальных взаимоотношений людей; введен фон Ньюманом в 1928 году и первоначально применялся для стратегий принятия решений в экономике, сейчас распространяется на многие виды межличностных поведений. (1) Игры с нулевой суммой (zero-sum games): игровые ситуации, в которых выигрыш одного игрока и проигрыш его оппонента в сумме всегда дает ноль, т. е. это чистое состязание (конкуренция), поскольку выигрыш одного игрока — это проигрыш другого. (2) Игры с ненулевой суммой (nonzero-sum) — игровые ситуации, в которых выигрыш и проигрыш не являются инверсионно фиксированными и, таким
-293-
ПРАГМАТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ
образом, не обязательно в сумме имеют ноль; они могут быть прямо фиксированными (чистая коллаборация) или только частично фиксированными (смешенные стратегии).
Терапия пар (couple therapy) — см. совместная терапия.
Трансфер (transfer) — в психоанализе — воспроизведение забытых и представленных переживаний раннего детства. Воспроизведение в целом принимает форму видений или реакций, проявляющихся во время психоаналитического лечения (H&S).
Триада (triad) — см. диада.
Феноменологический (phenomenologic) — соответствие специфического подхода (феноменологии) к данным реальности, который изучает их, не делая никаких попыток объяснить их.
Фобия (phobia) — болезненный страх, ассоциируемый или с определенными предметами, или с определенными ситуациями.
Человек из индуцированного окружения (Identified patient) — член семьи, которому поставлен диагноз психического больного.
Шизофрения (schisophrenia) — психическое состояние, в котором находится примерно половина пациентов психиатрических лечебниц и примерно четверть всех пациентов больниц в США. Понятие было предложено швейцарским психиатром Э. Блсйлером и обозначает психоз, отмеченный фундаментальными нарушениями в представлениях пациента о реальности, в формировании понятий, аффектами, и поэтому его поведения в целом. Зависящая от специфической симптоматики, шизофрения обычно подразделяется на различные подгруппы, например, параноидную, гебефрсническую, кататоническую и простые формы.
-294-
ГЛОССАРИИ
Эмоциональная травма (emotional trauma) -- эмоциональный шок, который оказывает последующее влияние на психику (DMD).
Энтелехия (entelechy) — предполагаемое врожденное или потенциальное свойство живых существ развиваться вплоть до специфической конечной стадии.
Этология (chology) -- изучение поведения животных (DMD).
-295-
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Albec, Edward, Who's Afraid of Virginia Woolf? New York:
Atheneum Publishers, 1962.
2. Aptcr, Julia Т., «Models and Mathematics. Tools of the
Mathematical Biologist». Journal of the American Medical Association, 194: 69-72, 1965.
3. Artiss, Kenneth L., ed. The Symptom as Communication in
Schizophrenia. New York: Gome & Stratton, Inc., 1959.
4. Ashby, W. Ross, Design for a Brain. New York: John Wiley &
Sons, Inc., 1954.
5. Ashby, W. Ross, An Introduction to Cybernetics. London:
Chapman & Hall, Ltd., 1956.
6. Bateson, Gregory, «Culture Contact and Schismogenesis». Man,
35: 178-83, 1935.
7. Bateson, Gregory, «Social Planning and the Concept of
"Deutero-Learning" in Relation to the Democratic Way of Life». Science, Philosophy and Religion, Second Symposium, New York: Harper & Brothers, 1942, pp. 81-97.
8. Bateson, Gregory, «A Theory of Play and Fantasy». Psychiatric
Research Reports, 2: 39—51, 1955.
9. Bateson, Gregory, «The Message «This is Play». In Transactions
of the Second Conference on Group Processes. New York: Josiah Macy, Jr., Foundation, 1956, pp. 145—242.
10. Bateson, Gregory, Naven, 2nd ed. Stanford: Stanford Univer-
sity Press, 1958.
11. Bateson, Gregory, «The New Conceptual Frames for Be-
havioral Research». Proceedings of the Sixth Annual Psychiatric Institute. Princeton: The New Jersey Neuro-Psychiatric Institute, 1958, pp. 54—71.
12. Bateson, Gregory, «The Group Dynamics of Schizophrenia».
In Lawrence Appleby, Jordan M. Scher, and John Gumming, eds., Chronic Schizophrenia. Exploration in Theory and Treatment. Glencoe, Illinois: The Free Press, 1960, pp. 90-105.