Задача.Снятие напряжения и отреагирование агрессии. Ход работы. 4 страница

«Спасибо, ребята! Наше занятие подходит к концу, и давай­те напоследок немного поиграем в игру „Ласковый дождик"».

Все становятся друг за другом и, двигаясь по кругу, делают массаж плеч, спины, ягодиц идущего впереди. Затем направ­ление движения меняется, и игра повторяется. Направление движения можно менять несколько раз.

«Спасибо. До свидания!»

ЗАНЯТИЕ 9. «ССОРА»

Задачи:

1) обучение отреагированию эмоций в конфликте;

2) формирование адекватных форм поведения.

65

Необходимые материалы.Песочный поднос; мелкие фигурки животных, людей, растений; зеркальце.

Ход работы.Дети заходят в кабинет психолога и стано­вятся вокруг песочницы, накрытой тканью.

«Ребята, я предлагаю вам сегодня отправиться в сказочное путешествие. Сейчас каждый из вас посмотрится в волшебное зеркальце, превратится в волшебника и перенесется в сказоч­ную страну.

(Когда все дети посмотрелись в зеркальце, психолог сни­мает с песочницы ткань, и дети видят ровное пространство песочницы.)

Посмотрите, Сказочная Страна еще пустынна. В ней нет ни рек, ни озер, ни лесов, ни жителей. Дорогие волшебники, да­вайте попробуем все вместе создать Сказочную Страну.

(Дети с помощью психолога создают реку (озеро), сажают лес.)

А теперь подойдите, пожалуйста, к полке с фигурками и выберите себе фигурку того героя, кем вы сегодня будете в нашей сказочной стране».

Возможен и другой вариант работы: можно заранее приго­товить фигурки тех персонажей, которые встречаются в сказ­ке, и предложить детям выбирать героев из их числа.

Психолог берет фигурку в последнюю очередь, в соответ­ствии с теми персонажами, которых взяли дети, или же зайца (во втором варианте).

«Ну вот, наша страна ожила. В ней появились река, лес, сказочные жители. Давайте познакомимся, кто живет в нашей Сказочной Стране?»

Дети по очереди рассказывают о своих персонажах, как их зовут, чем они занимаются, какие у них привычки. Психолог о своем герое говорит в последнюю очередь, после чего начина­ет рассказывать сказку. По ходу изложения сказки дети вместе с психологом обыгрывают все ситуации, тем самым принимая активное участие в рассказываемой истории.

Ссора

Встретились однажды на лесной полянке Зайчонок и Мед­вежонок.

— Эй, Медвежонок, давай играть! — прокричал Зайчонок в самое ухо Медвежонку, прыгая от нетерпения на месте.

— Давай, а во что мы будем играть?

— В догонялки. Я, чур, убегаю, а ты догоняешь!

Начали зверята играть, да только ничего у них не вышло. Как ни старался Медвежонок поймать Зайчонка, ничего у него не получалось.

— Так нечестно, ты слишком быстро бегаешь!

— А ты пошевеливайся быстрее! Что ты ползаешь, как че­репаха!

Расплакался Медвежонок от обиды и домой ушел. А Зайчо­нок дальше по лесу побежал. Прибежал он к речке, а там Боб­ренок с Барсучонком замок из песка строят.

— Ух ты, какой замок! Я тоже с вами строить буду, — вос­кликнул Зайчонок.

— Строй, только сначала тебе нужно воды из речки прине­сти, чтобы песок намочить, — ответили зверята.

— Вот еще, я лучше башню вот эту поправлю, а то она у вас кривая какая-то.

С этими словами Зайчонок ткнул в самую большую башню лопаткой, и она упала.

— Что ты наделал! Уходи от нас. Мы не хотим с тобой играть!

— Подумаешь, не очень-то и хотелось. Вот вам за то, что вы такие!

И Зайчонок прыгнул в самую середину тщательно постро­енного сказочного Замка, а потом побежал дальше по лесной тропинке. Тропинка вывела Зайчонка прямо на поляну, где ве­селились зверята, ученики лесной спортивной школы.

— Эй, во что это вы здесь играете?

— В футбол. Хочешь с нами играть?

— Тоже мне, игроки нашлись! Смотрите, как надо! Зайчонок выбежал на середину поляны, оттолкнул Енота,

ударил Лисенка, сделал подножку Бельчонку, так, что тот упал и кубарем покатился прямо в кусты репейника. Затем Зайчо­нок схватил мяч и побежал к воротам.

— Ты что маленьких обижаешь! — закричал Волчонок. — Уходи, мы не хотим с тобой играть. А то как наподдам сейчас!

Зайчонок испугался, бросил мяч и убежал в лес.

С тех пор стало Зайчонку скучно и одиноко. Никто не хотел с ним дружить. Все звери или убегали, или прогоняли Зайчонка, а он только хорохорился и говорил, что ему и так никто не нужен. Но вот однажды Зайчонок в одиночестве гулял по берегу реки, не заметил на пути кочку, споткнулся и полетел прямо в воду.

67

— Спасите, помогите, тону! — закричал Зайчонок, ведь он совсем не умел плавать.

Зверята услышали крик Зайчонка и всей гурьбой броси­лись ему на помощь. Они вытащили его из воды и помогли дойти до дома. Задумался Зайчонок: «Что же я всех зверят обижал? Они вон какие хорошие. Меня в беде не оставили, спасли от гибели. Надо обязательно попросить у всех проще­ния». И в самом деле, Зайчонок попросил прощения у каждого, кого когда-то обидел. Зверята простили Зайчонка и стали дру­жить с ним. А Зайчонок никогда никого больше не обижал. Он стал помогать тем, кому нужна была помощь, придумывать разные игры, делать только добрые дела. И все лесные жители очень полюбили Зайчонка и стали гордиться тем, что он живет рядом с ними.

Когда сказка рассказана до конца, психолог говорит:

«Дорогие мои Волшебники! Мы сегодня с вами славно по­трудились. Мы создали сказочную страну, рассказали историю о ее жителях. А теперь нам пора возвращаться домой. Давайте поставим все фигурки на место и с помощью нашего волшеб­ного зеркальца отправимся в обратный путь.

(Все дети ставят фигурки на место, по очереди смотрятся в зеркальце, песочница снова накрывается тканью.)

Вот мы и вернулись. А теперь расскажите, пожалуйста, в какой сказке мы сегодня побывали? Какие герои там были? Что происходило? Чем закончилась сказка?

Здорово, ребята! Нам было очень интересно в сказочной стране. А сейчас я хочу вам предложить поиграть в одну очень интересную игру. Мы сейчас будем разыгрывать разные ситу­ации, которые могут происходить с нами в жизни».

Предлагаются следующие ситуации:

• Два мальчика поссорились, нужно их помирить.

• Ты и твой друг хотите играть одной и той же игрушкой.

• Твой друг обижен на тебя, извинись перед ним и попро­буй помириться.

• Твой друг попросил поиграть твою любимую игрушку, а отдал ее сломанной.

• Ребята из вашей группы играют в интересную игру, а ты опоздал в детский сад и пришел, когда игра уже нача­лась. Попроси, чтобы ребята и тебя приняли в игру. Что ты будешь делать, если ребята не захотят принять тебя?

68

Дети в парах по очереди разыгрывают вышеописанные ситуации. Можно использовать для проигрывания и те ситуа­ции, которые возникают в ходе реальной игры. При проигры­вании хорошо использовать такой прием, как «обмен ролями», когда дети меняются ролями в ходе проигрывания. Это дает конфликтному ребенку хорошую возможность почувствовать себя в роли слабого и обиженного.

«Давайте теперь возьмемся за руки и улыбнемся друг другу. На этом наше занятие заканчивается. До свидания!»

ДЕНЬ ЗА ДНЕМ В СТРАНЕ ФАНТАЗИЯ

(Н. А. САКОВИЧ)

Программа развития самосознания детей 6-9 лет

Время.Продолжительность каждого занятия составляет 50-60 минут.

Необходимые материалы.Магнитофон, аудиозаписи (ре­лаксационная и др. музыка), большое зеркало, свеча, песочница и фигурки для песочницы, изобразительные материалы (каран­даши, краски, кисти и др.), бумага разного формата, цветная бумага, старые журналы, ножницы, клей, различные куклы, мас­ки, костюмы сказочных героев или элементы костюмов, грим.

Рекомендуется иметь также фотоаппарат для съемки наи­более интересных работ и ключевых моментов программы. Это важно не только для протоколирования работы. Фотографии работ могут стать для детей эмоционально положительным ресурсом на долгое время.

ЗАНЯТИЕ 1. «ПУТЕШЕСТВИЕ НАЧИНАЕТСЯ»

Задачи:

1)создание мотивации на совместную работу;

2) развитие творческих способностей;

3) знакомство с групповыми нормами.

Ритуал входа в сказку

На входе в комнату ставится большое зеркало. Дети под­ходят к нему, смотрятся в него и прризносят волшебные слова

«В зеркале я отражусь, где захочу— там окажусь!», после чего оказываются в комнате, где будет происходить занятие.

Ритуал повторяется в начале каждого занятия.

«Мы с вами благодаря волшебному зеркалу попали в стра­ну под названием Фантазия. Кто из вас знает, что такое фанта­зия и что значит «фантазировать»? (Детям дается возможность как можно полнее ответить на этот вопрос.)

Да, это действительно удивительная страна. Она существу­ет потому, что мы мечтаем, фантазируем, воображаем. Стоит нам только придумать что-то необычное, не существующее в реальном мире, как оно сейчас же появляется в стране Фанта­зия и начинает жить своей жизнью. В этой стране живут все сказочные герои всех стран мира, все сны, все мечты различных людей и каждого из вас. Чем чаще мы мечтаем и фантазируем, тем богаче мир страны Фантазии. Здесь могут сбыться все ваши желания, сколько бы вы их ни загадывали. Давайте с помощью своей фантазии и изобразительных материалов, которые для вас приготовлены, оживим эту страну. Постарайтесь вложить в эту работу все свои самые сокровенные мечты и желания».

«Страна Фантазия» (групповой коллаж)

Необходимые материалы.Бумага, журналы, ножницы, клей, фломастеры, карандаши.

Ход работы.На листе ватмана, который размещается в центре стола или на полу, ребята с помощью предложенных материалов изображают страну Фантазию. Важно участие каж­дого ребенка. В это время звучит приятная «сказочная» музы­ка. Ведущий помогает детям выбирать картинки из журналов, вырезать их, приклеивать, размещать на ватмане. Хорошо, если будут заранее приготовлены картинки на различные темы, что позволит сократить время их поиска в журналах.

Обсуждение.Когда коллаж готов, необходимо провести обсуждение, во время которого каждому ребенку предлагает­ся рассказать о том, какие свои фантазии, мечты и желания он отобразил в коллективной работе.

Ход работы.«Мы с вами попали в Фантазию в очень не­простое для этой страны время. Ей угрожает ужасное Ничто — ничто больше не радует, ничто больше не интересует, ничто больше не привлекает ее жителей.

70

Человеческие дети к нам забыли путь.

Перестали верить книгам,

А Фантазия за то

С каждым часом, с каждым мигом

Превращается в Ничто...

Ничто— это то, что разрушает сказки, мечты, сны, фанта­зии взрослых и детей. Оно приходит к нам в виде плохого на­строения, грусти, злости, обиды. Грусть уничтожает радость, и вместо веселых песен слышится завывание холодного ветра. Злость разрушает любовь и замораживает наши сердца. Оби­да не дает нам быть счастливыми и свободными. И тогда, спра­шивая у грустного друга: «Что с тобой?», вы слышите в ответ «Ничто!».

Ничто уже начало свой путь по стране Фантазии, так как многие люди грустны, обижены и злы. Они перестали мечтать и верить в чудеса. Там, где Великое Ничто уже побывало, вме­сто цветущего сада Надежд образовалось болото Печали. От­правляясь в наш путь по Фантазии, нам необходимо это боло­то преодолеть. Помните: продвигаясь по болоту, нельзя впа­дать в грусть и печаль. Как только надежда оставит ваше сердце, болото затянет вас, и вы не сможете продолжать свой путь».

«Болото» (игра)

Участникам необходимо перебраться через болото, грани­цы которого обозначаются психологом условно или очерчива­ются мелом на полу. Кроме этого, в границах болота распола­гаются кочки, на которые можно наступать, и кочки-ловушки, встав на которые игрок проваливается в болото и возвращает­ся к началу пути. Кочки можно сделать из бумаги или цветной пленки. Они должны быть небольшого размера и располагать­ся достаточно далеко друг от друга, тем самым создавая до­полнительные трудности для движения. Ребята выстраиваются друг за другом и начинают путь. Можно помогать и поддержи­вать друг друга. Если кто-то наступил на ловушку или упадет с кочки в болото, ведущий говорит об этом, и игрок возвращает­ся к началу пути. Эти кочки-ловушки не должны выделяться ни цветом, ни размером. Ребята должны в процессе игры сами их вычислить и избегать. Игра заканчивается, когда все благопо­лучно переберутся через болото.

71

«Мы прекрасно справились с первым препятствием, хоть многим из нас было очень нелегко. Сейчас мы подошли к краю болота. Здесь, уже многие тысячи лет живет мудрая Морла, громадная древняя черепаха. Ей одной ведомо все неведомое. Она подскажет нам, что мы должны сделать, чтобы спасти стра­ну Фантазию от гибели».

«Встреча с Морлой»

Необходимые материалы.Маска или кукла черепахи Морлы.

Ход работы.«Присаживайтесь на полянке (на стульчиках по кругу или на ковре)».

Появляется Морла: «Я рада видеть вас в Фантазии. Сейчас мало кто из детей сюда заглядывает. Разучились мечтать и верить в свои мечты, в себя, и поэтому нашей стране грозит опасность уничтожения. Но вы, я знаю, нам поможете. Я очень давно живу здесь и знаю, спасти Фантазию не может ни один из ее жителей. Это подвластно только детям из реального мира. Они должны пройти через трое ворот: ворота Волшебного Зеркала, Ворота Сфинксов и Ворота Без Ключа и обрести в пути семь чудесных умений:

• Уметь любить себя.

• Уметь любить других.

• Уметь слышать.

• Уметь видеть.

• Уметь говорить.

• Уметь дружить.

• Уметь творить добрые дела».

Морла исчезает. После этого психолог обращается к детям: «Морла ничего не объяснила нам. Что значит— уметь лю­бить себя? Давайте постараемся разобраться». (И так по всем семи умениям. Необходимо стараться включить в обсуждение всех ребят.)

«Волшебный Лес» (разминка)

Необходимые материалы.Магнитофон и аудиозапись звуков природы, леса.

Ход работы.«Дальше наш путь идет через Волшебный Лес. Он населен различными сказочными существами. И каждый из

вас сейчас имеет возможность превратиться в такое сказоч­ное существо. Прислушайтесь к музыке и превращайтесь. По­двигайтесь, как оно двигается, можете издавать какие-либо зву­ки. Постарайтесь превратиться в самое невероятное существо и передать в движении его характер, способности, его отличия от других (3-4 минуты).

А теперь мы сядем, и каждый по очереди нам покажет свое существо. Наша задача отгадать, что это за сказочный герой. Если такого героя раньше не существовало, мы попробуем рассказать о том, какой он, что он любит. И т. д.»

Постарайтесь выделить в этом упражнении положительные стороны каждого ребенка (через выделение важности его ска­зочного существа).

Ритуал выхода из сказки

Ритуал выхода из сказки такой же, как и ритуал входа. Этот ритуал должен повторяться в начале и в конце каждого занятия всю программу.

ЗАНЯТИЕ 2. «СВЕТ МОЙ, ЗЕРКАЛЬЦЕ, СКАЖИ...»

Задачи:

1) создание мотивации на познание себя;

2) знакомство с понятием «любовь к себе»;

3) развитие рефлексивных способностей; 4)развитие самосознания;

5) развитие воображения.

Необходимые материалы.Зеркало; заготовленные зара­нее листы бумаги, на которых нарисованы три зеркала; каран­даши цветные; свеча.

Ритуал входа в сказку

См. занятие 1.

Повторение материала

Рекомендуется начинать с этой процедуры каждое заня­тие. Важно еще раз обобщить приобретенные на прошлом

73

занятии знания и навыки, исследовать мысли ребят по поводу происходящего на занятиях.

«Фантазия рада встрече с вами. Давайте вспомним: где мы путешествовали в прошлый раз? Что с нами происходило? Что нового мы узнали?»

«Встреча с Зеркальным Оракулом» (упражнение)

Необходимые материалы.Маска или кукла Зеркального Оракула.

Ход работы.«Пройдя через болото и Волшебный Лес, мы оказались у ворот Волшебного Зеркала. Их охраняет Зеркальный Оракул».

Появляется Зеркальный Оракул: «Оракул Волшебного Зер­кала приветствует вас, смелые отроки. Сегодня вам предстоит пройти нелегкие испытания. Путники, проходящие через мои ворота, сталкиваются с самым необъяснимым, с самым непо­знанным в своей жизни — с собой. Иногда они ненавидят свое отражение, иногда боятся его, иногда считают его чужим... Прой­ти ворота смогут лишь те, кто знает, любит и принимает себя. А знаете ли вы того, кто отражается в зеркале?»

«Рисование в зеркалах» (упражнение)

Ход работы.Ребятам раздаются заранее подготовленные бланки, на которых нарисовано три зеркала. Под первым зер­калом находится надпись «Я глазами родителей». Под вторым — «Я глазами друзей». Под третьим — «Каким я вижу себя». Дети должны цветными карандашами нарисовать в зеркалах себя в соответствии с надписями.

Обсуждение.По окончании работы проводится обсужде­ние. Примерные вопросы:

• Что я знаю о себе?

• Каковы мои положительные и отрицательные стороны?

• Что объединяет и что различает три отражения в зерка­лах? И т. п.

Зеркальный Оракул: «Ну что же, попробуйте пройти через ворота Волшебного Зеркала».

74

«Зеркала» (игра)

Ход работы.Группа делится на пары, которые садятся друг напротив друга. По очереди каждый партнер становится то зеркалом, то смотрящим в зеркало (по пять минут на каждую из ролей). Задача смотрящего в зеркало — показать себя, свои любимые движения, настроения, мимику. Задача зеркала — все это точно отражать.

Обсуждение.По окончании проводится обсуждение:

• Каким увидело зеркало смотрящего в него человека?

• Как воспринималось собственное отражение?

• Что было наиболее сложным и наиболее простым в этой игре? И т. д.

«Мы прошли ворота Волшебного Зеркала и очень устали. Нам необходимо отдохнуть. Сядьте поудобнее и закройте гла­за. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха...»

«Улыбка» (релаксация)

«Во время каждого выдоха ты можешь почувствовать, как твое лицо все больше и больше расслабляется. Пусть с каждым выдо­хом расслабляется твой рот, нос, уши, лоб, глаза... Теперь вдох­ни глубоко-глубоко и задержи дыхание. Откинь голову назад, сделай сильный выдох, выдувая воздух как можно выше, чтобы он долетел до потолка... Повтори это еще раз. Теперь снова вдох­ни. И когда будешь сейчас выдыхать, постарайся улыбнуться. Почувствуй, как во время улыбки растягиваются твои губы и как напрягаются мышцы щек... Сделай это еще раз и попробуй улыб­нуться пошире. Представить себе, что видишь перед собой на рисунке красивое солнышко, рот которого расплылся в широкой дружеской улыбке. (Важно увидеть улыбку на лицах всех детей.)

Когда ты снова улыбнешься, почувствуй, как улыбка перехо­дит в твои руки, доходит до ладоней. Дыши и улыбайся... И ощущай, как твои руки и ладони наполняются улыбающейся силой солнышка.

Когда ты улыбнешься снова, почувствуй, как твоя улыбка спускается все ниже и доходит до ног, до самых кончиков ступ­ней. Ощути тепло солнца под подошвами ног.

Ощути улыбку во всем своем теле. Улыбаясь, ты хорошо чувствуешь себя с ног до головы, ощущаешь радость всеми клеточками своего тела. Ты любишь и принимаешь себя.

75

Теперь снова глубоко вдохни и задержи на мгновение ды­хание. Представь, что в твоей груди находится большой золо­той шар. Это настоящее солнце внутри тебя, внутри твоего сердца. Когда ты будешь сейчас выдыхать, пусть это солнце улыбается. Снова набери побольше воздуха, задержи дыхание и почувствуй, как солнце внутри тебя широко и дружелюбно улыбается. И когда ты еще пару раз так же глубоко вздохнешь и позволишь солнцу улыбнуться, ты сможешь заметить, как спокойно, безмятежно и радостно стало у тебя на душе. Ты и потом сможешь вызывать в себе это приятное чувство, вспо­миная картину улыбающегося солнца.

Теперь немного потянись и выпрямись. Открой глаза и снова окажись с нами в этой комнате».

Ритуал выхода из сказки

Аналогичен ритуалу входа. См. занятие 1.

ЗАНЯТИЕ 3. «СВЕТИ ТЕНЬ»

Задачи:

1) обобщение опыта, полученного на предыдущих занятиях; 2)групповое сплочение;

3) создание мотивации на познание себя;

4) развитие рефлексивных навыков;

5) развитие самосознания;

6) познание и принятие своих положительных и отрицатель­ных качеств;

7) развитие воображения.

Необходимые материалы.Альбом, карандаши цветные, журналы, ножницы, клей, связанная в виде паутины веревка.

Ритуал входа в сказку

См. занятие 1.

Повторение материала

См. занятие 2.

76

«Мои свет и тень» (упражнение)

Ход работы.«Пока мы путешествуем по Фантазии, Вели­кое Ничто отправило по нашим следам своих слуг. Их задача — напугать нас и остановить. Они — жители города призраков, дети тени. Чтобы достойно встретить их и не испугаться, мы должны познакомиться со своими тенями».

Альбомный лист делится на две части. На одной половине листа рисуются или приклеиваются образы, отражающие свет (хорошую сторону). На другой половине— все, что относится к тени (отрицательные черты характера).

Обсуждение.По окончании работы проводится обсуждение:

• Что означают свет и тень в каждом из нас?

• Каким будет человек, у которого отсутствует одна из этих составляющих?

• Для чего нужно знать себя? И т. д.

Дайте каждому ребенку возможность подробно рассказать о своей работе.

«Путешествие продолжается, и наш путь лежит через го­род призраков, где все заброшено и затянуто паутиной. Наша задача, если мы хотим двигаться вперед, — пройти через пау­тину, не потеряв при этом ни одного человека».

«Паутина» (упражнение)

Необходимые материалы.Паутина, связанная из веревок таким образом, чтобы в ней было столько отверстий, сколько детей в группе. Отверстия в паутине должны быть разного раз­мера, но с учетом того, что через них должны пролезть дети. Паутина натягивается, как волейбольная сетка, и закрепляется.

Ход работы.«Вам необходимо пролезть через паутину, не задев ее. Если кто-то задевает, возвращается на исходное место».

Важно, чтобы ребята помогали друг другу пролезать через отверстия в паутине. Игра заканчивается, когда препятствие преодолено.

«Пройдя через паутину в городе призраков, мы оказались на поляне «Четырех стихий». Только здесь возможно одновремен­ное существование воды, огня, воздуха и земли. Давайте позна­комимся с ними поближе».

«Четыре стихии» (разминка)

Ребята делятся на четыре группы. Первая группа— огонь, вторая — вода, третья — воздух и четвертая — земля. Под специ­ально подобранную музыку (например, «Времена года» П. И. Чай­ковского) ребятам предлагается с помощью движений как можно более полно передать свою стихию. Затем группы меняются так, чтобы в результате каждый показал все стихии.

Если к каждой стихии вы подберете свою музыкальную композицию, тогда группу можно не делить, а двигаться всем вместе, по очереди изображая каждую стихию.

Ритуал выхода из сказки

См. занятие 1.

ЗАНЯТИЕ 4. «НАВСТРЕЧУ ВЕЗЕНИЮ»

Задачи:

1) обобщение опыта прошлых занятий; 2)групповое сплочение;

3) создание мотивации на принятие других;

4) осознание своих границ и границ другого человека;

5) развитие рефлексивных навыков;

6) развитие самосознания;

7) развитие воображения.

Необходимые материалы.Кукла или маска Дракона Ве­зения, альбом, гуашь, кисти, баночки для воды, вода.

Ритуал входа в сказку

См. занятие 1.

Повторение материала

См. занятие 2.

«Значимый человек» (упражнение)

Ход работы.«Сегодня наше путешествие начинается со Ска­лы раздумий. Для того чтобы отправиться дальше по Фантазии,

78

каждый должен сейчас подумать о значимом для него человеке. Так устроена Фантазия. Если ты попал в нее, то обязательно дол­жен привести в нее других. Кого бы каждый из вас взял в это пу­тешествие с собой? Вспомните какого-нибудь человека, который играет важную роль в вашей жизни. Это может быть человек, ко­торого вы любите, или же человек, с которым вы часто ссоритесь. Закройте на минуту глаза и представьте себе, как этот человек выглядит, во что он одет, как он двигается...

А теперь, используя бумагу и гуашь, нарисуйте того чело­века, которого представили. Когда рисунок будет готов, поду­майте и напишите то, что он говорит, от первого лица: «Меня зовут... Я очень люблю... А еще мне нравится... И т. д.»

Затем напишите то, что вы хотели бы ему сказать, о чем хотели бы его попросить».

Обсуждение.В последующем обсуждении детям задают­ся следующие вопросы:

• Какого значимого человека для себя ты выбрал?

• Что в этом человеке тебе нравится?

• Было ли тебе трудно представить то, что другой человек говорит о самом себе?

• Хочешь ли ты чего-нибудь от этого человека?

• Как тебе кажется, не хочет ли он чего-нибудь от тебя? Ход работы.«В прошлый раз, когда мы знакомились с

четырьмя стихиями, мы разбудили Дракона Везения. Эти уди­вительные существа несут в себе свойства огня и воздуха, воды и земли. Они умеют плавать и летать, дышать огнем и путеше­ствовать в пещерах. Они верные спутники и приносят удачу. Питаются они любовью и теплотой, другая пища им не нужна. Давайте познакомимся с ним поближе».

Появляется Дракон Везения: «Как я рад проснуться и снова ощутить радость и счастье. Когда Ничто начало свой путь по Фантазии и стало кольцом смыкаться вокруг населяющих ее жителей, любовь и тепло — наша основная пища — исчезли. Вокруг только страх, уныние, грусть. Драконы Везения стали засыпать, попрятались в глубокие пещеры. Я так рад, что вы меня разбудили. Я чувствую вашу любовь и тепло. Силы воз­вращаются ко мне. Давайте поиграем, я так люблю играть, особенно гоняться за своим хвостом».

79

«Поймай хвост дракона» (игра)

Ребята выстраиваются в шеренгу, друг за другом. Первый в шеренге— голова дракона (можно надеть на него маску). Последний в шеренге — хвост дракона. Все дети в шеренге держатся друг за друга. Это и есть дракон. Под веселую музы­ку «голова» начинает догонять «хвост», а он — увертываться и убегать. Как только «хвост» пойман, на место головы и хвоста ставятся другие ребята, пока все не побывают в этих ролях. Для этой игры нужно достаточно свободного места, поэтому заранее освободите пространство от стульев, столов, всего того, что может помешать при движении дракона. Также необ­ходимо предупредить ребят о безопасности движения, чтобы никто не упал и не ударился.

Дракон Везения: «Как же мне понравилось с вами играть, я решил отправиться по Фантазии вместе с вами, ведь везение так необходимо, а еще важнее друзья рядом. Драконы Везе­ния не могут существовать в одиночестве, им обязательно нужны друзья, ведь вы же помните— мы питаемся любовью и теплом других. А вы могли бы существовать в одиночестве? А что для вас любовь и тепло других? А вы умеете дарить любовь и тепло другим людям? Какими способами можно выразить свои теплые отношения к другому? И т. д.»

«Подарок» (упражнение)

Дети встают в круг. Упражнение начинает ведущий. Необ­ходимо без слов, с помощью пантомимы показать и вручить подарок соседу слева. Он, в свою очередь, демонстрирует свой подарок (придуманный им) и передает соседу слева. Повто­ряться нельзя. Когда подарок получает и ведущий, можно пред­ложить ребятам рассказать: отгадали ли они, что им подарили, почему дарящие сделали именно этот подарок, какой подарок понравился больше всего и почему и т. д.

Ритуал выхода из сказки

См. занятие 1.

80

ЗАНЯТИЕ 5. «ГОЛОС ТИШИНЫ»

Задачи:

1) обобщение опыта прошлых занятий;

2)групповое сплочение;

3)развитие рефлексивных навыков;

4)развитие самосознания;

5)развитие восприятия и самовосприятия;

6) развитие внимание;

7) развитие воображения.

Необходимые материалы.Кукла или маска Дракона Ве­зения, музыкальные инструменты, кусочки тканей, пленки (обертки от конфет, фольга), вода в небольшой мисочке, пе­сочница (любая емкость с песком), емкость с небольшими ка­мушками (ракушками, фасолью, макаронами или др.), аудио­запись звуков природы.

Ритуал входа в сказку

См. занятие 1.

Повторение материала

См. занятие 2.

«Тишина» (игра)

Ход работы.«Сегодня мы будем слушать. Фантазия на­полнена необыкновенными звуками. Чтобы не дать Великому Ничто поглотить и уничтожить их, мы должны научиться слы­шать и создавать новые звуки, наполняя тишину жизнью. Но прежде нам придется войти в храм из слоновой кости и встре­титься с тишиной. Этот храм принадлежит Детской Королеве — Королеве Фантазии. Раньше он был наполнен звуками радос­ти, детского смеха, музыки, волшебных превращений, но с тех пор как Ничто стало захватывать Фантазию, в храме посели­лась тишина.

Наши рекомендации