Идентификация и осуществление репарации
Быть действительно внимательным к другим значит уметь
ставить себя на их место: мы «идентифицируем» себя с ними.
Сейчас эта идентификация с другим человеком является очень
важным элементом человеческих взаимоотношений в целом, а также
условием настоящих сильных переживаний любви. Мы способны
пренебрегать или в некоторой степени жертвовать собственными
переживаниями и желаниями и, таким образом, на некоторое время
ставить на первое место интересы и эмоции другого человека,
лишь обладая способностью идентифицировать себя с любимым
человеком. Поскольку, идентифицируясь с другими людьми, мы так
сказать делимся помощью или удовольствием, которое доставляем
им, в одном отношении мы получаем то, чем пожертвовали в другом1.
В конечном счете, принося жертвы кому-то, кого мы любим, и иден
тифицируя себя с любимой личностью, мы играем роль хорошего
родителя и ведем себя так же, как по нашему переживанию родители
вели себя по отношению к нам — или же, как мы бы хотели, чтобы
они вели себя по отношению к нам. В то же самое время мы играем
роль хорошего ребенка по отношению к родителям — роль, которую,
как мы думаем, надо было бы сыграть в прошлом и которая отыг
рывается в настоящем. Таким образом, переворачивая ситуацию, а
именно, действуя по отношению к другому человеку как хороший
родитель, в фантазии мы воссоздаем и наслаждаемся желаемой
1 Как я сказала в начале, у всех нас существует постоянное взаимодействие
любви и ненависти. Однако тема моей работы касается способов, которыми
развивается, усиливается и стабилизируется переживание любви. Поскольку я
не углубляюсь в вопросы агрессии, я должна разъяснить, что агрессия активна
даже у тех людей, чья способность к любви развита сильно. Говоря в общем,
у таких людей и агрессия, и ненависть (последнюю уменьшает и в некоторой
степени уравновешивает способность к любви) в значительной степени исполь
зуются конструктивно («сублимировано», как это было названо). Фактически
не существует продуктивной активности, в которую бы тем или иным образом
не входила некая агрессия. Взять, к примеру, труд домохозяйки: уборка и т. п.,любовью и хорошестью наших родителей. Однако действовать как
хорошие родители по отношению к другим людям также может
быть способом справиться с фрустрациями и страданиями прошлого.
Наши обиды на родителей за то, что они фрустрировали нас, наряду
с переживаниями ненависти и мести, которые они пробудили в нас,
и, кроме того, переживания вины и отчаяния, возникающие из этой
ненависти и мести, поскольку мы повредили родителей, которых в то
же самое время любим, — все это в фантазии мы можем аннулиро
вать ретроспективно (изымая некоторые основания для ненависти),
играя одновременно роли любящих родителей и любящих детей. В то
же время в бессознательной фантазии мы возмещаем повреждения,
которые нанесли в фантазии и за которые все еще бессознательно
конечно же, свидетельствует о ее желании сделать вещи приятными для других
и для себя, и как таковые они являются проявлением любви к другим людям и к
вещам, о которых она заботится. Однако в то же самое время она дает выраже
ние агрессии, уничтожая врага, грязь, которая в ее бессознательном обозначает
«плохие» вещи. Изначальные ненависть и агрессия, исходящие из самых ран
них источников, могут прорваться у женщин, чья чистоплотность становится
навязчивой. Все мы знаем тип женщин, делающих жизнь семьи невыносимой
из-за своих постоянных «уборок»; в этом случае ненависть фактически на
правляется против тех, кого она любит и о ком заботится. Ненавидеть людей и
вещи, которые считаются достойными ненависти — будь то люди, которые нам
не нравятся, или принципы (политические, художественные, религиозные или
моральные), с которыми мы не согласны, — это общий способ излить в манере,
которая считается допустимой и на самом деле может быть весьма конструктив
ной, свои переживания ненависти, агрессии, пренебрежения и презрения, если
это не доходит до крайностей. Эти эмоции, хотя и использованные по-взросло-
му, являются, по сути, эмоциями, испытанными нами в детстве, когда мы нена
видели людей, которых в то же самое время любили, — наших родителей. Даже
тогда мы пытались сохранять любовь к родителям и обращать ненависть на дру
гих людей и вещи — процесс, успешность которого во взрослой жизни зависит
от развития и стабилизации способности любить, а также от расширения круга
интересов, привязанностей и ненавистей. Другие примеры: работа юристов, по
литиков и критиков включает в себя борьбу с оппонентами, однако способами,
которые считаются допустимыми и полезными; и здесь вновь применимы вы
шеупомянутые выводы. Одним из многих способов, которыми агрессию можно
выразить законно и даже похвально, являются игры, в которых противника вре
менно — и то, что сам противник временный, также помогает уменьшить чувс
тво вины, — атакуют переживаниями, исходящими из ранних эмоциональных
ситуаций. Таким образом, существует много способов — сублимированных и
прямых, — в которых находят выражение агрессия и ненависть людей, в то же
самое время добросердечных и способных любить чувствуем себя виновными. Это осуществление репарации является
фундаментальным элементом любви и всех человеческих взаимоот
ношений; поэтому я часто буду ссылаться на него далее.