Сведения о местах проведения практики.
ПРОГРАММА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Рекомендуется для
Направления37.03.01 – «Психология»
Направленность (профиль)«Социальная психология»
квалификация выпускника: бакалавр
1. Целью практики является
1. Формирование общекультурных компетенций:
практическаядеятельность:
2. способностью к реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-1);
3. способностью к отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретацией (ПК-2);
4. способностью к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-3);
5. способностью к выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-4);
6. способностью к психологической диагностике, прогнозированию изменений и динамики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-5);
7. способностью к проведению стандартного прикладного исследования в определенной области психологии (ПК-8);
педагогическаядеятельность:
8. способностью к проектированию, реализации и оценке учебно-воспитательного процесса, образовательной среды при подготовке психологических кадров с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий (ПК-10);
9. способностью к использованию дидактических приемов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека (ПК-11);
10. способностью к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-12).
2. Трудоемкость педагогической практикисоставляет 3 зачетные единицы 5 зачетных единиц, 3 недели, 162 часа
3. Вид, способ и форма проведения практики:
Вид практики: производственная
Способы проведения: стационарная
Форма проведения: концентрированная
Наименование: педагогическая
4.Место практики в структуре основной образовательной программы:
В соответствии с учебным планом основной образовательной программы педагогическая практика по направлению 37.03.01 - «Психология» проводится на третьем курсе в 6 семестре в объеме 3 недели (5 зачетных единиц) на базе образовательных учреждений (колледжей, школ, гимназий и др.).
Требования к уровню подготовки студента, необходимого для успешного прохождения практики: педагогическая практика является продолжением и закреплением знаний и навыков, полученных при изучении следующих дисциплин: «Введение в профессию», «Общая психология», «Общий психологический практикум», «Социальная психология», «Методика преподавания психологиив средних учебных заведениях».
5. Перечень планируемых результатов практики:
В результате прохождения практики студент должен:
знать:
- специфику педагогической деятельности психологов в образовательных учреждениях;
- основные направления работы преподавателя психологии;
уметь:
- планировать и организовывать лекции, семинарские, практические и лабораторные занятия, внеаудиторную и другие формы учебной работы преподавателя психологии в учреждениях образования различного типа;
- оценивать индивидуальные результаты учебной деятельности учащихся и выражать их в качественной и балловой форме;
- разрабатывать и применять современные образовательные и информационные технологии, выбирать оптимальные стратегии преподавания в зависимости от целей обучения, уровня подготовки обучающихся.
владеть:
- навыками анализа педагогической деятельности с целью осознания собственных профессиональных знаний и умений;
- навыками исследования психологических особенностей отдельных учащихся и группы/класса в целом, а также составления психологического портрета студента/ученика или группы
- системой категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики.
Содержание педагогической практики
Видыпрофессиональной деятельности | Формируемыекомпетенции | Трудоемкость в ЗЕ |
Организационный (подготовительный) этап: проведение установочной конференции, постановка педагогических задач, инструктаж по порядку прохождения практики, подготовка методического обеспечения. | ПК-10 | |
Ознакомительный этап: знакомство с образовательным учреждением, с администрацией, педагогическим коллективом, знакомство с основными задачами и направлениями учебной работы преподавателя психологии и внеклассной работы классного руководителя, знакомство с закрепленным классом. | ПК-10 | |
Педагогический этап: подготовка и утверждение конспектов уроков и внеклассных мероприятий по психологии, проведение пробных и зачетных уроков по психологии разных типов, внеаудиторной и методической работы. | ПК-4, ПК-10, ПК-11, ПК-12 | |
Психологический этап: изучение отдельного учащегося или классного коллектива на основе различных видов практической психологической работы и по материалам психологической службы учебного заведения | ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-8 | |
Аналитический этап: наблюдение и анализ педагогической деятельности преподавателя психологии и других студентов, самоанализ своей педагогической деятельности. | ПК-10, ПК-11 | |
Заключительный этап: подведение итогов практики, написание отчета, анализ эффективности и оценка результатов практики, подготовка к конференции, проведение заключительной конференции по педагогической практике. | ПК-10 |
Тематическое планирование практики
Дата(день) | Темазанятия (содержаниеработы) | Трудоемкость в часах | |
Ауд. | Срс | ||
1 день | Организационный этап: участие в установочной конференции знакомство с целями и задачами данной практики, требованиями к оформлению отчетной документации, собеседование с групповыми руководителями практики и составление предварительного индивидуального плана работы | ||
1 неделяпрактики | Ознакомительный этап: знакомство с деятельностью организации, с ее структурой и функциями; изучение образовательной программы по психологии, его учебных планов и программ, их структуры, содержания, методов и приемов обучения. | ||
Основной этап: наблюдение и анализ педагогической и психологической деятельности психолога. | |||
Разработка и оформление конспектов занятий и конспектов внеаудиторного мероприятия с учащимися, подготовка методического обеспечения к проведению занятий. | |||
2 неделяпрактики | проведение занятий и внеаудиторного мероприятия с учащимися самоанализ проведенных занятий, диагностика, обработка данных и составление психолого-педагогической характеристики учащегося и психологический портрет класса (группы), наблюдение и анализ занятий студентов-практикантов, проведение профориентационной работы с учащимися, выполнение научно-исследовательской работы срамках научных интересов студентов | ||
3 неделяпрактики | Заключительный этап: составление отчетной документации по практике, подготовка к заключительной конференции, участие в заключительной конференции, доклад и презентация | ||
Всего |
Сведения о местах проведения практики.
Педагогическая практика на третьем курсе по направлению 37.03.01 - «Психология» осуществляется на основе договоров между ФГБОУ ВПО «БГПУ им. М. Акмуллы» и образовательными учреждениями г. Уфы (СОШ, колледжи, гимназии и др.), обладающих необходимым кадровым потенциалом.
На базе практики должна функционировать психологическая служба или должен быть педагог-психолог, имеющий свой кабинет, оборудование и ведущий систематическую преподавательскую, научно-методическую и практическую деятельность.
8. Перечень примерных заданий для выполнения в период практики:
I.Учебная работа
1. Овладение различными концепциями, технологиями и методами преподавания психологии в образовательных учреждениях.
2. Проведение уроков психологии различных типов (1 урок пробный, 1 урок зачётный);
2. Наблюдение и психологический анализ посещённых уроков различных типов преподавателя психологии (1 занятие). Изучение опыта работы преподавателя.
3. Наблюдение и психологический анализ посещённых уроков студентов-практикантов, определение эффективности посещённых уроков по предлагаемой схеме с письменным предоставлением результатов качественного и количественного анализа (1 занятие).
4. Самоанализ подготовленных и проведенных уроков на основе конспекта этого урока и результатов его реального проведения.
II. Методическая работа
1. Изучение образовательной программы по психологии, по которой работает преподаватель, его учебных планов и рабочих программ, анализ их структуры, содержания, методов и приемов обучения.
2. Разработка и оформление конспектов пробных и зачётных уроков, внеклассного мероприятия по психологии с последующим приложением их к отчётной документации.
3. Подготовка методического обеспечения, необходимого для реализации задач учебной и воспитательной работы.
4. Участие в работе методических объединений (семинаров) по предмету.
5. Подготовка сообщения по современным проблемам психологической науки и практики и выступление на методическом объединении, методическом семинаре или педагогическом совете образовательного учреждения.