Социальное время и его этико-аксиологическое измерение
Сёрен Кьеркегор писал в одной из своих работ: «То, чего я хотел – это несбывшаяся иллюзия».
Для философов-экзистенциалистов ВРЕМЯ представляло собой существование и выбор.
Кроме того, в социальном измерении ВРЕМЯ – это единство Прошлого, Настоящего и Будущего.
Каждый раз в ситуации ВЫБОРА человек как бы стоит у края пропасти, где происходит ИГРА ВОЗМОЖНОСТЯМИ.
Сартр говорил о том, что свобода личности заключается в умении поставить прошлое вне Игры. Никогда не поздно выбрать себя заново – успешным, смелым и полным оптимизма, даже если в прошлом человек пережил сложные ситуации.
Камю связывал свое понимание Времени с образами Креста и Меча.
Крест (Бог) – Меч (Время)
2 типа мироотношения:
- созерцание
- жизнетворечство
При чем жизнетворчество – это более правильный выбор, чем созерцание.
Экзистенциалисты считали, что мир абсурден. Но сам человек может наделить его смыслом. Т.е. с абсурдностью мира нужно бороться.
В философии ПОСТМОДЕРНАакцент делается на игре смыслами и контекстами. Время трактуется как враг Истины.
Сам постмодерн отражает кризис представлений об истинности, назревший к середине ХХ века в Европейской культуре.
Время в философии постмодерна – это, прежде всего, СОБЫТИЕ, которое постоянно подвергается Интерпретации
- определенный провал Настоящего
- «маленькая смерть» как писал Жиль Делёз…
- это безвременье, время без Настоящего, которое может быть отражено чисто филологически такими выражениями как «темнеет», «моросит» и т.п.
И, конечно же, помимо Прошлого и Настоящего, человека всегда интересовало Будущее.
Сейчас это выражается в развитии методов научного прогнозирования.
В прошлом это были различные гадательные практики.
Так или иначе, человек всегда задавался вопросом: А можно ли предвидеть Будущее?
Китайский философ Мо-цзыотвечал на этот вопрос так:
«Да, можно – на основе Прошлого».
Чтобы спрогнозировать Будущее, нужно понимать Настоящее. Как бы «обезвредить» Настоящее, изучить его.
Братья Стругацкие писали о том, что есть два крайних типа отношения к Прошлому – его можно приукрасить или забыть. Важно не впадать в эти крайности.
Прошлое – абсолютно. Оно уже имеет РЕЗУЛЬТАТЫ.
Будущее – относительно.
От того, как мы относимся к прошлому, зависит наш способ мышления.
ВРЕМЕНА МЕНЯЮТСЯ ВМЕСТЕ С НАМИ.
Особенность социального времени в том, что его создаем и меняем МЫ САМИ.
Сегодня мы с вами живем в ситуации ВОЙНЫ. Война – это время, когда актуализируются такие негативные социальные явления как жестокость, насилие, стремление к разрушению и смерти.
Для более глубокого понимания влияния человека на социально время предлагаю обратиться к знаменитому Стэндфордскому эксперименту, проведенному в 1971 году на базе Стэндфордского университета знаменитым психологом Филиппом Зимбардо.
Идея эксперимента возникла под влиянием Войны во Вьетнаме, сопровождавшейся, как и любая война, всплеском пыток и жестокости.
ЦельюЗимбардо и его коллег было выяснение психологической сути этих явлений. Сам человек ли зол по своей природе? Или человек – это результат ситуации, в которую он попадает и становится ее заложником?
Как вы помните, среди студентов методом случайной жеребьевки были выбраны Охранники и Заключенные. Каждый из них получил соответствующую форму одежды. У заключенных – это тюремная роба. У охранников – соответственно форма, дубинки и темные очки.
Уже в начале эксперимента люди, которые еще недавно прекрасно общались друг с другом, удивительно быстро вжились в свои новые роли. Охранники стали издеваться над заключенными. А заключенные постоянно находились в подавленном состоянии. Они знали о своем праве в любой момент выйти из эксперимента, но продолжали терпеть насилие и даже не попытались объединиться и взбунтоваться против охранников.
На 6й день эксперимент прекратили из-за опасения за психологическое состояние его участников.
В контексте нашей сегодняшней темы мы можем сделать следующий вывод:
- Ситуацию того или иного социального Времени создает Система. Система проявляется в таких аспектах как ВЛАСТЬ, РЕСУРСЫ, ИДЕОЛОГИЯ.
Относительно Идеологии следует сказать, что особое значение для подъема уровня агрессии в обществе имеет Тезис об угрозе Национальной Безопасности и обращение к базовым инстинктам.
(Пример - Лозунг: Братья и сестры! Родина-мать в опасности! Защитим наших детей !)
В межчеловеческих отношениях формула Я-ТЫ подменяется формулой Я-ЭТО или Я-ОНО. Т.е. происходит дегуманизация образа Врага (ЭТО – не человек, и с ЭТИМ можно делать все).
Как же человек может защитить себя от такого навязываемого восприятия социального Времени?
Выход может быть найден в следующих УСТАНОВКАХ:
1. Я отрегулирую свое восприятие Времени
2. Я не буду находиться в капкане ВЕЧНОГО ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС.
(Ведь помимо Настоящего есть Прошлое, и те моральные ценности и гуманистические принципы, которые были даны в Прошлом.
И есть Будущее – а в нем – ответственность за совершенные поступки).
3. Нельзя допускать, чтобы моральный комплекс личности бы выведен из строя.
Таким образом, можно сделать следующий вывод:
1. Время – это очень многогранное понятие, имеющее множество интерпретаций в философии, физике, истории, психологии и других науках.
2. Как категория философии науки, ВРЕМЯ – это форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний в изменении и развитии материальных систем, существующих в пространстве.
3. Делением времени на интервалы и периоды занимается астрономическая, геологическая и политическая хронология.
4. Помимо чисто физической интерпретации времени оно имеет выраженные Социальный, Этический и Ценностный Аспекты. В физическом смысле человек бессилен перед Временем. Время неумолимо. Это Хронос, пожирающий своих детей. Но социальное время – это то, что творим мы сами, своими поступками и своим ежедневным Выбором.