Подготовка к записи вокала
Запись и обработка вокала
Специфика моей работы такова, что довольно часто приходится записывать вокальный ансамбль, отдельных вокалистов и даже самого себя. За 6 лет работы уже выработались некоторые стандарты и алгоритмы, помогающие в этом хитром деле. В данной статье хотелось бы поделиться некоторыми мыслями, знаниями, фишками и прочими полезными механизмами работы, облегчающими труд и помогающими в процессе записи и обработки вокала.
Сразу оговорюсь - все нижеследующее не есть прописная истина или аксиома, которую следует принимать как единственно верный способ - все это лишь советы, систематизированные и собранные в одном месте или некий отправной пункт для дальнейшего полета Вашей творческой мысли. Итак, начну, пожалуй.
Весь процесс можно разделить на несколько условных этапов:
1. Подготовка.
2. Запись (или как еще говорят «накопление»)
3. Разбор записанного материала, отстройка, коррекция (тюнинг), обработка и сведение.
Подготовка к записи вокала
Не уходя сильно вглубь науки акустики, замечу, что для хорошей записи вокала потребуется правильно оформленная, без лишних паразитивных отражений комната. Микрофон во время записи будет «снимать» не только Ваш голос, но и отраженный сигнал (эхо, натуральную реверберацию комнаты), что может в корне изменить записанный звук. Ковры, одежда, полотенца – все это можно пустить в ход, развесив и разложив вокруг себя в жилой комнате для уменьшения количества отражений (особенно на двери шкафов, на окнах и на поверхности пустых столов). Микрофон стоит расположить подальше от шумящих источников звука (например, системного блока компьютера или сплит-системы), но ни в коем случае не в самом центре комнаты, т.к. там находится точка пересечения отраженных волн. При наличии эластичного подвеса типа «паук», микрофон лучше использовать вместе с ним – это позволит избавиться от низкочастотных артефактов, которые могут передаться через стойку микрофона. Как вариант можно подложить под ножки стойки поролон или ветошь.
Описание выбора микрофона и способа его подключения в принципе достойны отдельной статьи, но я попробую быть кратким и уложиться в пару абзацев. Микрофоны различаются по способу преобразования колебаний звукового давления в электрические колебания. Исходя из этого, выделяют целый ряд типов микрофонов, но я упомяну только о двух: о динамических и конденсаторных, т.к. они получили широкое распространение. Принцип действия динамического микрофона состоит в преобразовании колебаний звуковых в механические. В конденсаторных микрофонах устройство по сложнее, т.к. задействован конденсатор, емкость которого изменяется с частотой воздействующего на мембрану звукового давления. Данному типу микрофонов требуется внешний источник питания, называемый фантомным питанием.
Для нас более предпочтительно использовать конденсаторные микрофоны, т.к. они более чувствительные и детальные, нежели динамические. Как я уже говорил, для его работы понадобится фантомное питание от 12В до 48В. Где его взять? Некоторые модели микрофонов идут с собственным блоком питания, что значительно упрощает жизнь, но стоят такие микрофоны отнюдь не дешево. В нашем случае целесообразно использовать либо специальный микрофонный предусилитель с фантомным питанием (который, может быть, уже есть в вашей звуковой карте) либо подключать микрофон в микшерный пульт, который конструктивно имеет возможность включения фантомного питания.
Помимо наличия певца и подключенного микрофона, для записи нам потребуется выполнить еще несколько пунктов, которые положительно скажутся в дальнейшем на самом процессе.
Во-первых. Дайте певцу распеться и отдышаться (если например исполнитель опоздал на 20 минут к назначенному времени и бегом бежал от автобусной остановки). Даже если исполнитель - Вы сами, лучше пару-тройку раз спеть от начала и до конца записываемую песню, отмечая в процессе трудные места или моменты на которые стоит обратить внимание (сложная ритмика, место для взятия дыхания и т.д.). Распеваться можно так же используя специальные упражнения - их Вы легко сможете найти на бескрайних просторах сети Internet.
Во-вторых. Настройте оборудование. Попросите певца, как только он будет готов, исполнить самый «жаркий» и громкий момент композиции и выставьте уровни так, чтобы не было перегрузов, как на входе, так и на выходе. Даже будет лучше, если Вы оставите определенное количество запаса по уровню, так называемого «хедрума» в пару-тройку децибел, как говориться «на всякий пожарный». Отстройте уровни громкости мониторной системы (в нашем случае это будут наушники). Спросите у исполнителя: комфортно ли ему петь при таком соотношении уровней фонограмма/голос. Помните, что в зависимости от того, сильно громко или слишком тихо будет идти воспроизведение в наушниках, певец может занижать или завышать основной тон композиции. В некоторых случаях рекомендуется даже срезать фильтром низкие частоты у фонограммы или аккуратно прибрать их, если в композиции имеется чрезмерное преобладание таковых. Так же в моей студии в разрыв мониторного сигнала перед усилителем на наушники стоит стерео компрессор, настроенный на небольшое сжатие сигнала (соотношение 2:1, маленькая атака и длинный релиз). Сделано это для того, чтобы в процессе записи громкие моменты не слишком выстреливали в наушники исполнителю.
В-третьих. Есть такая категория певцов (чаще всего женского пола) у которых при исполнении сильно проявляются свистящие звуки. С этим можно бороться и на этапе обработки, используя так называемые «дэессеры» (DeEsser) или же подключив «дэессер» в разрыв при записи. Но чтобы не было безумно больно, за бесцельно проведенное время из-за неверных настроек, лучше искоренять сей недуг до начала записи. Поэкспериментируйте с положением микрофона относительно рта исполнителя: поставьте его под углом в вертикальной плоскости или же немного поверните в сторону. Так же можно использовать весьма оригинальный способ: прикрепить вертикально к корпусу обычный карандаш, прямо по центру мембраны и параллельно ее оси – получаем самый простой, но действенный вариант «дэессера». Наличие поп-экрана или поп-фильтра перед микрофоном так же желательно, во избежание попадания и искажения взрывных звуков и так называемых плевков «б», «п» и свистящих.
В-четвертых. Динамическая и иная обработка. Лично я против радикального вмешательства в звучание при/до записи. В студии я редко использую компрессор при записи вокала, а если и ставлю, то со щадящими настройками, которые срабатывают только на самых громких местах. Не одобряю и подмешивание большого количества реверберации в наушники исполнителя, т.к. последний может слишком увлечься смакованием звучания своего голоса и забыть про то, что надо петь (шутка!). То же самое и с эквализацией - лучше потом подкорректировать после записи, чем снова записывать из-за неправильных параметров. Исключение - включенный низкочастотный фильтр до 60-80 Гц - он убирает лишние низкочастотные наводки и призвуки, которые могут попасть при записи через вибрации микрофонной стойки.
Запись вокала
Не вдаваясь в психологические аспекты записи (ругать, поощрять певца или же соблюдать вооруженный нейтралитет на пару с толикой безразличия) могу сказать одну вещь: не стоит идти на поводу у исполнителя. Даже если исполнитель - Вы сами. Банальный пример: практически любому вокалисту «в кайф», когда его голос утоп среди обработки. Но если чуткое и натренированное ухо звукорежиссера говорит, что здесь слишком много реверберации, значит ее действительно много. Ведь конечная цель нашей работы это отлично звучащий трек, а не размазанный ревером и дилеем невнятный вокал. Поэтому только трезвый расчет на конечный результат. Всегда думайте наперед, как это будет звучать. И если есть малейшие сомнения - сразу ищите другие варианты.
Даже если певец супер-мега профессионал, попросите его сделать несколько дублей. В дальнейшем нам это пригодится. Часто требуется перезаписывать определённые фразы или отрывки – совершенно не обязательно делать подобные дубли в одном треке - можно создать несколько треков и вести запись для каждого дубля на них. Если возможности секвенсора позволяют, используйте разные цвета для отдельных треков и размещайте весь материал в папки – правильная организация рабочего поля позволит вам сэкономить уйму времени в дальнейшей работе.
Внимательно следите за уровнями - при наличии сильного перегруза (если это конечно не задуманный спец-эффект) нужно будет перезаписать этот отрывок, откорректировав установленные значения.
Требуйте от исполнителя максимума. Для отличного результата нам нужно чтобы произношение было четким и членораздельным, интонационно и артикуляционно верным, с минимальным количеством «лаж» и непопаданий в ноты (а лучше вообще без них). Очень часто приходится искать компромисс между тем, что можно оставить и что лучше бы переписать. Нередко происходит следующая ситуация: певец с чувством, с толком и расстановкой исполнил определенный отрывок (Станиславский сказал бы «Верю!»), но в паре моментов смазал ноты, т.е. сфальшивил. И вот тут уже решать Вам – в большинстве случаев крайне маловероятно, что измученный исполнитель в состоянии вытворить подобное еще раз, так что придется править «лажи» в ручную. Но если фальшь выходит за рамки приличия, тут один выход – перезапись. Кстати, никогда не откладывайте на потом то, что можно исправить сейчас: не стоит думать, что во время сведения «это» можно будет исправить. Нет. Только лишних проблем себе найдете и в конце концов придете к одной верной исторически сложившейся мысли: нужно добиться максимально хорошего (если не сказать отличного) результата при «накоплении» материала, чем потом сидеть и ломать голову, как это исправить. То, что певец сможет сделать интонацией или экспрессией исполнения, потом ни одной огибающей или плагином воссоздать не получится.
Для достижения эффекта близости («проксимити», proximity) не стоит выкручивать ручку гейна у микрофона – достаточно просто попросить исполнителя приблизиться намного ближе к микрофону.
Если прописываете бэк-вокал с тем же самым певцом, попросите его исполнить эти партии немного в другой манере, отличной от основной партии. Зачастую для достижения большей «сексуальности» в звучании можно попросить исполнителя «пропеть» фразу шепотом, поверх партии, спетой на «голосе».
Делайте небольшие перерывы. Если чувствуете, что исполнитель устал, сами предложите ему сделать паузу. От уставшего и выдохшегося певца толку мало.
Следите за тем, на каком расстоянии от микрофона поет исполнитель. Не допускайте того, чтобы певец стоял слишком далеко (и пел слишком тихо) или наоборот, слишком близко (и пел очень громко). Некоторые индивиды во время исполнения могут чуть ли не танцевать в радиусе 2 м от микрофона – с такими надо сразу же проводить профилактические беседы и настойчиво просить во время записи не отдаляться без надобности от микрофона. Такая надобность может возникнуть, если вы не используете при записи компрессор или иной «ограничитель», а в нескольких местах песни имеются очень громкие моменты или ноты. На таком этапе следует попросить исполнителя немного отдаляться от микрофона при взятии столь высокой или громкой ноты, дабы исключить нежелательные перегрузы на записи. Конечно же, вы можете взять в руки фейдер уровня громкости микрофона и заниматься т.н. «гейн-райдингом», предвидя «опасные» моменты и исправляя понижением их уровня вручную в процессе записи… но не думаю, что Вам сильно понравится такой способ.
Никогда не критикуйте певца и его манеру исполнения (по крайней мере при нём). Помните, Вы здесь для того, чтобы запечатлеть в аналогово-цифровом виде результат его труда, а не для того чтобы вносить изменения в то, что он уже заучил и делает на «автомате». Вы можете только посоветовать то, что с Вашей точки зрения может пойти на пользу общему продукту. Конечно, если певец еще тот «певец» и с его голосом в туалете только «ЗАНЯТО!!!» орать, то стоит изначально до записи в мягкой форме объяснить, что тут даже магия бессильна и что конечный вариант может сильно отличаться от представлений «заказчика».