Эволюционная значимость гомосексуальности, её роль в сохранении видов и естественном отборе.
Основной биологический закон гласит, что важными с эволюционной точки зрения являются только те отношения, которые способствуют воспроизведению потомства, и, соответственно, вида в целом.
Если некоторые модели сексуального поведения препятствуют успешному воспроизводству вида, то они могут с полным основанием называться вредными. Такие группы, как монахи, монахини, старые девы и холостяки, а также заведомые гомосексуалисты, — все они в репродуктивном смысле индивиды, отклоняющиеся от нормы. Общество их создало, но они не захотели вернуть ему долг. Однако нужно иметь в виду, что активный гомосексуалист отклоняется от нормы не в большей степени, чем монах. Следует также сказать, что:
1) Никакая сексуальная практика, какой бы отвратительной и неприятной она ни казалась представителям определенной культуры, не может критиковаться с биологической точки зрения при условии, что она не мешает успешному воспроизводству вида.
2) Если самый невероятный способ полового сношения способствует оплодотворению или брачный союз будет этим укреплен, то в репродуктивном плане он выполнил свою задачу и в категориях биологии столь же приемлем, как и самые «пристойные» и всеми одобряемые виды соития.
Сказав все это, следует теперь отметить одно существенное исключение из этого правила. Биологическая мораль, о которой шла речь выше, теряет смысл в условиях перенаселения. В этом случае биологический закон приобретает противоположный знак.
На основании исследования других видов в экспериментально созданных условиях перенаселения известно, что наступает момент, когда плотность населения достигает такой величины, что разрушает всю структуру сообщества. У животных возникают болезни, они убивают своих детенышей, жестоко дерутся и калечат друг друга. Никакой поведенческий механизм не может работать надлежащим образом. Все раздроблено. В конце концов высокий уровень смертности приводит к уменьшению численности популяции и появляется возможность для ее нового роста. Но это случается лишь после того, как произошел демографический взрыв с катастрофическими последствиями. Если бы в такой ситуации можно было использовать какой-нибудь контролируемый прием для уменьшения воспроизводства при появлении первых признаков перенаселения, то хаоса можно было бы избежать. В таких условиях (серьезное перенаселение без признаков его снижения в обозримом будущем) антирепродуктивные виды сексуальной деятельности должны, очевидно, рассматриваться в новом свете.
Человеческий вид быстрыми темпами приближается к подобной ситуации. Мы оказались в положении, когда более нельзя оставаться благодушными. Решение очевидно, а именно — сокращение рождаемости без нарушения существующей социальной структуры: предотвратить увеличение количества, не препятствуя повышению качества населения.
Гомосексуальное поведение можно проследить, начиная от насекомых и заканчивая человеком. Это явление старше самого человеческого вида. Закономерен вопрос, почему оно прошло в эволюции все этапы отбора? Значит в этом есть какая-то биологическая польза? Давайте же разберёмся, какую роль играет такой феномен как гомосексуализм в эволюции животного мира. Когда в определённом ареале обитания происходит перенаселение, - численность особей на единицу площади превосходит норму, - возникает катастрофическая нехватка ресурсов, необходимых для нормального функционирования и жизни популяции. При таком раскладе биологический закон должен работать с противоположным знаком. Так оно и происходит, - на арену выходит гомосексуальность, обеспечивающая сохранение вида. Звучит парадоксально, но всё же это факт. При остром дефиците ресурсов жизнеобеспечения невыгодно оставлять потомство, что имеет место быть в «голубых» и «розовых» парах, тем самым выжить могут лишь сильнейшие. Не будет большим секретом тот факт, что выжившие счастливчики обладают хорошим генотипом. Именно этот генотип позволяет продолжить существование вида после того, как гомосексуальность, имевшая временный характер, проходит, т.к. причины, её вызывающие, исчезают при снижении численности популяции. В этом феномене и заключается важная функция гомосексуальности в сохранении вида и эволюции в целом.
Памятуя о проблеме перенаселения, можно утверждать, что необходимость резко сократить рождаемость делает излишней всякую критику с биологических позиций таких категорий населения, не участвующих в воспроизводстве, как монахи и монахини, старые девы, холостяки и убежденные гомосексуалисты. С чисто репродуктивной точки зрения критика справедлива, но она не учитывает другие социальные проблемы, с которыми в определенных случаях сталкиваются эти люди, не говоря о их роли как специфических меньшинств. Тем не менее, если они являются хорошо приспособленными и ценными членами общества вне репродуктивной сферы, то категории эти должны рассматриваться как важный тормоз на пути к демографическому взрыву.
Резюме.
Выделено три причины, способствующих образованию гомосексуальности в животном мире,- это:
1. Изоляция;
2. Объект-заменитель;
3. Перенаселение.
Обычно гомосексуальность в животном мире носит транзиторный (проходящий) характер, но если вследствие социальных условий индивид вынужден испытать первое ощущение сексуальной удовлетворённости в гомосексуальном контакте, или если впечатление от гомосексуального соития были ярче гетеросексуального (или наоборот), то определённые элементы, присутствующие в таких контактах, могут приобрести мощное сексуальное значение на длительный срок, закрепившись посредством импринтинга. В большинстве случаев импринтинг оставляет лишь неглубокий след и может быть стёрт позднейшими, более сильными впечатлениями. Этот механизм объясняет статистические данные, согласно которым из 30% пробовавших однополые связи, истинными носителями гомосексуальной ориентации стали лишь 5-7%.
Существует еще один важный фактор, который может повлиять на гомосексуальные тенденции, - ролевая специфика семьи. Если подростки находятся под влиянием мужеподобной и властной матери или слишком слабого или женственного отца, это чревато осложнениями. Поведенческие особенности повлекут их в одну сторону, а анатомические — в другую. Если, созрев в половом отношении, сыновья станут искать себе партнеров с поведенческими (а не анатомическими) признаками своей матери, они наверняка выберут себе в партнеры лиц мужского, а не женского пола. Дочери также подвержены риску, но противоположного характера.
Если некоторые модели сексуального поведения препятствуют успешному воспроизведению вида, то они могут с полным основанием считаться вредными. Такие группы как монахи, монахини, старые девы и холостяки, а также заведомые гомосексуалисты, - все они в репродуктивном смысле индивиды, отклоняющиеся от нормы. Общество их создало, но они не захотели вернуть ему долг. Однако нужно иметь ввиду, что активный гомосексуалист отклоняется от нормы не в большей степени, чем монах.
Биологический закон: эволюционную значимость представляют только те отношения, которые способствуют воспроизведению и сохранению вида.
Но этот закон начинает работать со знаком минус в условиях перенаселения. При таком раскладе гомосексуальность выполняет роль отборочного фактора в эволюции, способствуя сохранению вида. В таких условиях (серьёзное перенаселение без признаков его снижения в обозримом будущем) антирепродуктивные виды сексуальной деятельности должны, очевидно, рассматриваться в новом свете.
Следует также сказать, что никакая сексуальная практика, какой бы отвратительной и неприятной она не казалась представителям определённой культуры, не может критиковаться с биологической точки зрения при условии, что она не мешает успешному воспроизведению вида.
Если самый невероятный способ полового сношения способствует оплодотворению или брачный союз будет этим укреплён, то в репродуктивном плане он выполнил свою задачу и в категориях биологии столь же приемлем, как и самые «пристойные» и всеми одобряемые виды соития.
Биологические особенности, присущие человеку, а главное, тот факт, что он – существо мыслящее и социальное, придают человеческой гомосексуальности черты, несвойственные однополой активности животных. Но не видеть этого явного сходства между животными и человеком и отрицать его – позиция ошибочная и неконструктивная.
1. Stoller R.J. Sex and Gender. New York: Science House, 1968
2. Репина Н.В., Воронцов Д.В., Юматова И.И. Основы клинической психологии/ Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: Феникс, 2003.
3. Частная сексопатологи: (руководство для врачей)/Под ред. Г.С. Васильченко – Т.2. – М.: Медицина, 1983.