Правила автоматизации звуков

• Произношение звука закрепляется сначала в более легких произ­
носительных позициях, затем — в более сложных.

• Слова для автоматизации звуков ребенок должен повторять вслед
за вами или произносить по картинке (на которой изображен со­
ответствующий предмет).

• В словах не должно встречаться звуков, которые ребенок произно­
сит неправильно. Исключение можно допустить только тогда, когда
ребенок не выговаривает большое число звуков, и подобрать для
него подходящие слова очень трудно.

Это правило не относится к произношению предложений.

• На первых порах, в словах не должно попадаться того звука, на
который раньше ребенок заменял поставленный звук (например,
если звук [р]произносился как [л],нельзя использовать слова, в
которых оба эти звука присутствуют одновременно: рулон, коралл
и т. п.).

• В начале работы над каким-либо звуком в словах не должно встре­
чаться других звуков, относящихся к этой же группе. Напри­
мер, если вы автоматизируете звук [р],в словах, которые вы
используете, не должно быть других сонорных звуков ([л], [й],

Р']и [л']).

Это же правило относится к свистящим, шипящим и заднеязыч­ным звукам.

• Слова, которые вы используете, не обязательно должны быть зна­
комы ребенку, их значение вы можете объяснять ему по ходу за­
нятия.

• Как только ребенок начинает легко справляться с одним видом
упражнений, сразу же переходите к другому — более сложному.

• Для тренировки произношения полезно бегло вспоминать прой­
денный материал.

Дифференциация звуков

правила автоматизации звуков - student2.ru Разграничение произношения звуков при отсутствии замены звуков

^ Предварительно потренируйтесь произносить тот дефектный звук, который раньше был у ребенка.

Вы произносите слова так, как ребенок произносил их раньше (то есть, дефектно выговаривая поставленный звук), затем — правиль­но (иногда — наоборот). Ребенок «угадывает», когда вы произнес­ли слово правильно.

V" Ребенок должен произносить слова сначала правильно, затем — так, как произносил раньше (иногда — наоборот). Вы «угадывае­те», когда он произнес правильно, а когда — нет. Время от време­ни вы будете «допускать ошибки» (путать правильно и неправильно произнесенные слова), а ребенок должен эти ваши ошибки обна­руживать и исправлять.

-/ Вы произносите слово так, как прежде произносил его ребенок. Он должен «исправить» ваше произношение — произнести слово правильно.

^ Вы произносите какое-нибудь слово правильно, а ребенок должен повторить его за вами так, как он произносил его раньше (дефек­тно), а затем «исправить» свое произношение.

■^ Ребенок должен произнести слово сначала правильно, потом так, как он произносил его раньше (дефектно), затем — опять правильно.

Разграничение произношения звуков при замене звуков

Работа по разграничению звуков будет описываться на примере звуков [с]и [ш].Предполагаемая ситуация: вместо звука [ш]ребенок произносил звук [с].

Предварительно познакомьте ребенка с соответствующими буква­ми. Можно использовать и другие символы: например, звук [с](старое произношение) может обозначаться черным кружком, а звук [ш](но­вое произношение) — красным.

Наши рекомендации