Самостоятельная работа над собой 5 страница

Ее медитация началась с утомления, то есть с проприоцептив-ного переживания. Она усилила этот процесс и переключила его на видение, а на краю видения удара молнии произошла смена каналов, она услышала голос, повелевающий ей измениться. То, что было представлено в этом голосе, позже проявилось в проприоцепции (сыпь) и, наконец, в движении: она вскочила и была готова к изменениям.

С причинно-следственной точки зрения, мы можем сказать, что переключение каналов произошло потому, что она оказалась неспособной изменить некоторые из своих прежних паттернов. Однако эта точка зрения слишком ограниченна. В ретроспективе мы можем увидеть пользу в смене этих каналов: они вынудили ее осознавать себя в различных областях сознания. Сыпь принудила ее к осознаванию своего тела, удар молнии— к визуализации, а голос заставил прислушаться к самой себе. Предположительно, она убрала свою сыпь, быстро осуществив перемены. Однако исцеление и перемены в поведении — не единственные цели вашего процесса. Процессуальное осознавание и способность воспринимать мир и себя множеством разных способов — тоже цели переключения каналов и краев.

Итак, снова начните с медитации. Спросите себя: "В каком канале я сейчас?" Определите канал и усильте события, происходящие в нем. Если вы заметите внезапные изменения содержания или переключение каналов, проверьте, не присутствовал ли здесь край. Вы хотели избежать чего-то или это было настолько изумительно, что вам было трудно в это поверить? Если вы с трудом обнаруживаете край, тогда следуйте за переключением, усиливайте свое осознавание и изучайте свою беспредельную способность познавать мир через различные каналы.

7. ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ

Тот самый процесс, что лежит за блужданиями вашего ума, может стать инструментом спасения жизни, когда вы завязнете в длительной медитации или достигнете неразрешимой точки. Блуждающий ум — это бессознательная попытка изменить определенное состояние. В этой главе я буду обсуждать изменяющиеся состояния как полезный метод работы со всеми видами проблем, возникающих в медитации и вне ее.

Когда происходит прямо противоположное блужданию ума, когда ваш процесс сосредоточивается на пугающей и невыносимой теме, вы попадаете в безвыходное положение. Аналитики в этом случае говорят, что вас дурачит комплекс: вы слышите тот же голос, видите то же лицо, чувствуете все ту же грусть, снова и снова. Ваша способность справляться со сложностями не зависит от содержания комплекса. Если вы знаете процессуальную структуру того, что происходит, вы можете работать с собой.

Большую часть времени вы проводите, застряв в одном канале. И если это канал, который вы используете наименее часто, вы уподобляетесь человеку, застрявшему в чужой стране, не зная местного языка. Характеристики канала — его язык — ошеломляют вас. Большинство людей не понимают сути своего затруднения и чувствуют, что они заболевают, сходят с ума или вот-вот умрут. Или, что менее драматично, они могут ощущать подавленность или неспособность к дальнейшим занятиям медитацией. Я рекомендую вам обнаружить свои края, выяснить, как они структурируют ваш процесс, испытать их, перешагнуть через них и, самое главное, научиться менять каналы. Позвольте мне объяснить, как это делается.

Безумие в незанятом канале

Зрительно ориентированные[5] люди обычно теряются в своей хаотической, неизведанной и незанятой проприоцепции. Они боятся, что задохнутся, что у них остановится сердце или что их парализует. С другой стороны, проприоцептивно ориентированные типы опасаются безумия от чудовищных видений или невыносимых голосов; люди, одаренные в движении, боятся вмешательства других или невыносимых заявлений внутренних голосов; а те, кто удачлив во взаимоотношениях, частенько побаиваются одержимости внутренними эпизодами и голосами.

Смена каналов

Техника смены каналов может оказаться очень полезной в следующих ситуациях. Если вы медитировали, вы знаете, в каком канале увязли, и можете сменить его. Простейший и самый эффективный прием смены канала состоит в переводе ваших переживаний из незанятого канала в занятый. Например, музыкант может попытаться услышать пугающее его видение, превратить его в симфонию и продолжать обрабатывать в слуховом режиме.

Человек, склонный к визуализации, может попробовать увидеть движение, которое в кинестетической форме его ужасает. Двига-тельно или проприоцептивно ориентированный человек мог бы трансформировать ужасный внутренний диалог в локализованное телесное переживание, например в борьбу между своими руками; или он мог бы переживать трудную проблему взаимоотношений в своем теле и работать с ним, чтобы решить эту проблему. Человек со зрительной или слуховой ориентацией мог бы сначала почувствовать ужасный телесный симптом, а потом преобразовать его в картину или песню.

Одну женщину охватили страх и паника, когда она почувствовала неконтролируемые подергивания в своем теле. Она относилась к зрительному типу, и я помог ей, посоветовав сменить канал и использовать свою визуализацию. Она нарисовала трясущегося, напуганного человека и рассказала его историю. Это переключило процесс с ее незанятой проприоцепции на визуализацию и позволило ей работать, контролируя то, что с ней происходит.

Мужчина, склонный к слуховой ориентации, во время медитации думал, что его сведет в могилу незадействованная проприоцепция, которая душила его посредством приступа аллергии. Я настоял на том, чтобы он слушал свое дыхание и рассказывал мне, как оно звучит. Он услышал мотор, который пытаются завести в морозный день. Эта фантазия напомнила ему о его неприятностях, испытываемых им от холодных взаимоотношений. Пока он рассказывал об этом, его аллергический приступ прекратился. Его процесс пытался завести его "мотор" в канале, который был ему чужд.

У одной женщины во время медитации был приступ астмы, и она боялась за свою жизнь. Приступ утих, когда, не без ободрения со стороны других, она рассказала историю о ситуации жизни и смерти. Внезапно она обнаружила острое желание написать какую-нибудь умную книгу, прежде чем умрет. Она переключилась с телесного чувства на повествование вслух и таким образом смогла успешно обработать свою ситуацию жизни и смерти.

Двигательно ориентированный мужчина заблудился в своем слышании: ему казалось, что некий голос сведет его с ума. Он выбрался из слуховой галлюцинации, изобразив в танце этот голос и личность, которая за ним стояла. Трудно по достоинству оценивать происходящий процесс, следовать его сообщению и одновременно обеспечивать безопасность наблюдателя-Эго, достаточную для того, чтобы довести процесс до конца. Переключение с незанятого канала на занятый — безусловно один из наиболее полезных способов обеспечивать такую безопасность, не подавляя при этом сообщения сновидящего тела.

Что в действительности происходит, когда вы переключаете каналы? Переключение трансформирует, переводит и превращает неприемлемое сообщение или невозможный "язык" в приемлемый, но не посредством изменения содержания, а путем воссоздания его на понятном человеку "языке".

Все это приводит к неожиданному выводу. Временами пугающая и невозможная природа бессознательного обусловлена неспособностью индивида работать с чуждым ему каналом, но почти никогда не бывает результатом невыносимости самого сообщения!

Кундалини

Здесь мне вспоминается сновидение одной женщины об ужасающей змее, которая к ней приближалась. Проснувшись в шоке, она начала медитацию с ощущения змеи в своем теле как неконтролируемой дрожи. Это чувство было таким невыносимым, таким непроизвольным и неуправляемым, что она запаниковала. Мужественно пережив эту подергивающуюся змею сколько возможно, она переключила канал на движение — она была танцовщицей, и ее задействованным каналом было движение — и начала превращать дрожь своего тела в хореографический этюд. Она переходила туда и обратно между движением и проприоцептивным ощущением вибрации. После получаса переключений, вибрации охватили все ее тело, и она разразилась одним из самых великолепных танцев, которые я когда-либо видел. Ее аутентичным танцем была змея, пробуждающиеся к жизни силы ее сновидения, Самость, которая сжигала ее изнутри. Она испытала переживание кундалини, то есть состояние, когда тобой движет внутренний дух.

Союзник воина

Описанный Кастанедой шаман, Дон Хуан Матус, использует интересную и полезную метафору для описания великих комплексов и жизненных неурядиц. Он говорит о "союзниках" и "защитной броне". Для людей необычно встречать своих союзников во время медитации, но это все же случается, как в только что упомянутом сне о змее. Согласно Дону Хуану, союзник — это сила особого рода, мудрость вашего бессознательного, которая может помогать вам и направлять вас в жизни так, как не могло бы ни одно человеческое существо. Во время медитации союзник чаще всего появляется в форме пугающего приступа, такого, как внезапный телесный симптом, голос, галлюцинация, движение или фигура из видения, или в качестве синхроничности.

Мифический воин укрощает такого союзника, разгадывает секрет его вмешательства и превращает его в партнера, сразившись с ним. В соответствии с шаманской традицией воин готовится к этой битве, развивая свою способность противостоять неведомому и создавать щиты. Переключение в основной канал может стать одним из "щитов воина", который он использует, когда чувствует, что слабеет. В процессуальных терминах шаманский акт встречи с союзником выражается встречей с сильным сигналом или с ужасным переживанием в незанятом канале. Суть не в том, чтобы просто встретить и интегрировать переживание, а в том, чтобы привыкнуть к незнакомому каналу и чувствовать себя в нем как дома. Тогда путь воина — это переключения туда и обратно между занятыми и незанятыми каналами.

Обучение

Щит воина может быть полезен, но его нельзя получить в готовом виде. Это что-то, что вам надо развить до того, как вы встретите союзника! Технику переключения можно развивать точно так же, как вы, быть может, улучшаете свою физическую форму с помощью бега трусцой.

Проприоцептивно-визуальное переключение можно практиковать, сперва чувствуя свои внутренние телесные ощущения, а затем создавая из них картину. Например, если вы устали, постарайтесь нарисовать усталого человека в какой-то конкретной ситуации, и вы получите символическое значение вашего утомления. Возьмите телесное чувство, которое вы сейчас испытываете, и воспроизведите соответствующие ему звук или движение. Если вас раздражает звук или голос, можете вы почувствовать его в своем теле? В каком месте? Перемещайте переживание этого звука. Можете ли вы превратить его в картину?

Ту же процедуру можно начинать с видений. Подумайте о картине или сцене, которая вызывает у вас затруднения. Слушайте звуки, сопровождающие изображения, но не смотрите на них; просто слушайте. Или найдите часть своего тела, которая соответствует картинке, и работайте с ней физически. Таким же образом вы можете работать и со своими сновидениями. Возьмите персонаж или эпизод сна, свяжите его с частью тела и взаимодействуйте с ним физически. В следующей главе я объясню это более подробно.

Помехи

Большинство помех встречается в незанятых каналах. К примеру, вы пребываете в позе йоги и испытываете неземное блаженство, нечто вроде самадхи. Вдруг в комнате для медитации начинает лаять собака. Вы уже привязались к своему проприоцептивному опыту самадхи, и собаку вы просто ненавидите. Но что-то новое стремится произойти с вами. Помехи — это вторичные процессы, от которых вы, вероятно, не сможете избавиться. Послушайте собаку и переключите каналы, услышьте ее в своем теле, проделайте связанные с этим движения, и вы можете оказаться в том состоянии, которого так долго хотели.

Измененные состояния сознания

В главе 2 я кратко упоминал измененные состояния. Я отмечал, что у вас есть два процесса: первичный и вторичный. Первичный процесс — это тот, с которым вы себя отождествляете, а вторичный происходит с вами как бы случайно, например, лай собаки или внезапный голос внутри, или боль в желудке. Вторичный процесс часто происходит в тех каналах, которые вы не контролируете, редко используете или с которыми вы не отождествляетесь.

Например, если вы удачливый бизнесмен, едущий утром на работу и вас задерживает дорожное происшествие, ваш первичный процесс — быть удачливым, пунктуальным деловым человеком, а вторичный — расслабиться и замедлиться. Вторичный процесс — это то, что случается с вами; он мешает вам, удивляет и раздражает вас. Вы обязаны помнить об этом, когда медитируете: если с вами что-то происходит и если вы при этом гибки, вы можете изменить свое состояние сознания, уловив вторичный процесс. Сознание в его обычном смысле относится к вашему первичному процессу, с которым вы себя отождествляете и который не хочет, чтобы ему мешали.

Когда вы медитируете, обычно именно ваш первичный процесс намерен медитировать. Он может состоять в том, чтобы хорошо работать, достигать просветления, удовлетворять вашего учителя медитации, быть лучшим учеником, иметь значительное переживание, расслабляться или становиться мудрым. Что бы ни представлял из себя ваш первичный процесс, вы можете распознать его по контрасту с тем, что вам мешает.

Возможно, что мешающий вам вторичный процесс — это потребность заснуть, в то время как первичный нуждается в медитации. Кто в вас тот, кто хочет спать? Если утомление — это проприоцепция, нарисуйте картинку своего чувства и посмотрите, что это за персона. Вы можете удивиться, и ваш сон как рукой снимет.

Медитация ради забавы

Первичные и вторичные процессы, как таковые, меняются во времени, и иногда даже в течение пяти минут. Если во время медитации вы замечаете, что намертво вцепились в свой первичный процесс, то пусть так и будет, однако отмечайте для себя, как вам это удается. Держитесь его сознательно, ничего не впуская извне. Замечайте, как работают ваши мышцы, чтобы добиться этого, и нарисуйте картинку мышечных переживаний.

Создавайте свой первичный процесс обдуманно. Отмечайте, какие каналы вы для этого используете, а какие держите в стороне. Это может стать забавным времяпрепровождением. Теперь, зная свой первичный процесс, используйте свои незанятые каналы для изменения состояний. Этим можно заниматься в любом месте в любое время: сидя в компании, ведя машину или во время индивидуальной медитации. Для практика медитации все что ни есть — медитация.

Что же происходит на самом деле, когда вы меняете состояния? Ваш фокус, или сознание, изменяется и высвечивает вторичный процесс, на который вы раньше не обращали внимания. Ничто не изменилось, кроме вашего фокуса. В медитации вы работаете над осознаванием своего фокуса, расширяя его, делая его более терпимым и более способным иметь дело с жизнью и ее невзгодами.

Например, прямо сейчас я отождествляюсь с разговором с вами. Я слышу, как я говорю в то время, как пишу для вас. И в то же самое время я замечаю, что этому первичному процессу мешает вторичный: с улицы входит Барбара, она хочет поработать дома. Что касается меня, то моему телу хотелось бы побежать на пляж. Я полагаю, пора изменить мое собственное сознание, переключить каналы, подвигаться — так что до скорой встречи. Я намерен поменять каналы и самотождественности. Пока!

Страдание

Все формы страдания обладают по крайней мере одной общей характеристикой. Страдающий — это жертва вещи или человека, какого-то злого преследователя, создающего страдания. Индивиды очень по-разному относятся к страданию. Умирающие люди, по крайней мере вначале, борются со своей судьбой. Позже у них могут быть сновидения и телесные переживания, которые заставляют их прекратить борьбу со своим страданием и соединиться с ним.

Для людей весьма необычно сознательно хотеть отождествляться с той своей частью, которая причиняет страдания, или симпатизировать ей. Все склонны оставаться со своим первичным процессом: они ненавидят преследователя. И все же, разумеется бессознательно, каждый человек становится преследователем и потом страдает, сам не зная почему.

Неспособность к медитации

Коль скоро вы бессознательно отождествляете себя с жертвой и не осознаете мучителя, у вас возникает чувство безысходности. Этот фактор, а также неполное переживание страдания обусловливают непрерывность страдания. Если вы не способны медитировать, вы утратили позицию важного во всех отношениях метакоммуникатора, который может работать над процессом во всей его полноте, и отождествили себя с одним из участников драмы "преследователь — жертва" (см. рис. 13).

Самостоятельная работа над собой 5 страница - student2.ru

Многие из тех, кто испытывает сильные страдания, говорят, что они не могут медитировать. Их проблема заключается в том, что они отождествляют себя с жертвами "творца боли", и они выходят из положения, избегая его. Как получается, что простая смена каналов вроде рассказанной истории о страдающем человеке так помогает им? С точки зрения, процесса причина весьма проста. Они

Рис. 13. Джон Генри Фьюзели "Ночной кошмар"

чувствуют себя лучше, потому что переключили самоотождествления. Они более не идентифицируют себя в качестве мучеников; они стали беспристрастными наблюдателями, созидателями, рассказчиками. Прежнее страдание было обусловлено их бессознательным.

Юнг часто говорил, что способ облегчения страдания состоит в том, чтобы найти смысл в трудной ситуации. Обнаружение смысла облегчает страдание, раскрывая его цель. То же самое справедливо для нахождения метакоммуникатора или беспристрастного наблюдателя, который стоит вне пространства драмы "преследователь — жертва". Если вы отождествляетесь только с одной своей частью, тогда нет никакого метакоммуникатора: некому работать именно с этой частью. Вы не можете принять решение глубже ее исследовать, усилить ее или даже усилить страдание, потому что вы являетесь этой частью. Одно из оснований для работы над собой состоит в том, чтобы развивать взаимоотношения со многими аспектами себя самого и быть способным вникнуть в них, дать им развернуться.

Чем больше вы работаете над собой, тем меньше вы будете отождествляться только с одной своей частью и тем ближе вы к режиму метакоммуникации. Таким образом, даже если вы погружены в какие-то превратности судьбы, вы помните о возможности смены каналов и переключения самоотождествлений и можете глубже вникнуть в сообщение и историю страдания. Например, вы можете чувствовать себя несчастным и все же быть способным нарисовать себе картину кого-то, кто страдает, рассказать себе историю об этом человеке. Я думаю, что величайший дар медитации заключается в том, что она действует автоматически, и ее воздействие не ослабевает ни в каких состояниях бытия, будь то бодрствование, сон или даже кома.

Пример заболевания

Когда кто-то занемог, ему может сниться, что он здоров, или он может переживать моменты хорошего самочувствия в медитации. Это возможно потому, что, подобно любому другому процессу, физическая боль происходит только с частью личности. Когда страдающий медитирует, источник страдания появляется в качестве части его тела, персонажа сновидения или духа. Эта часть, "болезнетворец", не чувствует боли. Если вы переключитесь и поработаете с создателем боли, а не только с первичным процессом, жертвой, вы сможете работать со своей собственной болезнью, усиливая симптомы и исследуя их значение. Они часто пропадают, как только приобретают смысл.

Это напоминает мне о женщине на одном из моих семинаров, у которой было очень болезненное воспаление гортани. Сначала она просто лежала пластом и страдала от лихорадки и изнеможения. Внезапно она вспомнила, что может медитировать, и решила очень внимательно отнестись к своей боли. Она чувствовала свое воспаленное горло как холодный и острый кусок металла. Это была смена каналов от проприоцепции к визуализации. Она чувствовала боль, причиняемую этим инструментом, и не смогла следовать за процессом дальше, поэтому она решила переключить самоотождествления и стала металлическим оружием. Сообщение оружия заключалось в следующем: "Ты слишком милая и слишком мягкая! Поднимайся и перестань так бояться высказать свое мнение!" К моему удивлению, она интегрировала это сообщение, конфликтуя с самим голосом. Ее голос стал суровым и металлическим, и она решила излагать свои мнения письменно, а не высказывать их вслух. Воспаление в горле моментально исчезло.

Страдание во взаимоотношениях

Одно из центральных переживаний сложных взаимоотношений формулируется примерно так: вы — жертва кого-то, кто ведет себя подло по отношению к вам, кто предал вас или безжалостно покинул. Другая личность становится вторичным процессом. Если у вас серьезные проблемы с взаимоотношениями, вы вынуждены думать о другом человеке, ненавидеть его, любить его, скучать по нему или избегать его — все время, внутри и вне ваших фантазий. Внутренне работая над этими проблемами во время медитации, вы получите огромное облегчение. Один из методов заключается в том, чтобы чувствовать себя жертвой, в то время как этот другой человек является вашим мучителем. Это то, чем вы занимаетесь постоянно, но на сей раз вы делаете это намеренно и осознанно. Альтернатива состоит в переключении отождествлений и в попытке стать вторичным процессом, заставляющим вас испытывать глубокие страдания.

Отождествление с другой стороной проблемы взаимоотношений превращает вас в некую смесь первичного и вторичного процессов. Я настоятельно рекомендую попробовать это сделать, потому что в противном случае вы будете бессознательно злиться на себя самого или других, а это менее конструктивно, чем то же, делаемое осознанно.

Разрешите мне рассказать вам одну забавную историю. Этим летом мне пришлось встречаться с многими людьми. Я стал ощущать себя жертвой публики. Наконец мне удалось обрести толику мира и одиночества, укрывшись в этом домике на берегу. И вот этим утром внезапно раздался стук в дверь. "Черт подери, — подумал я, — здесь нет ни телефона, ни почтового ящика, как меня здесь могли найти?" Вошла давно забытая приятельница. Я вскипел от ярости. Почему же, когда несколько часов спустя я наконец попросил ее уйти, я улыбался?

Позже я медитировал на эту тему и обнаружил, что сосредоточиваюсь на Барбаре, которая тоже медитировала. Я чувствовал себя трикстером[6] и решил помешать ей. Теперь она стала моей жертвой, а я был злом! Она расстроилась и попросила меня вести себя потише. Я снова уселся медитировать, и опять появился трикстер и сказал мне: "Ты, придурок, тебе следует интегрировать меня, а не извиняться за меня. Именно я в тебе улыбнулся, когда ушла твоя забытая подруга, потому что я был рад, что она пришла. Она, подобно мне, нарушитель мира и покоя! Забавно причинять беспокойство, попробуй!"

8. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СО СНОВИДЕНИЯМИ И ТЕЛОМ

Прошлой ночью мне приснилось, что одна женщина подарила мне красивый древний фонарь из Китая. Это была маленькая вещица, размером примерно в ладонь, продолговатая и прямоугольная, с крошечными рисунками-орнаментами. И этот маленький фонарь помимо прочего был предназначен для того, чтобы висеть на стене моего кабинета, над телефоном и чайником. Я очень часто пользуюсь чайником, когда работаю. Я люблю пить чай и в одиночестве, и с моими клиентами.

Теперь, проснувшись, я думаю, что это был красивый сон, но что он значит? Что я ассоциирую со своим телефоном? Я не люблю его! Он постоянно трезвонит, и я не умею с ним обращаться. Вместо того чтобы нанять секретаршу, я купил автоответчик. А мой чайник? Я действительно люблю свой чайник. О! Этот чайник стал источником множества одухотворенных контактов с другими человеческими существами. Это настоящий ритуал, доставляющий удовольствие и отдохновение, — пить чай с кем-нибудь. Иногда я даже фантазирую о дзэнском любителе чая, который превращает чаепитие в искусство.

Какое отношение ко мне имеет этот сон? Я только что скрылся на неделю в горы, чтобы убежать от моего телефона, и пребываю в полном одиночестве. Значит ли этот сон, что мне следует проявлять больше эроса во взаимоотношениях или в работе? Мои интеллектуальные догадки звучат правильно, но меня они не удовлетворяют.

Поскольку у меня медитативное настроение, я, пожалуй, брошу свой компьютер и пойду прогуляюсь. Я собираюсь отвлечься от того, чем сейчас занимаюсь, и вплотную заняться своим процессом сновидения. У меня есть теория, что, если хочешь понять сновидение во всей его полноте, надо чувствовать свой собственный процесс сновидения. Так что я начинаю и обнаруживаю, что выглядываю наружу, восхищаюсь солнцем, которое сияет на голубом небе и освещает заснеженные вершины гор. Я сажусь и наслаждаюсь осмотром окрестностей. Мне тут нравится.

Бац! Значение этого сна теперь становится мне ясным, как живописный рисунок процесса, который я переживаю. Сон означает то, что он изображает: китайский фонарик, просветление китайского пути, Дао управляет моим телефоном, моими коммуникациями. В настоящий момент сон имеет отношение к тому, что я пишу; он отражает мой контакт с тобой, читатель.

Когда я пишу эту книгу, я часто устаю. Мне следует прогуляться, полюбоваться горами, а потом вернуться и еще немного поговорить с вами. Но нет, у меня есть край. Я склонен сидеть на телефоне слишком долго, принимая на себя горе тех, кто нуждается в помощи, и поступая так, будто у меня есть энергия, которой я могу с ними поделиться. Все это кончается тем, что я чувствую себя несчастной жертвой злоупотребления со стороны общества. Мой первичный процесс — быть полезным и помогать людям; мой вторичный — быть даосом и следовать своей усталости.

Парадигмы в работе со сновидениями и телом

Парадигма, которая неявно присутствует в вышеописанной работе со сновидением и которой я обычно следую в работе со сновидениями или с телесными проблемами, состоит в том, что я не знаю, что означает "сновидение" или "тело". Таким образом, когда кто-то пересказывает мне свой сон, я про себя думаю, что слово "сновидение" — это просто общее понятие, означающее не более чем переживание, испытываемое спящим человеком. Поэтому я слушаю, смотрю и чувствую, чтобы выяснить, что именно находящийся рядом со мной индивид подразумевает под словом "сновидение".

Я свожу свои теории к минимуму. Я не думаю, что сновидение является компенсацией, хотя это по большей части верно; не думаю, что это процесс, пытающийся произойти, хотя, как правило, это именно так. Я не думаю, что сновидение подавляет секс, хотя многие из сновидений таковы; не думаю, что это нечто пытающееся происходить здесь и теперь, хотя это можно сказать о многих снах; не думаю, что это царская дорога к бессознательному, потому что тело также царственно. Я не думаю, что сновидение следует с чем-то ассоциировать, хотя это то, что нужно делать множеству людей; не думаю, что его нужно отреагировать, хотя многие делают это непроизвольно; не думаю, что это послание из другого мира, хотя многие сновидения оказываются как раз этим.

Я не имею дела со сновидениями. Я занимаюсь процессами сновидения. Поэтому я утверждаю, что у меня нет никакой теории сновидений. Метод, который оказался наиболее поразительным, полезным и практичным в повседневной работе со сновидениями, состоит в следовании неведомому. Я получаю наиболее позитивную ответную реакцию от моих пациентов, когда забываю слова "сновидение", "тело", "боль", "проблема" или любой другой термин, который я до конца не понимаю, и ищу происходящий передо мной конкретный процесс. Таким образом, я работаю с парадигмой процесса, а не с заданной концепцией сновидений, поскольку такая концепция обычно оставляет за скобками тело, живое преходящее бессознательное.

Я пришел к концепции процесса несколько лет назад, написав книгу "Сновидящее тело" и оказавшись в тупике. В "Сновидящем теле" я использовал парадигму аналитической психологии, но больше я не мог втискивать свол результаты в формат аналитического мышления. Это было все равно что плавать в открытом море на дырявой лодке1. Я продолжал латать ее до тех пор, пока не оказался у кризисной точки. Если бы я начал конструировать другую лодку, у меня могли бы возникнуть проблемы с некоторыми из строителей первой лодки. Однако я понимал, что время и энергию, которые я затратил на починку старой лодки, можно было вложить в постройку новой. С новой лодкой я мог бы выйти в море, может быть, даже дальше, чем прежде. Итак, с некоторой печалью, страхом и волнением я начал строить другую лодку, ту, в которой мы с вами сейчас плывем. В основе ее конструкции более ранняя модель, хотя кажется, что она плывет так, как будто у нее нет никакой предыстории. Так что я всегда с любовью ссылаюсь на Юнга, потому что именно он дал мне идею о том, что сновидения представляют собой собственные решения. Процессы являются самообъясняющими.

Наши рекомендации