Роль генотипа и среды в вариативности интеллекта.
Исследования природы индивидуальных различий, проведенные на детях, немногочисленны и позволяют сделать лишь предварительные выводы о возрастной динамике генотип-средовых соотношений в показателях интеллекта.
Среда – это все факторы внешнего воздействия на индивидуума.
Генотип – это генетическая конституция, совокупность генов данного организма, полученная им от родителей.
Для отдельных когнитивных характеристик увеличение вклада генотипа в их межиндивидуальную изменчивость было показано в австралийском близнецовом лонгитюде, в котором участвовали дети 3-15 лет и в шведском исследовании при сравнении 12- и 18-летних близнецов.
Лонгитюдные исследования приемных детей демонстрируют более противоречивые результаты относительно роли генотипических и средовых факторов в детерминации интеллекта по сравнению с близнецовыми исследованиями. Тем не менее данные, полученные в целом ряде исследований приемных детей, также свидетельствуют об увеличении с возрастом роли генотипа в индивидуальных различиях по показателям интеллекта, хотя величины показателей наследуемости в этих исследованиях оказываются ниже.
Увеличение роли генотипического компонента в вариативности интеллекта предположительно сопровождается и изменением в структуре средовых компонентов дисперсии — уменьшением (начиная со школьного возраста) влияния общей среды, т. е. совпадающей у сравниваемых пар родственников, и увеличением роли специфической среды, т. е. различающейся у сравниваемых пар родственников.
Таким образом, имеющиеся в литературе данные позволяют предполагать увеличение с возрастом роли генотипа и роли специфической среды и уменьшение роли общей среды в индивидуальных различиях интеллектуальных характеристик. Вместе с тем многие вопросы, касающиеся возрастной динамики генотип-средовых соотношений, остаются открытыми. Во-первых, для детского возраста нельзя считать определенными сами величины показателей наследуемости и показателей средовых компонентов дисперсии интеллекта. Во-вторых, изменение природы вариативности интеллекта не соотносится в этих работах с изменением структуры когнитивной сферы, происходящей в процессе развития. В-третьих, не учитываются качественные изменения в условиях развития детей, т. е. в тех средовых характеристиках, которые в обобщенном виде представлены средовыми компонентами в фенотипической дисперсии показателей интеллекта. Можно без преувеличения сказать, что психогенетические исследования интеллекта, касающиеся детского возраста, пока скорее ставят вопросы, чем дают на них ответы.
(Следует отметить, что наибольшее количество работ в психогенетике посвящено генотип-средовым соотношениям в изменчивости интеллекта, отдельным познавательных функциям и способностям, динамическим характеристикам психики, в частности относящихся к сфере темперамента. Значительно меньше исследованы двигательные особенности человека. )
Изучение средовой и генотипической вариативности - один из больших разделов современной психогенетики. Принято выделять общесемейную среду (иногда её обозначают как систематическую межсемейную, разделённую) и индивидуальную (случайную внутрисемейную, неразделённую). Общесемейная среда (например, стиль семейной социализации) различна в разных семьях, но повышает сходство членов одной семьи. Индивидуальная среда, наоборот, различна у разных членов одной семьи и потому снижает их сходство. Она делится на систематическую и несистематическую. К систематической индивидуальной среде относится, например, пол ребёнка, очерёдность рождения, отношения с другими членами семьи, внесемейные связи и т. д.; к несистематической - болезни, случайные события и т. д. С возрастом соотношение генетических и двух средовых детерминант закономерно изменяется: в детстве межиндивидуальная вариативность интеллекта определяется наследственностью, общесемейной и индивидуальной средой примерно в одинаковых долях, но с пубертатного возраста роль общесемейной среды резко снижается, влияния же наследственности и индивидуальной среды растут.
Таким образом, различия в интеллектуальной сфере возникают в результате сложных и многочисленных взаимодействий между наследственностью и средой, в которой живет конкретный человек. Наследственные влияния передаются через гены, которые индивид получает от родителей и которые отвечают за формирование существенных для развития интеллекта биологических структур, прежде всего нервной системы. Влияние среды – это стимулы, которые человек получает от момента зачатия до смерти, включая пищу, культурную информацию, социальный опыт и многое другое. Попытка разделить генетические влияния и воздействие среды может завести в тупик, поскольку они взаимосвязаны – гены проявляют свое действие в контексте влияния среды, а факторы среды всегда действуют через биологические структуры, которые развиваются и регулируются в соответствии с заложенной в них генетической информацией.