Коэффициенты наследуемости (Н2) показателей
Мышечной силы
*Относительная мышечная сила=абсолютная мышечная сила/вес тела
Генетический анализ времени простых сенсомоторных реакций дал противоречивые результаты – от явного влияния генотипа до отсутствия такового. Следует отметить, что в данных исследованиях сенсомоторная реакция рассматривалась как элементарный гомогенный акт, тогда как в современной психологии и физиологии эта реакция считается сложным по структуре актом, состоящим из независимых друг от друга компонентов – премоторного, связанного с восприятием и анализом поступающей стимуляции, и моторного, связанного с реализацией движения. Соответственно, и время реакции складывается из премоторного и моторного времени, т.е. является суммарным показателем времени протекания, по меньшей мере, двух различных процессов. Поэтому возможно, что полученные расхождения в оценках наследственной обусловленности общего времени реакции объясняются различиями в использованных моделях двигательных реакций, акцентировавших одну или другую составляющую.
Действительно, генетический анализ временных характеристик отдельных компонентов общего времени реакции выявил эти различия. В исследовании участвовали по двадцать пар МЗ и ДЗ, у которых регистрировались простые двигательные реакции на звуки частотой 1000 и 500 Гц и интенсивностью 60 Дб. Кроме того, у всех испытуемых формировали двигательный навык реакции выбора из двух альтернатив (звуковые сигналы те же) с последующей ее переделкой. Анализировались три временных параметра двигательной реакции:
1) латентный период электромиограммы (ЭМГ), соответствующий премоторному времени;
2) время опережения ЭМГ - реакцией двигательного эффекта;
3) время самого движения.
Сумма двух последних параметров дает моторное время. Эти параметры анализировались при формировании двигательного навыка на этапе вырабатывания и на этапе автоматизациии.
Оказалось, что генотипическая детерминированность временных характеристик двух компонентов “моторного” времени проявляется как в простой двигательной реакции, так и в реакции выбора на всех этапах ее формирования, автоматизации и переделки. Для “премоторного” времени аналогичные результаты получены только при простых произвольных реакциях и при автоматизированной реакции выбора. В период же “врабатывания”, когда навык лишь формируется, зависимость “премоторного” времени от факторов генотипа не обнаруживается. Последним и объясняется отсутствие генотипических влияний в суммарном времени реакции выбора на этапе “врабатывания”. Таким образом, в исследовании выявилась зависимость генотип-средовых соотношений в изменчивости временных параметров движения от уровня обученности: роль генететических факторов обнаруживается лишь на этапе сформированного навыка, когда двигательная реакция уже автоматизировалась и имеет стереотипный характер; на этапе же “врабатывания”, когда в развернутой форме осуществляется осознанный контроль, большую роль играют факторы среды.
Анализ условий регистрации сенсомоторных реакций выявил также зависимость генотип-средовых соотношений в изменчивости временных характеристик двигательных реакций от модальности императивных стимулов. Психогенетические исследования двигательных реакций на зрительные стимулы свидетельствуют о значительном влиянии генотипа на индивидуальные особенности временных характеристик. Изменчивость же подобных показателей при использовании слуховых стимулов в большей мере определяется факторами среды. Поскольку время реакции на стимулы разной модальности регистрировалось в стандартных условиях и биомеханическая структура движения была в обоих случаях одинакова, то различия в уровне генетического контроля могут объясняться, очевидно, только различиями в генетической детерминации процессов, протекающих в сенсорных системах.