О ком, собственно, эта книга
Дж.Р.Р. Толкиен
Ролевые игры бывают очень разные.
В самые простые играют дети на улице. У них почти нет правил, нет ведущих, у них есть только деревянные сабли и невозможность усидеть на одном месте.
Потом мы взрослеем, и ролевые игры взрослеют вместе с нами. Мы уже не бегаем по улице с деревянными саблями и не пытаемся перекричать друг друга. Вместо этого мы чинно сидим за столом вместе с друзьями, кидаем игральные кубики, заглядываем в толстые книжки с правилами и называем наши игры красивыми импортными словами — «имитационное моделирование» или «ролевое моделирование». Но игра осталась игрой. Из беготни на свежем воздухе мы превратили это в игру воображения. Мы превратили в развлечение мысленный эксперимент, заимствовали все, что можно, из импровизационного театра и военных игр, в которые играют в Генштабе. Мы придумали правила, чтобы узнать «Что будет, если?». Ролевые игры применяют в психологии, воспитании, футурологии, социологии. Но никогда не переведутся на свете люди, которые просто в них играют. Именно это мы предлагаем и вам.
Современная ролевая игра больше всего напоминает совместное написание книги, длинного романа-сериала про приключения группы друзей. Никто не старается записать каждую фразу — события просто происходят, а персонажи просто реагируют на них. Один ведущий автор следит за тем, что происходит в воображаемом мире, а остальные действуют от имени своих персонажей, руководствуясь тем, чего персонажи хотят и что могут. Чтобы они не путались, есть книжка специальных правил, призванных внести в это занятие систему. Вы сидитезастолом и разговариваете, но в ваших головах происходит невозможное, невероятное, увлекательное — игра воображения, строится модель жизненной ситуации. Вы представляете себе героев и злодеев, волшебные миры и удивительные события, вместе сочиняете то, чего не может быть. Вы сами можете быть кем угодно и чем угодно. Кто знает, может быть, то, что вы вообразите, радикально изменит вашу жизнь?
Для того чтобы играть в ролевую игру, необходима эта книга, некоторое количество бумаги, карандашей, ластиков, шестигранных игральных костей, место, где можно собраться без посторонних помех, большой запас воображения и свободного времени и самое главное — компания друзей, лучше всего между пятью и семью.
Один из них должен стать Мастером, ведущим. Быть Мастером ролевой игры — занятие очень ответственное. Ему придется побыть и нейтральным судьей, и толкователем правил, и рассказчиком, в его руках весь игровой мир. Игрокам немного проще — они жители этого мира и управляют только своими персонажами. В ролевой игре нет победителей или проигравших, есть время, проведенное с удовольствием или без оного. Игра может быть похожа на боевик или фильм ужасов, на мыльную оперу или на рассказ о команде солдат, выполняющих боевую задачу. Игроки могут стремиться к общей цели, а могут работать друг против друга, играть в космонавтов или привидений, но принцип останется тем же — получать удовольствие от творческого процесса, компании друзей и общения.
Ролевая игра — не только способ развлечения, но и способ стать лучше. Никакие другие игры так не развивают воображение, взаимопонимание среди людей, которые в них играют. Это способ встретить новых друзей и узнать настоящую цену их дружбе. Для ролевых игр не нужны компьютеры — это игры людей, с людьми и для людей.
Чтобы воображение не растаскивало игроков в разные стороны, строится математическая модель игры. Она может показаться вам довольно сложной, но бывают правила во много раз запутаннее. Про то, как она работает и что с ней делать, рассказано в главах «Мама, роди меня обратно» и «Физика для седьмого класса». Там изложены самые главные правила ролевой игры — правила создания персонажа. Чтобы точно описать, кто такой ваш персонаж и что же он может и умеет, вы заполняете специальную карточку. Каждую способность человека можно как-то назвать и почти каждую можно измерить — а если и нельзя, просто условимся считать, что это так.
Одновременно с некоторым представлением о законах игровой физики вы должны будете получить представление о том, что же происходит в игровом мире. Игровые миры, конечно, бывают очень разные, от фэнтези до звездных войн, и никто не мешает вам использовать эти правила для любого мира, но навыки, умения и мышление людей в разных мирах и в разные времена изрядно отличались, поэтому эта книга содержит правила, которые лучше всего описывают вполне конкретный мир. О нем рассказано подробнее в главе второй «О ком, собственно, эта книга». Этот мир весьма похож на тот, в котором живем мы с вами, и основное внимание мы уделяем тому, чем он отличается от реальности, данной нам в ощущениях. Следует внимательно прочитать эту главу, чтобы понять, каким персонажем вам было бы интересно играть и какими свойствами он может и должен обладать.
Глава «Оборудование и материалы» посвящена тем предметам, которые ваши воображаемые персонажи будут использовать в своей деятельности. Естественно, список этих предметов не ограничен тем, что мы смогли там упомянуть, и ваши персонажи смогут пользоваться всем, что подвернется им под руку — в пределах своих возможностей. Мы же приводим в основном вещи экзотические, с которыми обычный человек сталкивается лишь изредка — огнестрельное оружие и специальное снаряжение.
В главе «Мастер на все руки» Мастер найдет дополнительные сведения о мире — описание некоторых важных действующих лиц и даже один готовый сценарий в качестве примера. Тем, кто не собирается быть Мастером, не рекомендуется туда подглядывать, чтобы не испортить себе удовольствие.
Ролевые игры занимают дни и могут тянуться годами, если в них продолжают играть, поэтому не рассчитывайте начать немедленно. Вам, как минимум, придется дочитать эту книгу до конца. А чтобы вам не было скучно, вот вам пример самой обыкновенной ролевой игры.
Мастер, спрятавшись за специальной ширмочкой, за которой он хранит свои заметки и записи от бдительного взгляда своего единственного игрока, грозно глядит на Славу.
Мастер. Утро, десять часов, ты заявился на работу как ни в чем не бывало. Сегодня в отделении на редкость пусто. Твоего наставника нет на месте, потому как он сказался больным еще на прошлой неделе и, видимо, продолжает страдать от простуды до сих пор. Похоже, что сегодняшний день ничем особенным тебе не грозит.
Слава. Я стреляю у дежурного сигарету и расспрашиваю о свежих новостях.
Мастер. Дежурный курит сам, причем прямо на рабочем месте, что не положено. У него трясутся руки. Он сообщает, что видел черную кошку, которая сперла у него бутерброд с колбасой, а потом исчезла. Потом он хлопает себя по лбу и говорит; «Да, Подосиновик сказал, чтоб я тебя к нему отправил, как появишься».
Слава. Говорю ему спасибо, подхожу к кабинету начальника и стучу в дверь.
Мастер. Ты слышишь голос Подосиновика, произносящий «войдите». Внутри кабинета ты обнаруживаешь шефа, сидящего за столом и кормящего любимых рыбок. Он поднимает глаза и сообщает примерно следующее: «Голубчик, тут такие дела, у нас труп образовался, так ты бы на него съездил и закрыл. Практикантам у нас такое обычно не поручают, но послать совершенно некого — кто болеет, кто в отпуске. Там, похоже, обычный сердечный при ступ на работе, так что получи у врачей свидетельство о смерти, уведоми семью, оформи отказ от возбуждения, ну в общем вас всему этому учили. Напорешься на что-нибудь посерьезнее — сам не разбирайся, позвони сюда. Езжай, словом» и выдает тебе папочку.
Слава. Принимаю папочку, отдаю честь и выползаю за дверь, чтобы не мешать шефу кормить рыбок. Что в папочке?
Мастер. Пока ничего интересного, кроме бумажки с краткой памяткой для тебя. Только что в близлежащем банке, что на соседней остановке троллейбуса, случился казус. Инкассаторы везли выручку из какого-то казино, как положено — двое в кабине, один внутри с деньгами. Человек вроде не старый, но, однако, помер, врачи говорят, что от сердечного приступа, судя по симптомам, а там— вскрытие покажет. Деньги пока не подсчитали. Если ничего не пропало и семья откажется от вскрытия, отказ от возбуждения дела можно оформлять сразу же.
Слава. Делать нечего, сажусь на троллейбус и еду на место происшествия.
Мастер. Троллейбус набит, как и положено на этом маршруте в это время суток. Вывалившись из двери, ты чуть ли не носом тыкаешься в швейцара, который услужливо открывает перед тобой дверь, как только видит твое удостоверение. Внутри тебя встречает банковская охрана и вскорости препровождает в комнату, где с умным видом сидит старшина Шведов. Он молча наблюдает, как из мешка, который везли инкассаторы, извлекают деньги и подсчитывают их.
Слава. Здороваюсь со старшиной и прошу доложить обстоятельства.
Мастер. Старшина докладывает, что труп отвезли в морг до вскрытия, деньги пересчитывают, машину заперли, пока подсчеты не закончат, чтобы ее можно было осмотреть. Хотели позвонить жене и сообщить о смерти, но никак дозвониться не могут.
Слава. Я говорю: «Может, я к его жене съезжу? Все равно, пока деньги не досчитают, мне тут делать нечего и состава преступления нет. Далеко ехать-то?»
Мастер. Старшина записывает тебе на бумажке адрес. «Десять минут на троллейбусе».
Слава. Вот и ладушки. Тогда я мотанусь туда и обратно, а народ пусть без меня деньги досчитывает.
Мастер. Хорошо. Без проблем ты добираешься до места. Покойный жил в хрущобе, на пятом этаже. Поднимаясь по лестнице, ты слышишь шум, доносящийся из квартиры, в которую ты и направлялся.
Слава. Достаю пистолет и подбегаю к двери.
Мастер. Дверь прикрыта, но не заперта, из тонкой щели на темную площадку бьет полоска света. Из-за двери слышится звон бьющейся посуды и женский крик.
Слава. Толкаю дверь ногой и с криком «Всем стоять, милиция!» врываюсь внутрь.
Мастер. Брось-ка Инициативу.
Слава [бросает пять кубиков). 20 очков.
Мастер. Успел. Дверь открывается беспрепятственно, и очень зря, потому что из открытой двери прямо тебе в лицо с большой скоростью летит табуретка. Ты едва успеваешь пригнуться, табуретка пролетает у тебя над головой и разбивается о стену вдребезги.
Слава. Ой. Падаю на пол и по-пластунски ползу внутрь квартиры. Мастер {набрасывает на миллиметровой бумаге план комнаты}. Твоему взору открывается впечатляющая картина. Посреди самой большой комнаты в воздухе висит дама в затрепанном домашнем платье, фартуке и с распущенными волосами. Упомянутые волосы развеваются в безветренном воздухе, подобно змеям. Вокруг дамы кружатся в кольце три табуретки. В одном из углов той же комнаты валяется какой-то мужик с окровавленной головой, а в другом симпатичная девушка достает из кобуры пистолет...
О ком, собственно, эта книга