Стресс и предупреждение конфликта
Необходимость контроля над эмоциями вызвана тем, что:
· Эмоции препятствуют контролю над ситуацией и ведут к психологическому регрессу. Коммуникацией управляет наименее подвижное звено.
· По мере эскалации конфликта увеличивается эмоциональная вовлеченность участников, которая сама по себе ведет к росту конфликтности. Эмоционально насыщенное действие провоцирует встречные агрессивные реакции.
· Длительное пребывание в определенных эмоциональных состояниях способствует развитию психосоматических заболеваний.
Н. Васильев выделяет несколько этапов аффективной вовлеченности в конфликт:
1. Восприятие события, сравнение с прошлыми моделями, символизация в сознании.
2. Эмоциональная оценка события.
3. Внутреннее эмоциональное переживание.
4. Внешняя эмоционально-насыщенная поведенческая реакция.
5. Эмоциональный след.
Соответственно предлагаются методы управления эмоциями:
· Изменение процесса восприятия.
· Изменение эмоциональной оценки события.
· Изменение процесса внутреннего эмоционального переживания.
· Изменение внешней реакции.
· Изменение эмоционального следа, оставшегося после конфликтного взаимодействия.
Разрешение конфликтов
– совместная деятельность участников конфликта, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы.
Еще в 1942 г. М. Фоллет указывала на необходимость урегулирования, а не подавления конфликта. Она выделила: победу одной из сторон, компромисс и интеграцию (позднее – сотрудничество).
Существуют два основных способа разрешения конфликта – силовой: продолжение стратегии противоборства (соперничества) и ненасильственный (остальные стратегии).
Факторы, способствующие разрешению конфликта
1. Время: наличие времени для обсуждения проблемы, выяснения позиций и интересов.
2. Третья сторона: участие в завершении конфликта нейтральных лиц помогает решить проблему.
3. Своевременность: конструктивная работа по урегулированию на ранних стадиях его развития.
4. Равновесие сил.
5. Культура.
6. Единство ценностей.
7. Опыт.
8. Отношения: хорошие отношения до конфликта способствуют более полному разрешению противоречий.
Тактики воздействия на оппонента в конфликте
Жесткая
Давление – требования, угрозы, ультиматумы; захват объекта – если объект материален, применяется в межличностных, межгрупповых, межгосударственных конфликтах.
Нейтральная
Коалиционная – усиление своего ранга в конфликте: создание союзов, группы поддержки.
Санкционирование – взыскания, бойкот, невыполнение распоряжений.
Демонстративных действий – публичные высказывания, жалобы, голодовки, демонстрации.
Мягкая
Сделки – обмен благами, обещаниями, уступками.
Завершение конфликтов
– окончание противостояния по любым причинам.
Урегулирование конфликта – устранение противоречий между оппонентами при участии третьей стороны, как с согласия субъектов, так и без него.
Затухание конфликта – временное прекращение противодействия при сохранении основных признаков конфликта: противоречия и напряженных отношений.
Устранение конфликта – ликвидация основных структурных элементов:
· Изъятие одного из оппонентов.
· Исключение взаимодействия оппонентов на длительное время.
· Устранение объекта конфликта.
Перерастание в другой конфликт – возникновение нового, более значимого противоречия между субъектами.
Исход конфликта – результат противостояния с точки зрения состояния сторон и отношения к объекту:
· устранение одной или обеих сторон;
· приостановка с возможностью возобновления;
· победа одной из сторон (завладение объектом);
· деление объекта (симметричное/ несимметричное);
· согласие о правилах пользования;
· равнозначная компенсация одной стороне за овладение объектом другой стороной;
· отказ субъектов от посягательств на объект;
· альтернативное определение объектов, которые удовлетворяют интересы обеих сторон.
МЕДИАЦИЯ В КОНФЛИКТЕ