Методы успешного взаимодействия с подростками-участниками субкультур.
Одной из причин девиантного и социально-опасного поведения подростков является отсутствия условий для самовыражения, разумного проявления внешней и внутренней активности; не занятостью полезными видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых социальных и личных, жизненных целей и планов.
Для успешного взаимодействия с подростками-участниками субкультур необходимо:[3]
· подбирать индивидуальный подход к каждому ребенку;
· определять формы и методы воспитательного воздействия в зависимости от конкретных условий жизни ребенка;
· признать и уважать в каждом ребенке личность, способствовать свободному развитию и совершенствованию его душевного мира;
· использовать в работе методы и приемы коррекционной, просветительской (лекции, беседы, диспуты, дискуссии) и профилактической направленности;
· быть развивающейся и самосовершенствующейся личностью самостоятельно формирующей свою точку зрения.
Хотелось бы отметить, что мой опыт работы строился на взаимодействии с подростками девиантного поведения, среди которых так же были участники субкультур близкие к опасным, такие как футбольные фанаты. Соответственно, в создании программ мероприятий важно было учитывать следующие направления :
· воспитание нравственно-правовой убежденности ;
· формирование адекватной самооценки, способности критически относится к самому себе ;
· развитие эмоциональной сферы личности: формирование воли, умение управлять собой;
· включение в социально значимые виды деятельности, создании ситуации успеха в избранном подростком виде деятельности;
· организация педагогического влияния на мнение окружающих (семья, сверстники, педагоги, другие взрослые);
· предупреждение невротических расстройств и патологических влечений (неврозы, суициды, клептомания и тд.);
· обеспечение благоприятного социально-психологического климата;
· способствование заполнению пробелов в знаниях;
· работа с девиантными детьми и подростками должна основываться как на работе с конкретными симптомами отклонений, так и на профилактическом подходе (снятие причин, факторов и условий, их провоцирующих).
Что необходимо знать и уметь при работе с подростками девиантного поведения и участниками социально-опасных субкультур:
· знать виды и особенности детей с асоциальным поведением;
· знать неблагоприятные факторы, способствующие развитию данного поведения;
· вести профилактическую работу с учащимися через неформальные группы , объединенные на основе общей направленности увлечений;
· выявлять лидеров из социально-опасных субкультур, с девиантным образом жизни и включать их в тренинговые или неформальные группы старшеклассников, придерживающихся социально позитивных норм и ценностей;
· стимулировать создание молодежных объединений, в том числе субкультур со здоровыми стремлениями
· в рамках психологического просвещение родителей давать информацию о механизмах становления девиантных форм поведения и специфики эффективного общения с детьми (тренинговые группы родителей);
· систематически прививать учащимся, начиная с младшего школьного возраста, навыки критического восприятия информации, поступающие через экрана телевизора, радио передач, слухов, шоу, видеофильмов, интернета и книг.
Таким образом, можно сделать вывод, что необходимо создавать социально-безопасное пространство для развития целостной личности и раскрытия творческого потенциала.
необходимо создавать и внедрять программы по "современной" организации досуга , во всевозможные Городские Центры.
В реализации данной программы приняли участие подростки, состоящие на социальном сопровождении в ГБУ "ГЦ "Дети улиц".
Основной проблемой при работе с подростками в большинстве случаев то, что родители не обращают внимания на занятия их детей в свободное время, в результате чего несовершеннолетние предоставлены сами себе, за ними отсутствует контроль, что часто приводит к социальной опасности. Это приводит к тому, что ребенок приобщается к улице, где существует угроза его жизни и здоровью, а также вероятность совершения им правонарушений, в связи с этим актуальным становится вопрос об организации досуговой занятости несовершеннолетних.