Тема 1.1. Этиопатогенетическая классификация задержанного психического развития. Характеристика детей с ЗПР.
Лекция (2 часа)
Понятие «задержанное психическое развитие», его причины. Понятие о паспортном и биологическом возрасте ребенка. Варианты задержек психического развития: конституциональный, соматогенный, психогенный и церебрально-органического происхождения.
Самостоятельная работа (2 часа)
Характеристика детей с различными типами психического развития. Уровень сформированности психических качеств: восприятия, внимания, памяти. Несформированность игровой деятельности при сохраненной правильной ориентации на свойства используемых в играх объектов и игрушек. Особенности речи, нарушение поведения детей с ЗПР. Причины, приводящие к асоциальному поведению детей.
Практическое занятие (2 часа)
Социальная дезадаптация детей с ЗПР, воспитывающихся вне семьи.
Дисфункция психической сферы и взаимосвязь ее с физическим и психическим здоровьем ребенка. Показатели задержки моторного развития, ослабленности здоровья, физической работоспособности.
Самостоятельная работа (2 часа)
Основные нарушения координационных способностей: точное управление силовыми, временными, пространственными характеристиками движения; усвоение заданного ритма движений; быстрое реагирование на внешние сигналы; поддерживание максимального темпа движений; сохранение равновесия; нарушение ориентировки в пространстве; координирование движений отдельных звеньев тела, особенно тонких движений пальцев рук; переключение на другие виды деятельности и т.д.
Изучение темы направлено на приобретение:
знаний – отечественного и зарубежного опыта адаптивной физической культуры;
морфофункциональных, социально-психологических особенностей лиц с отклонениями в состоянии здоровья различных нозологических форм, возрастных и тендерных групп;
современных средств, методов, приемов, технических средств для осуществления когнитивного и двигательного (моторного) обучения и оценки состояния занимающихся;
этиологии и патогенеза основных заболеваний лиц с отклонениями в состоянии здоровья;
способов обучения лиц с отклонениями в состоянии здоровья специальным знаниям и способам их рационального применения при воздействии на телесность в соответствии с выделяемыми видами адаптивной физической культуры;
способов обучения лиц с отклонениями в состоянии здоровья двигательным действиям, позволяющим реализовывать потребности, характерные для конкретного вида адаптивной физической культуры;
закономерностей развития физических и психических качеств лиц с отклонениями в состоянии здоровья, кризисов, обусловленных их физическим и психическим созреванием и функционированием, сенситивных периодов развития тех или иных функций;
умений – использовать знания отечественного и зарубежного опыта адаптивной физической культуры;
определять характер влияния различных нозологических форм на морфофункциональные и социально-психологические особенности лиц с отклонениями в состоянии здоровья;
осуществлять когнитивное и двигательное (моторное) обучение и оценивать состояние занимающихся с использованием современных средств, методов, приемов, технических средств;
использовать знания об этиологии и патогенезе основных заболеваний при работе с лицами с отклонениями в состоянии здоровья;
обучать лиц с отклонениями в состоянии здоровья специальным знаниям и способам их рационального применения при воздействии на телесность в соответствии с выделяемыми видами адаптивной физической культуры, а также двигательным действиям, позволяющим реализовывать потребности, характерные для конкретного вида адаптивной физической культуры;
выявлять закономерности развития физических и психических качеств лиц с отклонениями в состоянии здоровья, кризисы, обусловленные их физическим и психическим созреванием и функционированием, а также сенситивные периоды развития тех или иных функций;
развивать оставшиеся после болезни или травмы функции организма человека с целью частичной или полной замены навсегда утраченных функций в результате того или иного заболевания и (или) травмы;
навыков - практического применения в профессиональной деятельности современных средств, методов, приёмов, технических средств для осуществления когнитивного и двигательного (моторного) обучения и оценки состояния занимающихся;
использования в профессиональной деятельности знаний об этиологии и патогенезе основных заболеваний лиц с отклонениями в состоянии здоровья;
обучения лиц с отклонениями в состоянии здоровья специальным знаниям и способам их рационального применения при воздействии на телесность в соответствии с выделяемыми видами адаптивной физической культуры, а также двигательным действиям, позволяющим реализовывать потребности, характерные для конкретного вида адаптивной физической культуры;
воспитания у лиц с отклонениями в состоянии здоровья активного отрицательного отношения к наркомании, алкоголизму, табакокурению, компьютерной, экранной, игровой зависимостям;
целостного анализа и учета закономерностей развития физических и психических качеств лиц с отклонениями в состоянии здоровья, сенситивных периодов развития тех или иных функций, предупреждения кризисов, обусловленных их физическим и психическим созреванием и функционированием;