Чем особенности тех людей, которые склонны становиться жертвами насилия?

– В принципе любой человек может стать жертвой, от этого никто не застрахован. Каждый среднестатистический человек имеет тот или иной опыт жертвы. Но в психологии есть понятие виктимности – степени, в которой люди склонны быть жертвами, и выделяется категория людей, которых называют виктимами, виктиможертвами или сценарными жертвами. Это люди, в жизни которых постоянно присутствует сценарий жертвы. То есть, они патологически склонны быть жертвами, и у них опыт жертвы повторяется снова и снова по одному и тому же сценарию. Например, есть жертвы регулярного сексуального насилия, которые все время оказываются в ситуации, когда на них нападают.

С чем связано наличие именно того или иного сценария? Есть множество факторов.

Первый фактор, к сожалению, связан не только с самими этими людьми, но и с их близкими родственниками: мамами, папами, бабушками, дедушками. В частности, существует виктимный сценарий, связанный с «запретом на жизнь». Бывает так, что из поколения в поколение, особенно в семьях, где было много репрессированных, раскулаченных, посаженных в тюрьмы и убитых, от бабушки к внучке, от дедушки к внуку и далее передается послание, заключенное в том, что право на жизнь надо заслужить. Что жизнь – это «штука тяжелая», что жизнь – это всегда мучения, страдания. Это послание бессознательно стимулирует человека к позиции жертвы. Человек программируется на то, чтобы испытывать частый дискомфорт и несчастья в своей жизни.

Второй фактор, который способствует тому, что человек станет жертвой, – это проблема принятия себя, доверия к себе, уверенности в себе, которые формируются очень рано, в первый год жизни и в основном связаны с ролью родителей, ролью матери в жизни человека.

Если мама любит ребенка безусловно, дает ему максимум тепла, принимает его всего целиком, обеспечивает ему душевную стабильность через заботу, то у него формируется в дальнейшем доверие к себе, к миру, принятие себя и уверенность в себе. Но если мама любит ребенка только за что-то (если молчит – то хороший, закричал – значит, плохой), кормит не тогда, когда ребенок этого захочет, а когда ей пришло это в голову или тогда, когда советуют «умные» книжки, если мать теряет материнский инстинкт, то у ребенка формируется недоверие к миру, неприятие себя. И в дальнейшем у него нет того, что принято называть уважением к себе, и он оказывается все время в ситуациях, когда его самооценка падает «ниже плинтуса». Снова и снова она находит подтверждения тому, что он – ничто, и его смешивают с грязью.

Третий фактор – нарушение личностных границ. Склонен к роли жертвы человек, чьи границы с детства постоянно нарушались. Над которым издевались, которого обижали, к которому очень жестко относились родители. Жестко – это значит: «шаг влево, шаг вправо – расстрел». Ребенку не давали проявлять свое «я». В возрасте 2-3х лет не давали свободно перемещаться по квартире, открывать ящики столов и шкафов, трогать определенные предметы.

Некоторым родителям проще кричать на ребенка поминутно «Нельзя! Не смей!», вместо того, чтобы переложить ценные вещи туда, где ребенок их не достанет. А для ребенка жизненно необходимо осваивать пространство, он таким образом изучает мир. Если у ребенка не было такой возможности, он не в состоянии узнать свои личностные границы, у него нет умения сказать «нет», умения постоять за себя, почувствовать себя как некую ценность, увидеть свою значимость. Тогда ребенок, взрослея, будет допускать ситуации, в которых он будет становиться жертвой.

У жертв есть еще одна характерная особенность. У жертв наблюдается оскудение чувств. Наша эмоциональная сфера – источник важных ресурсов, источник позитивных эмоций, нашего творчества и нашей интуиции. В том числе переживаний мистических, духовных. Она дает основу для веры, для духовного роста.

Если у человека проблемы в познавании своих чувств, если у него нет желания обратиться внутрь себя, попытаться проанализировать свои переживания, проанализировать свою жизнь, свое поведение, то ему очень сложно ориентироваться во многих ситуациях.

Ему сложно почувствовать тот момент, когда стоит сделать шаг в сторону, чтобы горшок с цветами пролетел мимо, ему сложно выбрать момент, чтобы начать переходить дорогу немного позже, чем пронесется на запрещающий знак светофора машина. Во всем этом нам помогает эмоциональная сфера. А если человек не может разобраться со своими чувствами, понять, что, собственно, с ним происходит, и что он хочет, и что для него сейчас важно, то он будет в очередной раз наступать на грабли.

Наши рекомендации