Диагностика в психосоматике. обычно. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.
обычно. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.
Помните, что в каждой строке должна быть зачеркнута только одна цифра!
Утверждения | Почти никогда | j Иногда | i Часто | Почти всегда |
1. Я испытываю удовольствие | ||||
2. Я обычно устаю | ||||
3. Я легко могу заплакать | ||||
4. Я хотел бы быть таким счастли- | ||||
вым, как и другие | ||||
5. Нередко я проигрываю из-за того, | ||||
что недостаточно быстро прини- | ||||
маю решения | ||||
6. Обычно я чувствую себя бодрым | ||||
7.Я спокоен,хладнокровен и собран | ||||
8. Ожидаемые трудности обычно | ||||
очень тревожат меня | ||||
9. Я слишком переживаю из-за пус- | ||||
тяков | ||||
10. Я вполне счастлив | ||||
11. Я принимаю все слишком близко к | ||||
сердцу | ||||
12. Мне не хватает уверенности в себе | ||||
13. Обычно я чувствую себя в безопас- | ||||
ности | ||||
14. Я стараюсь избегать критических | ||||
ситуаций и трудностей | ||||
15. У меня бывает хандра | ||||
16.Я доволен | ||||
17. Всякие пустяки отвлекают и волну- | ||||
ют меня | ||||
18. Я так сильно переживаю свои раз- | ||||
очарования, что потом долго не | ||||
могу о них забыть | ||||
19. Я уравновешенный человек | ||||
20. Меня охватывает сильное беспо- | ||||
койство, когда я думаю о своих де- | ||||
лах и заботах |
Глава 2
Обработка результатов
При ответах на высокотревожные вопросы «1» означает отсутствие либо легкую степень тревожности, а отметка «4» означает высокую тревожность. При обработке результатов балльные оценки в этих вопросах имеют обратную направленность.
Уровень реактивной тревожности вычисляется по формуле:
Тр = Ерп — Еро + 50, где:
Тр — показатель реактивной тревожности;
Ерп — сумма баллов по прямым вопросам (3, 4, 6, 7, 9, 12, 14, 15, 17, 18);
Еро — сумма баллов по обратным вопросам (1, 2, 5, 8, 10, 11, 13, 16, 19,20).
Для исчисления уровня личностной тревожности применяется формула:
Тл = Елп — Ело + 35, где:
Тл — показатель личностной тревожности;
Елп — сумма баллов по прямым вопросам (22, 23, 24, 25, 28,29,31,32,34,35,37,38,40);
Ело — сумма баллов по обратным вопросам (21, 26, 27, 30, 33, 36, 39).
Показатель, не достигающий 30 баллов, рассматривается как свидетельствующий о низкой тревожности, от 31 до 45 баллов — об умеренной, свыше 45 баллов — о высокой.
Личностный опросник Айзенка
Данная методика используется для выявления особенностей характера, которые получили название «экстраверсия», «интроверсия» и «нейротизм».
Для экстравертов наиболее характерны такие черты, как общительность, отзывчивость, непринужденность, жизнерадостность, уверенность в себе, стремление к лидерству. Они имеют много друзей, оптимистически настроены, добродушно-веселы, но иногда бывают вспыльчивы, несдержанны.
Интроверты в большинстве своем спокойны, уравновешенны, рассудительны, осмотрительны, миролюбивы, контролируют свои поступки, действия их всегда продуманны, рациональны. Круг друзей небольшой, предпочитают книги, личные встречи, высоко ценят «эстетические нормы».
_____________________________Диагностика в психосоматике
Нейротики отличаются нестабильностью, неуравновешенностью нервно-психических процессов, эмоциональной неустойчивостью, лабильностью вегетативной нервной системы, легко возбудимы. Для них характерны изменчивость настроения, сенситивность, а также тревожность, мнительность, медлительность, склонность к пессимизму, нерешительность.
Если показатель экстра-/интровертированности является достаточно стабильной характеристикой личности пациента и имеет значение лишь для выбора тактики поведения психотерапевта в процессе общения с ним, то показатель уровня ней-ротизма коррелирует с выраженностью его психоэмоциональной напряженности и помогает объективизировать эффективность психотерапии.
Бланк опросника и методика обработки и оценки результатов легко доступны во многих справочниках по психологии.
Опросник Сердюка
Для изучения самооценки социальной
Значимости болезни
Влияние любого хронического соматического заболевания на социальный статус больного, его положение в обществе и микросоциальной среде, круг интересов, уровень притязаний издавна не вызывает сомнений у клиницистов.
Естественно, что хроническое соматическое страдание приводит к ломке привычного образа жизни и деятельности больного человека, необходимости формирования нового жизненного стереотипа.
При этом не так важно, насколько существенную роль в возникновении и течении данного заболевания можно отвести психогенным факторам и можно ли его с уверенностью отнести к психосоматическим заболеваниям или нет.
Исследования, проведенные на достаточно презентабельном массиве больных полярными с точки зрения психосоматической природы заболеваниями: с одной стороны, классическим психосоматозом — язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки; а с другой стороны — таким заболеванием, которое никто из авторитетных специалистов не относит к психосоматическим — мочекаменной болезнью, показали, что, несмотря на абсолютно разную природу этих
Глава 2
заболеваний, их дезадаптирующее влияние на социальный статус больных ни по частоте, ни по степени выраженности практически ничем не отличается и отмечается почти в ста процентах случаев (Михайлов и др., 2002).
Самооценка больными влияния заболевания на их социальный статус является существенной частью «внутренней картины болезни», а следовательно, и важной «точкой приложения» психотерапевтического воздействия на больного в процессе его реабилитации, ибо изменение отношения больного к своему страданию наряду с купированием невротической симптоматики и воздействием на патогенетические механизмы психосоматического заболевания — одна из главных задач психотерапии в соматической клинике.
Вместе с тем клинические наблюдения показывают, что разные больные зачастую вкладывают в понимание такой самооценки совершенно разное содержание.
На основании опроса двух тысяч больных различными хроническими соматическими заболеваниями был разработан формализованный опросник, позволяющий выделить и подвергнуть количественной оценке влияние болезни на разные сферы социального статуса больных (Михайлов и др., 2002).
Бланк опросника
Инструкция:Вам предлагается 10 утверждений и 5 вариантов ответов. После каждого утверждения поставьте крестик в одной колонке, соответствующей вашему согласию или несогласию с этим утверждением.
Утверждения | Наверняка нет | Скорее нет | Затрудняюсь ответить | Пожалуй, да | Безусловно да |
1) Из-за болезни я не могу работать с прежней работоспособностью, стал(а) слабым(ой), немощным(ой), сам(а) себе неприятен(а) | |||||
2) Болезнь осложняет взаимо- | |||||
отношения в моей семье, чувствую, что надоел(а) родным со своей болезнью |
Утверждения | Наверняка нет | Скорее нет | Затрудняюсь 1ответить | Пожа- ! луй, ; да | Безус- j ловно да i |
3) Из-за болезни приходится себя во многом ограничивать, боюсь употреблять спиртное, ограничиваю себя в еде, избегаю ходить в гости, отказы-1 ваю себе в развлечениях | |||||
4) Из-за болезни ухудшились 1 отношения на работе, чувствую, что сотрудники стали ху-! же относиться ко мне, не | сочувствуют и даже придира- ; \ ются | |||||
5) Считаю, что у меня меньше свободного времени, чем у здоровых людей, из-за болезни много времени уходит на лечение, больницы | |||||
6) Из-за болезни не могу работать там, где хочу. Моя болезнь мешает мне занять лучшее положение в обществе, сделать карьеру 1 | |||||
t . ! 17) После того как заболел (а), j замечаю изменения в своей внешности, стал(а) некраси-|вым(ой), неприятным(ой) для | окружающих | |||||
8) Моя болезнь сделала меня несчастным(ой), заставляет j чувствовать себя не та-ким(ой), как все | |||||
9) Моя болезнь мешает мне \ общаться с окружающими, чувствую, что отдаляюсь от людей | |||||
10) Болезнь наносит мне значительный материальный ущерб, вынуждает тратить средства на лечение, не дает возможности больше зарабатывать |
Глава 2
Обработка результатов
Один из двух последних вариантов ответов расценивается как свидетельствующий о высокой либо очень высокой значимости для данного больного влияния болезни на ту или иную условно выделенную сферу его социального статуса (соответствующую номеру вопроса):
1.Ограничение ощущения силы и энергии;
2.Ухудшение отношения к больному в семье;
3.Ограничение удовольствий;
4.Ухудшение отношения к больному на работе;
5.Ограничение свободного времени;
6.Ограничение карьеры;
7.Снижение физической привлекательности;
8.Формирование чувства ущербности;
9.0граничение общения;
10.Материальный ущерб.
Расположение их в виде векторов на диаграмме позволяет более наглядно судить о степени социальной значимости заболевания для данного больного в целом, а также о тех направлениях, которые следует рассматривать как «мишени» или «точки приложения» психотерапевтического воздействия в процессе его медико-социальной реабилитации.