Ииндивидуальная психология А. Адлера

Психологическое наследие Альфреда Адлера и Карен Хорни

Ииндивидуальная психология А. Адлера

Психоаналитическая теория невротической личности Карен Хорни

Рекомендуемая литература:

1. Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза. – СПб..- 2003

2. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. – М., 1993;

3. Хорни К. Женская психология. – СПб., 1993

4. Хорни К. Конфликты материнства. – СПб., 2001.

5. Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 1999.

Ииндивидуальная психология А. Адлера

Важным этапом в развитии истории психодинамического направления стало появление не очень связанных между собой теорий, авторы которых стремились либо расширить подход З.Фрейда к личности, либо пересмотреть его. Наиболее выдающимися теоретиками, разошедшимися с Фрейдом были Альфред Адлер, Карл Густаф Юнг, Карен Хорни.

У Фрейда были и другие научные оппоненты. Однако за исключением названных трех, ни один не создал совершенно самостоятельной теории, которая могла бы соперничать с фрейдовской.

Альфред Адлер родился в Вене 7 февраля 1870 года. Он был сыном еврея-торговца, принадлежавшего к среднему классу общества. Влияние детства на его жизнь было неоднозначным. С одной стороны он вырос в любви к нему и остальным пяти детям со стороны матери и отца. А с другой пережил смерть младшего брата, перенес тяжелоую форму пневмании и был очень близок к смерти. Дважды с трудом избежал перспективы быть убитым в уличных происшествиях. Закончил Венский университет и получил там ученую степень, стал психиатром. В 27 лет женился на Раисе Эпштейн - студентке из России.

А. Адлер был активным членом и президентом психоаналитического кружка, организованного З.Фрейдом. Но вскоре его взгляды с Фрейдом разошлись. Он вышел из этого общества, которое вместе с ним одновременно покинули еще 9 человек из 27. С ними Адлер создал общество свободного психоанализа, большей частью чтобы досадить Фрейду.

В начале Второй Мировой Войны он уехал в США и стал профессором в медицинском колледже. Он был прекрасным лектором. И ученым. За свою жизнь он написал около 300 книг и статей. Лучшим его творением считается «Практика и теория индивидуальной психологии».

Основные принципы индивидуальной психологии: целостность психической жизниличности и стремление к превосходству как основная мотивационная сила в жизни личности, а также социальная принадлежность человека. Представление о том, что человек является единым и самосогласующимся организмом, составляет главную посылку адлеровской психологии. Адлер исходил из того, что ни одно проявление жизненной активности нельзя рассматривать в изоляции, а лишь только в соотношении с личностью в целом. По убеждению Адлера, главное требование к индивидуальной психологии состоит в том. Чтобы доказать это единство в каждом индивидууме: в его мышлении, чувствах, действиях, так называемом сознании и бессознательном, в каждом проявлении личности.

Адлер рассматривал человека не только как органическую целостность, но и в динамике. Утверждая, что человек стремится к совершенству, Адлер исходил из соображения, что люди не отталкиваются от внутренних или внешних причин, а скорее, тянутся вперед – они всегда находятся в движении к личностно значимым жизненным целям.

По мнению Адлера, эти жизненные цели в значительной степени выбираются индивидуально, а следовательно, в постоянном стремлении к совершенству люди способны планировать свои действия и определять собственную судьбу. Достигая намеченных целей, они не только повышают самооценку, но также находят свое место в жизни.

Адлер рассматривал индивидуума как творческое самоопределяющееся целое, отмечая, что индивидуум нечто большее, чем результат влияния наследственного и окружающей среды. Третьим фактором развития является творческая сила личности, направленная на саморазвитие.

Ведущим в теории Адлера является обоснование значимости социального фактора в развитии индивидуума. Он показывал, что суть человеческой природы можно постичь только через понимание социальных отношений. Отношение – это проявление активности, функционирование субъекта, выражение его позиции, установок, проявление характера и др. Индивидуальная психология Адлера полагает необходимой гармонию объединения и сотрудничества между человеком и обществом, а конфликт между ними считается неестественным.

Адлер утверждал, что люди мотивированы к активности фиктивными целями – личными мнениями о настоящих и будущих событиях, регулирующими их поведение. Адлер полагает, что люди ведут себя в соответствии с этими личными убеждениями, независимо от того, являются они объективно реальными или нет.

Например: «Ядовитая змея подползает к моей ноге или я только думаю, что она ядовитая – эффект будет один и тот же».

В адлеровской схеме поведение четко отражает индивидуальное субъективное восприятие реальности. В отличие от Фрейда, он сформулировал очень экономичную теорию личности в том смысле, что в основании всего теоретического сооружения лежит ограниченное количество ключевых концепций и принципов:

1) чувство неполноценности и компенсация;

2) стремление к превосходству;

3) стиль жизни;

4) социальный интерес;

5) творческое «Я»;

6) порядок рождения;

7) фикционный финализм.

ПРИМЕРЫ: Люди с физическими недостатками стремятся компенсировать свои слабости и дефекты и порой достигают невероятных успехов в той или иной сфере. Демосфен, заикавшийся с детства, стал одним из самых выдающихся ораторов. Вильма Рудольф, страдавший в детстве физическим недугом, трижды завоевывала золотые олимпийские медали по легкой атлетике.

Согласно Адлеру, люди стараются компенсировать чувство собственной недостаточности, вырабатывая свой уникальный стиль жизни, в рамках которого они стремятся к достижению фиктивных целей, ориентированных на превосходство или совершенство.

Стиль жизни личности складывается у ребенка в первые четыре-пять лет жизни и наиболее отчетливо проявляется в ее установках и поведении, направленном на решение трех основных жизненных задач: профессиональной, сотрудничества и любви.

Неблагоприятные ситуации детства, среди которых Адлер особо выделяет неполноценность органов, чрезмерную опеку и отвержение со стороны родителей,способствуют перерастанию чувства недостаточности в комплекс неполноценности – преувеличение собственной слабости и несостоятельности.

Второй движущей силой развития личности является социальный интерес, определяемый Адлером как стремление к сотрудничеству с другими людьми для достижения общих целей. Социальный интерес имеет врожденные задатки, но окончательно формируется в ходе воспитания. С точки зрения Адлера, степень выраженности социального интереса является показателем психического здоровья, его недоразвитие может стать причиной неврозов, наркомании, преступности и других социальных и психопатологиеских. отклонений.

Опираясь на оценку выраженности социального интереса и степень активности личности при решении главных жизненных задач, Адлер выделяет четыре типа установок, сопутствующих стилю жизни: управляющий, получающий, избегающий и социально полезный.

Возникновение неврозов, по Адлеру, связано с ошибочным стилем жизни и недостаточным развитием социального интереса. В связи с этим психотерапия должна быть направлена на коррекцию ошибочного стиля жизни, устранение ложных целей и формирование новых жизненных целей, которые помогут реализовать жизненный потенциал. Достигаются эти терапевтич. цели через понимание пациента, повышение его уровня понимания себя и развитие социального интереса.

Адлер был убежден, что стремление к превосходству является врожденным и что мы никогда не освободимся от него, потому что это стремление и есть жизнь.

НАПРИМЕР: Человек как социальный субъект получает информацию о своем существовании в том числе и в отражении других людей. Чем ты значимей, тем мощнее это отражение и информация для подсознания, что он жив, что он существует. Быть кем-то, быть значимым, определяет не только возможность обладать большими ресурсами и средствами к более полноценному и комфортному существованию, но и остатся жить после жизни. Быть таким как все – означает раствориться в толбе, быть незначимым, незамеченным или вообще не быть.

Адлер установил, во-первых, что стремление к превосходству является единым фундаментальным мотивом, а не комбинацией отдельных побуждений;

Во вторых, это стремление вверх и вперед универсально. Оно общее для всех и в норме и в патологии.

В-третьих, превосходство, как цель может принимать как позитивное, так и негативное направление.

В-четвертых,оно сопряжено с большими энергетическими усилиями и затратами и усиливает психическое напряжение;

В-пятых,оно проявляется как на уровне индивидуума, так и на уровне общества.

Адлер создал типологию личности исходя из их установок, связанных со стилями жизни. Он напоминал, что постоянство нашей личности на протяжении жизни объясняется стилем жизни. Адлер выделял четыре типа личности:

1) Управляющий – люди самоуверенные, активные, напористые, с незначительным социальным интересом. Основные жизненные задачи решают во враждебной, антисоциальной манере.

2) Берущий- паразитически относятся к внешнему миру. паразитически относятся к внешнему миру. ной, антисоциальной манере.

ает психическое напряжение;

инацией отдельных побуждений.м

3) Избегающий- Не имеют социального интереса и активности для решения собственных проблем. Стратегия жизни – избегание.

4) Социально полезный – воплощение зрелости. Высокий социальный интерес и активность.

Наши рекомендации