Предмет, объект и методы психологии. Место психологии системе наук.
Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического
Приборостроения
Кафедра ___теории и истории культуры № 64___
(название кафедры, №)
«УТВЕРЖДАЮ»
Проректор по учебной работе
(Начальник УМУ)
д.т.н, профессор
___В.И.Хименко____________
«___» __________ 2001г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Декан факультета № 6
д.э.н., профессор
__ И.П. Павлова ______
«___» __________ 2001г.
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«_________Психология_и педагогика_________»
(наименование дисциплины)
составлена для всех специальностей и направлений СПбГУАП , где данная дисциплина предусмотрена учебным планом
срок обучения | специальность (направление) | код дисциплины в учебном плане |
5 лет 5 лет 5 лет 5 лет … (4+2) лет (4+2) лет (4+2) лет (4+2) лет | 060400 (О З) 060500 (О) 060600 (О) 071900 (О) … 551500 (О) 552000 (О) 552500 (О) 552800 (О) | ГСЭ. Р. 03 ГСЭ. Р. 03 ГСЭ. Р. 03 ГСЭ. Р. 02 … ГСЭ. Р. 02 ГСЭ. Р. 02 ГСЭ. Р. 02 ГСЭ. Р. 02 |
Программа дисциплины принята в УМУ
________________________________________________
Дата, ФИО, подпись
Санкт-Петербург
2001г.
Лист согласования рабочей программы
Рабочую программу составил
доцент, к.п.н. З.Р. Душабаев
Программа одобрена на заседании кафедры № 64
«___» __________2000 г., протокол №_________
Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор __________________С.В. Орлов
Программа соответствует Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования Российской Федерации
Зам. декана факультета № 6
по методической работе
к.э.н., доцент Р.С. Давлеткильдинова
Программа дисциплины «Психология и педагогика» составлена в соответствии с государственными стандартами второго поколения.
Разделы дисциплины
1. Предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук.
2. Ощущение и восприятие как формы чувственного познания.
3. Психология внимания и внимательность как свойство личности.
4. Мнемические процессы.
5. Мышление и интеллект
6. Эмоции и чувства. Воспитание чувств.
7. Индивид, личность, индивидуальность
8. Научные основы воспитания и самовоспитания.
1. Цели и задачи дисциплины.
Программа курса «Педагогика и психология» разработана для студентов, чья психологическая культура и педагогическая компетентность войдут органично в структуру их будущей профессиональной деятельности.
Преподавание данной дисциплины преследует следующие цели:
- повышение общей и психологической культуры;
- умение адекватно воспринимать себя и других;
- умение предвидеть все последствия своих решений;
- умение прогнозировать поведение других людей;
- развитие у студентов способности критически и творчески мыслить.
Задача курса – ознакомление студентов с современным состоянием и перспективами внедрения в практику достижений психологии и педагогики, а именно:
- овладение основными понятиями психологии;
- приобретение опыта оценки индивидуально-психологических особенностей своей личности;
- приобретение навыков саморегуляции процессов внимания и памяти;
- формирование навыков психологического анализа процесса мышления;
- овладение приёмами самовоспитания личности.
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины:
- знать основные понятия и закономерности, разработанные в психологии и педагогике;
- иметь представление о предмете и методах психологии и педагогики;
- иметь представление о современных течениях и отраслях психологической и педагогической науки;
- иметь представление о роли сознания и бессознательного в регуляции поведения;
- иметь представление о мотивации и психической регуляции поведения и деятельности;
- владеть современными знаниями о сущности и технологиями образовательного процесса.
3. Объем дисциплины и виды учебной работы Таблица №1
Виды учебной работы | спец., направл.: 060400, 060500, 060600 очная форма обучения | спец., направл.: технические спец-ти и напр-я очная форма обучения | спец., направл.: менеджмент, маркетинг очная форма обучения | спец., направл.: технические специальности очно-заочная (вечерняя) форма обучения | ||||||||||||||||
Всего часов | Семестры | Всего часов | Семестры | Всего часов | Семестры | Всего часов | Семестры | |||||||||||||
общая трудоемкость дисциплины | ||||||||||||||||||||
аудиторные занятия | ||||||||||||||||||||
лекции | ||||||||||||||||||||
Практические занятия (ПЗ) | ||||||||||||||||||||
Семинары (С) | ||||||||||||||||||||
Лабораторные работы (ЛР) | ||||||||||||||||||||
Курсовой проект (работа) | ||||||||||||||||||||
Расчетно-графические работы | ||||||||||||||||||||
Контрольная работа | ||||||||||||||||||||
самостоятельная работа | ||||||||||||||||||||
в том числе самост. работа над курсовым проектом (работой) | ||||||||||||||||||||
другие виды самост. работы | ||||||||||||||||||||
вид итогового контроля (зачет, экзамен …) | зач | зач | зач | зач | зач | зач | зач |
4. Содержание дисциплины
4.1. Разделы дисциплины и виды занятий
Таблица №2
№ п/п | Разделы дисциплины | Лекции | ПЗ (или С) | ЛР |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. | Предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. Ощущение и восприятие как формы чувственного познания. Психология внимания и внимательность как свойство личности. Мнемические процессы. Мышление и интеллект. Эмоции и чувства. Воспитание чувств. Индивид, личность, индивидуальность. Научные основы воспитания и самовоспитания. | + О В З + О В + О В + О В + О В + О В + О В З + О В З | + О + О З + О З + О З + О + О + О | |
4.2. Содержание разделов дисциплины
Предмет, объект и методы психологии. Место психологии системе наук.
Психические явления и внешний мир. Психическое как отражение внешнего мира. Идеальность психического отражения. Соотношение психического и физического отражения. Субъективность психического отражения. Уникальность психического отражения. Активность психического отражения. Психика и мозг. Психофизиологическая проблема. Психическое и нервное. Образ и код как виды информации. Психика и сознание, подсознательные психические процессы. Психика и субъект. Происхождение психической формы отражения. Эволюция психической формы отражения. Классификация психических явлений.
Понятие об объекте и предмете психологии. Психология и социология. Социальная психология. Этническая психология. Психология и логика. Психология и кибернетика. Психология управления. Дифференциальная психология. Возрастная психология. Медицинская психология. Психология и психиатрия. Психотерапия. Педагогическая психология. Инженерная психология. Значение системы психологических знаний для успешного обучения, познания, труда, общения и выживания. Психология научная и житейская. Наука психология и религия. Психология религии. Современное состояние и перспективы развития психологии. Психологическая культура как неотъемлемый компонент общей культуры цивилизованного человека.