Являясь общенаучными по своему значению (с 1 по3 принципы включительно), они позволяют понять природу и характер конкретных психологических феноменов и закономерностей.
Тема 1.
Наука психология, ее задачи и методы.
Принципы психологии
Исходные положения, которые позволяют содержательно описывать исследуемый объект, планировать процедуры получения эмпирического материала, обобщать и интерпретировать его, выдвигать и проверять гипотезы, т.е., на основании которых строятся все подходы к анализу психических явлений и выводы из него: детерминизм, развитие, системность.
Являясь общенаучными по своему значению (с 1 по3 принципы включительно), они позволяют понять природу и характер конкретных психологических феноменов и закономерностей.
По мнению Арту́ра Влади́мировича Петро́вского (14.05.1924–02.12.2006) и Михаи́ла Григо́рьевича Яроше́вского (22.08.1915—22.03.2001)важнейшими принципами психологии являются[1], [2]:
1) Принцип причинности (детерминизма),то есть причинной обусловленности психических явлений объективными и субъективными факторами;
Принцип детерминизма (от лат. determino — определяю)состоит в том, что объяснение какого-либо феномена или события строится на раскрытии его причинно-следственных связей с другими феноменами или событиями и анализе закономерного взаимодействия эмпирически установленных факторов, обуславливающих его возникновение.
Принцип детерминизма в психологии выражается в следующих формах:
1. принцип детерминизма как учение о причинности - актуальное состояние психики и поведение индивида детерминировано (обусловлено) предшествующими событиями его жизни, а все многообразие наблюдаемых феноменов человеческой жизнедеятельности определяется взаимодействием двух групп факторов: наследственности и окружающей биосоциальной среды (система воспитания в семье, культурное окружение ребенка, институты социализации и т.д.). Принцип детерминизма предполагает влияние на психические процессы как внешней среды, так и внутреннего мира личности. В качестве детерминант внутреннего мира могут выступать мотивы, потребности, ценности и т.д. Данные детерминанты предопределяют конечный результат деятельности, опосредованно влияя на внешние условия и внося изменения в систему связей и отношений с окружающим миром. Указанная взаимосвязь и взаимовлияние внешних и внутренних факторов развития личности получила название «взаимного детерминизма»;
2. статистический детерминизм - одинаковые причины порождают различные (в известных пределах) эффекты, подчиненные статистическим закономерностям (вероятностная причинность);
3. детерминизм типа обратной связи - следствие оказывает влияние на вызвавшую его причину;
4. целевой детерминизм - цель, предваряющая результат, детерминирует процесс его достижения, определяет выбор средств и стратегий;
5. системный детерминизм - отдельные элементы системы зависят от свойств всей системы.
2) Принцип системности, согласно которому психика людей представляет собой более или менее устойчивую систему психических элементов;
Принцип системностисостоит в том, что явления действительности необходимо рассматривать в их взаимосвязи и взаимовлиянии с элементами той целостной системы, в состав которой они входят, придавая ей новые свойства. Исследуемый объект рассматривается как организованная целостность или как структурный и функциональный элемент этой целостности.
В основе системного подхода лежат следующие постулаты:
1) развитие психики идет от всеобщего к специфическому;
2) психическая целостность и ее возникновение подчиняется определенным законам;
3) отдельные элементы психики возникают из целого;
4) психические явления, как часть целого, обладают свойствами, отличными от свойств отдельно взятого психического явления;
5) целостная система обладает не только свойствами ее отдельных компонентов, но и собственными свойствами.
3) Принцип развития или признание того, что психика людей постоянно развивается под влиянием соответствующих условий социальной жизнедеятельности людей.
Принцип развития или генетический принцип состоит в признании закономерного характера изменения исследуемых психических феноменов, их перехода от одного уровня организации к другому, возникновения новых форм психических явлений и процессов. Правильное понимание понятия «психика» может быть достигнуто только при рассмотрении ее как результата действия и продукта развития.
4) Принцип единства сознания и деятельности, характерный для отечественной психологической школы состоит в том, что сознание и деятельность, не являясь тождественными или противоположными понятиями, образуют единство. Сознание при этом образует динамические модели деятельности, на основании которых происходит ориентирование человека в окружающей среде. На основе принципа единства сознания и деятельности возможно выяснение внутренних психологических механизмов, обеспечивающих успешность достижения целей действий, открытие объективных закономерностей психики.
На рисунке 9 отображены принципы, выработанные в процессе становления современной отечественной психологии[3].