Понятие личности в психологии.

Краткая история развития психологической науки.

Истоки психологического знания лежат в античной философии.

Этапы развития психологии как науки:

1)до начала XVIII века психология развивалась как наука о душе в рамках древней философии.(Демокрит, Платон, Аристотель)

2)психология как наука о сознании, относится к "эпохе Нового времени" (сер.XVII – сер. XIX вв.).

В это время на формирование западной психологической мысли большое влияние оказали работы Рене Декарта (1596 – 1650)

3)становление психологии как самостоятельной экспериментальной науки, относится к 60-70-м годам XIX века.

Основателем экспериментальной психологии является Вильгельм Вундт (1832 – 1920).

Предмет и задачи общей психологии. Принципы и структура.

Психология-наука изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

Задачи психологии:

-качественное изучение психических явлений;

-анализ формирования и развития психических явлений;

-изучение физиологических механизмов психических явлений;

-содействие планомерного внедрения психических знаний в жизнь и деятельность людей.

Принципы:

-детерминизм;

-единство сознания и деятельности;

-развитие психики.

Структура:

-социально психологическая;

-возрастная психология;

-психология управления;

-инженерная психология (человек и техника);

-психология труда;

-конфликтология.

Понятие о психике и сознании. Структура сознания.

Психика-особое св-во высокоорганизованной материи является формой отражения субъектом объективной реальности.

Только человеку присуще высшая форма психического отражения –это сознание.

Основные функции:

-отражение;

-управление и регуляции поведением и деятельностью.

Психические явления делятся на: 1)психическое состояние и 2)психические свойства(темперамент, характер, способности).

Психические процессы делятся на:1)эмоциональные; 2)познавательные(память, мышление, воображение); 3)волевые.

Методы исследования в современной психологии.

Выделяют четыре группы методов познания психологических явлений :

-Организационные методы: 1) сравнительный метод (разделение на группы по возрастам, форме деятельности и т. д.); 2) лонгитюдный метод (обследования одних и тех же лиц в течение длительного времени); 3) комплексный метод (в исследовании объекта участвуют представители разных наук).

-Эмпирические методы: 1) наблюдение и самонаблюдение; 2) экспериментальные методы; 3) психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа); 4) анализ продуктов деятельности; 5) биографические методы.

-Методы обработки данных: 1) количественный (статистический); 2) качественный (анализ).

-Интерпретационные методы: 1)генетический метод (анализ развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов); 2) структурный метод (установление структурных связей между всеми характеристиками личности).

Основные методы психологии. Наблюдение. Метод научно объясняет причины психологического явления, и проводится в естественной ситуации по программе, в которой перечислены ожидаемые действия и реакции наблюдаемых с фиксацией частоты их появления.

Эксперимент — вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется тот или иной психологический факт.

Понятие личности в психологии.

Личность-это иерархическая структура собственных взглядов и отношений к внешнему виду, и собственных требований к себе, оценок и самооценок в стабильных свойствах и отношениях, делающих ее относительно устойчивой и независимой от воздействия среды, чуждых собственных моральных норм и убеждений.

Формирование личности – процесс и результат развития под влиянием врожденных особенностей, социальных условий, в зависимости от своего отношения к этим условиям и от самого себя.

Личность-это человек взятый в системе таких характеристик которые социально-обусловлены, проявляются в общественных связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки имеющие существенное значение для самого себя и для окружающих.

Личность – это индивид обладающий развитым самосознанием и включенный в общественный процесс.

Сущ-ют 2 критерия формирования личности:

-если способен преодолевать побуждения;

-если сформирована способность сознательного руководства своими действиями и поступками.

Стадии социализации:

1) Первичная (от рождения до подросткового возраста);

2)Стадии индивидуализации;

3)Интеграция;

4)Трудовая;

5)Послетрудовая.

Наши рекомендации