Понятие личности в психологии.
Краткая история развития психологической науки.
Истоки психологического знания лежат в античной философии.
Этапы развития психологии как науки:
1)до начала XVIII века психология развивалась как наука о душе в рамках древней философии.(Демокрит, Платон, Аристотель)
2)психология как наука о сознании, относится к "эпохе Нового времени" (сер.XVII – сер. XIX вв.).
В это время на формирование западной психологической мысли большое влияние оказали работы Рене Декарта (1596 – 1650)
3)становление психологии как самостоятельной экспериментальной науки, относится к 60-70-м годам XIX века.
Основателем экспериментальной психологии является Вильгельм Вундт (1832 – 1920).
Предмет и задачи общей психологии. Принципы и структура.
Психология-наука изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.
Задачи психологии:
-качественное изучение психических явлений;
-анализ формирования и развития психических явлений;
-изучение физиологических механизмов психических явлений;
-содействие планомерного внедрения психических знаний в жизнь и деятельность людей.
Принципы:
-детерминизм;
-единство сознания и деятельности;
-развитие психики.
Структура:
-социально психологическая;
-возрастная психология;
-психология управления;
-инженерная психология (человек и техника);
-психология труда;
-конфликтология.
Понятие о психике и сознании. Структура сознания.
Психика-особое св-во высокоорганизованной материи является формой отражения субъектом объективной реальности.
Только человеку присуще высшая форма психического отражения –это сознание.
Основные функции:
-отражение;
-управление и регуляции поведением и деятельностью.
Психические явления делятся на: 1)психическое состояние и 2)психические свойства(темперамент, характер, способности).
Психические процессы делятся на:1)эмоциональные; 2)познавательные(память, мышление, воображение); 3)волевые.
Методы исследования в современной психологии.
Выделяют четыре группы методов познания психологических явлений :
-Организационные методы: 1) сравнительный метод (разделение на группы по возрастам, форме деятельности и т. д.); 2) лонгитюдный метод (обследования одних и тех же лиц в течение длительного времени); 3) комплексный метод (в исследовании объекта участвуют представители разных наук).
-Эмпирические методы: 1) наблюдение и самонаблюдение; 2) экспериментальные методы; 3) психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа); 4) анализ продуктов деятельности; 5) биографические методы.
-Методы обработки данных: 1) количественный (статистический); 2) качественный (анализ).
-Интерпретационные методы: 1)генетический метод (анализ развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов); 2) структурный метод (установление структурных связей между всеми характеристиками личности).
Основные методы психологии. Наблюдение. Метод научно объясняет причины психологического явления, и проводится в естественной ситуации по программе, в которой перечислены ожидаемые действия и реакции наблюдаемых с фиксацией частоты их появления.
Эксперимент — вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется тот или иной психологический факт.
Понятие личности в психологии.
Личность-это иерархическая структура собственных взглядов и отношений к внешнему виду, и собственных требований к себе, оценок и самооценок в стабильных свойствах и отношениях, делающих ее относительно устойчивой и независимой от воздействия среды, чуждых собственных моральных норм и убеждений.
Формирование личности – процесс и результат развития под влиянием врожденных особенностей, социальных условий, в зависимости от своего отношения к этим условиям и от самого себя.
Личность-это человек взятый в системе таких характеристик которые социально-обусловлены, проявляются в общественных связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки имеющие существенное значение для самого себя и для окружающих.
Личность – это индивид обладающий развитым самосознанием и включенный в общественный процесс.
Сущ-ют 2 критерия формирования личности:
-если способен преодолевать побуждения;
-если сформирована способность сознательного руководства своими действиями и поступками.
Стадии социализации:
1) Первичная (от рождения до подросткового возраста);
2)Стадии индивидуализации;
3)Интеграция;
4)Трудовая;
5)Послетрудовая.