Цвейг. Цитата, с. 547 (МВ,1 т).
ВОЙНА И КУЛЬТУРА.
Тотальная война как выражение цивилизационного кризиса.
Кровавая тарантелла народов. (Ллойд Джордж)
Связь войны с индустриализацией и модернизацией. Массовое сознание, коллективная память, ценностные ориентиры. ЛОГ. Европ цивилизация –эпицентр цив кризиса. Уже в конце 19 века (опыт австро-пр и фр-пр войн) герм военач фон дер Гольц сказал о тотальном х-ре будущих войн (воспитание герм нации в милитар духе). ЭНГЕЛЬС.
Вопреки прогнозам – в Европе – культ войны. Она – радик ср-во обновления об-ва, жизненная энергия. Апологеты - - консерваторы во главе с монархами (генералитете, крупный бизнес, бюрократия).
Война как естественное явление – левоэкстремисты – «Империалистич синдикализм) - -РАДИКАЛЬНОЕ ОБНОВЛЕНИЕ МИРА. Философы – модернисты, иррац толка. НИЦШЕ – бой добру, войну за могущество.
А.Олар. («Современная война в свете историч опыта») – 1916 – амбивалентное отношение. Кроваво, но -эмансипация от немцев
Так же -А.Бергсон – антигуманно. Но…
Британия – ВАЩЕ!!! Против тевтонского варварства. Гуннов. ЛЛОЙД ДЖОРДЖ. О Германии. Очень плохо.
Только европейская Соц-Дем – представленная 2 Интернационалом – ПРОТИВ.
Тотальная война. – подчинение логике милитаризма все сферы . антигуманность. Разнообразные формы асоциального поведения, пренебрежение к собственной жизни.
· Геноцид.
· Попирание норм М/Н права.
· Сверхцентрализация и огосударствление. Смерть местного самоуправления. Отсюда – национал-социализм. Корни фашизма.
· Военнопленные.
· Военно- полевые суды
· Культовое отношение к руководящим военным структурам –ставкам, Генштабам, военному мундиру
· Образ врага – псих и информ война (замалчивание информации и крупных катасртофах). Русский казак глазами немцев
· Новые формы социализации (крестьянин- на фронт, Тихий Дон). Азы политики, протестное мировоззрение. Навыки социальной дисциплины. Женщины на производстве. – феминизация наемного труда
· Мир смерти
· Секуляризация, снижение авторитета Ц
· Соц тяготы
· Удар по просвещенческому гуманизму. Мрачные предвосхищения. Шпенглер.
· Разрушение духовных уз, кот связывали интеллектуальную элиту Европы. Взаимодействие представительных учреждений, культурных центров, экономич сотрудничество, другие формы контактов. Для интеллектуальных элит воюющ и нейтральных гос-в - тяжко распад на блоки. Даже поспособствовали милитаризации. Немецкие интеллектуалы – рупор германизма, мессианства по отношению к России. Интеллектуалы Антанты – разочарование в тевтонизме
Война и некоторые тенденции р-я худож культуры
Мало изучалось в СССР. Только то, что иллюстрировало кошмар. Ремарк, Барбюс, Маяковский. До сих пор мало – Эрнст Юнгер, Аполлинер, Розанов, Владимир Эрн, статьи Т.Манна.
Смысл войны ( в понимании европейских интеллектуалов) – сложно, нельзя ---- Ч/Б.
Общий энтузиазм 1-х дней. М.Вебер (1914): «ТАК же как триумф, эта война великолепна и прекасна». Бердяев(1916): «И воистину светло и свято дело величавое войны».
Цвейг. Цитата, с. 547 (МВ,1 т).
Декаданс, символизм, футуризм – главные направления в европ осознании военного времени. Это ревизия, переосмысление. Мировоззренческих основ зашедшей в тупик цивилизации.
1. В одних – апологетика войны. Она:
· Надежда на реализацию частных гос целей
· Надежда на спасительный катарсис – более высокий уровень . Ностальгия по «Иной жизни», неприятие мирового застоя, с тотальным господством буржуа и мещанина, развитем кап-ма и массовой к-ры, омут обыденности. Георг Гейм, нем писатель: «Всё одно и то же, скука (3 раза). Ничего не происходит, ничего… Хоть бы началась война наконец, несправедливая… Этот мир такой гнилой, эфемерный, липкий, как политура на старой мебели. Боже мой. Ия растрачиваю свой энтузиазм в эти банальные времена».
Такие настроения не тотальны.. Но это – элита, эти авторы выражали то, что другие смутно чувствовали. Это «ревизия культуры». Она связана с с кризисом позитивистского гуманизма. Они -на дионисийскоми восприятии действительности.