Сформированность общих представлений и умений
Особенности интеллектуального развития Особенности развития мышления
Мыслительный процесс, активность, последовательность, доказательность, критичность суждений. Установление причинно-следственных зависимостей и функциональных связей.
Затруднения в протекании мыслительных операций (анализа, синтеза, аналогии, сравнения, абстракции, обобщения, классификации).
Затруднения в построении выводов, обобщений, умозаключений.
Особенности оперирования знаниями: дифференцированность, подмена признаков, выделение существенного.
Состояние наглядно-действенного, наглядно-образного, понятийного мышления.
Индивидуальные качества мышления.
Особенности развития памяти
Запоминание и воспроизведение. Значение волевой установки в запоминании. Развитие зрительной и слуховой памяти. Соотношение образной и словесной памяти. Состояние оперативной слуховой памяти.
Особенности развития речи
(>
Понимание детской обращенной речи. Речевое общение.
Состояние аналитико-синтетической фонематической деятельности.
Нарушение речи. Общее недоразвитие речи.
Развитие математических представлений
Умение считать предметы. Владение счетом в прямом иобратном порядке.
Умение соотнести предмет с символом (условным знаком, числом).
Выполнение элементарных операций с предметами.
Особенности развития
Эмоционально-волевой сферы
Особенности эмоций
Эмоциональное отношение к деятельности, эмоциональные реакции в поведении, действиях. Устойчивость и неустойчивость эмоциональных отношений.
Индивидуальный эмоциональный статус. Особенности волевой регуляции
Волевая регуляция и саморегуляция в заданной деятельности. Настойчивость, склонность к завершенности деятельности. Колебания в волевой установке. Работоспособность, инициативность.
Особенности развития мотивационной сферы
Особенности мотивации отношения к школьному обучению
Интерес к школе. Наличие собственного желания. Личностныеожидания. Интерпретация собственного
отношения к школьному обучению. Осознанность мотивов школьного обучения.
Сформированность общих представлений и умений
Представления о предметах и явлениях окружающего мира.
Представление о человеке. Умение отразить представление в рисунках. Наличие навыков рисования, перерисовывания, переписывания. Навыки пространственной ориентации.
Предметность, целостность зрительного восприятия и воспроизведения.
Для проведения обследования готовности ребенка к кольному обучению составлен "Пакет методик" и разработана система оценок по каждой методике в соответствии с возрастными особенностями детей 6-8 лет.
Каждая методика представлена- в соответствии с. единым алгоритмом:
1. Название методики.
2. Автор методики или ее модификации.
3. Назначение методики.
4. Оборудование для иследования по методике.
5. Инструкция для обследуемого.
6. Процедура обследования, его продолжительность и форма деятельности.
7. Обработка результатов обследования.
8. Шкальные оценки результатов.
9. Интерпретация.
8
9
По каждой психологической позиции и по каждой методике разработана система определения уровня развития ребенка. Выделяется пять уровней психического здоровья:
1 уровень — очень высокий, уровень высоких потенциальных возможностей;
2 уровень — высокий, уровень высокого актуального развития;
3 уровень — средний (не к школьному обучению
4 уровень — низкий, ур
5 уровень — очень низ
с ской озабоченности ^ Щ
Нарушения речи фиксируются в процессе проведения психологического обследования.
Детям с нарушениями речи рекомендуется консультация у логопеда.
Дети, обнаружившие но состоянию психического развития низкий или очень низкий уровень и составившие группу риска и группу педагогической озабоченности, проходят специальное дополнительное углубленное психоневрологическое обследование.
Результаты психологического обследования заносятся в карту индивидуального обследования ребенка, которая заполняется но результатам протоколов обследования.
СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ
СОСТОЯНИЯ
ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ
ДЕТЕЙ в-8 ЛЕТ