Править] Концепция маниакально-депрессивного психоза
Циркулярными психозами, как они тогда назывались, Эмиль Крепелин начал заниматься ещё в конце XIX века. В IV издании «Учебника психиатрии» он рассматривал циркулярный психоз с точки зрения Г. Шюле (англ.)русск.[1]. Он утверждал, продолжая учение Л. Кирна, что периодические психозы являются единым состоянием с периодическими промежутками, а не разными болезнями; психозы существуют центральные и периферические (спровоцированные); в периоды ремиссии всегда можно найти элементы патологии[1].
В V издании Э. Крепелин выдвинул собственные теории о циркулярном психозе. Во-первых, он пересмотрел концепцию мании. Так, манию лишили самостоятельности. Из 1000 больных, осмотренных медиком, только у одного она проявилась один раз, а у остальных была началом периодической болезни[1]. Благодаря Крепелину отказались от преждней концепции меланхолии:
старая клиническая картина меланхолии, несомненно одна из самых старых во всей психиатрии, по-видимому совершенно исчезнет как форма болезни. предисловие Эмиля Крепелина к книге Дрейфуса |
Этот диагноз начали ставить только при инволюционной депрессии. В молодости это не отдельная болезнь, а предвестница или один из этапов циркулярного психоза (кроме случаев продромального периода dementia precox, но тогда это состояние, лишь подобное меланхолии). Эмиль Крепелин делил все периодические психозы на: маниакальные, депрессивные и циркулярные. При этом он начитает сомневаться в циркулярной мании и депрессии, как отдельных болезнях, считая их формой одного циркулярного психоза. Кроме того, был создан прообраз атипичных форм мании и депрессии.
В VI издании «Учебника психиатрии» в 1899 Эмиль Крепелин окончательно отказывается от отдельной циркулярной мании и депрессии и увеличившийся за их счёт циркулярный психоз называет маниакально-депрессивным[1]. Он считает, в отличие от основателей концепции циркулярного психоза Ж-П. Фальре (англ.)русск., Ж. Г. Ф. Баярже (англ.)русск., а также Л. Кирна, что периодичность приступов не принципиальна (они могут повторяться непосредственно один после другого, так и через 10 и более лет).
Эмиля Крепелина поддержали немецкие психиатры В. Вейгандт (англ.)русск., Ф. Ниссль, Р. Э. Гаупп, Фурман и Эшле, в Великобритании — Пэтон, в Российской империи — В. М. Бехтерев, А. Н. Бернштейн и С. А. Суханов. Среди немногочисленных последователей Э. Крепелина во Франции были Дени и Камю.
Концепция МДП Эмиля Крепелина в его окончательном виде (1926) до сих пор включает современные критерии для диагностики данного заболевания[49][50].
Править] Паранойя
Понятие «паранойя» во времена начала работы Эмиля Крепелина было крайне расширеным[1]. При этом, его пытались расширить ещё больше. По Ф. Крамеру:
Паранойя есть простой функциональный психоз, характеризующийся заболеванием познавательной способности, в то время как аффект играет здесь второстепенную роль. |
Это показывает, что ей отводили ключевое место в психиатрической классификации в симптоматологически-описательной психиатрии. Однако Э. Крепелин был с этим не согласен, так как при таком подходе это противоречило его практическому эмпиризму — одна и та же болезнь имела разный исход. Учёный обозначал паранойю, как первичное расстройство интеллекта с длительным течением и отсутствием галлюцинаций, стойкой бредовой системой, достаточной сохранностью эмоций и отсутствием заключительного слабоумия. Остальные формы были перенесены в группу раннего слабоумия. Впоследствии из паранойи Э. Крепелин выделил кверулянтский бред, отнеся его к неврозам и психогениям.