Сознание, самосознание и рефлексия
Общее представление о душе
- Какое значение Аристотель придавал душе?
Вот слова Аристотеля: "Признавая познание прекрасным и достойным, но ставя одно знание выше другого либо по степени совершенства, либо по тому, что оно - знание о более возвышенном и удивительном, было бы правильно по той и другой причине отвести исследованию о душе одно из первых мест. Думается, что познание души много способствует познанию всякой истины, особенно же познанию природы. Ведь душа есть как бы начало живых существ"
- Как соотносятся между собой понятия души и индивидуальности? В чем они проявляются?
Итак, душа каждого человека - сугубо индивидуальный феномен, она составляет и выражает собой уникальные особенности данной личности. В этом выражается духовная определенность каждой индивидуальности. Индивидуальная особенность души, разумеется, являясь носителем и общих для человека свойств, существует как модус различного темперамента, характера, меры одаренности, своеобразия выражения лица, манеры поведения, того, как человек смеется, и т.п.
Душа и тело
- Как объяснял взаимообусловленность тела и души немецкий философ Г. Гегель?
"За горой явлений укрывающееся существо, но такое, которое обладает подлинной действительностью только вследствие определенных форм своего необходимого самообнаружения".
- Как Вы объясите взаимообусловленность тела и души?
Душа без тела не была бы живой земной душой, также и наоборот. Душа является животворящим началом. Наличие у нас души есть, таким образом, абсолютное условие нашего бытия, сам неотъемлемый принцип нашей жизни.
- Назовите элементы, составляющие структуру души.
Несомненно, душа есть мышление, замечаемые и незамечаемые ощущения, представления, волнения и составляемые понятия, суждения, умозаключения, решения, волевые акты, целеполагание и другие духовные феномены.
- Как взаимосвязаны между собой душа и мозг человека?
Душа, различные ее свойства, сознание развиваются с развитием именно человеческого мозга. Мыслит, восхищается, любит и ненавидит не мозг сам по себе, а человек. Мозг - это часть целого: личности, общества, истории. Именно в составе этого целого он и функционирует как орган сознания.
- В чем суть теории психофизического параллелизма?
- В чем суть теории бихевиоризма?
- Что такое сознание в узком смысле слова?
Сознание - субъективный образ объективного мира. Субъективность образа - не произвольное привнесение чего-то от субъекта.
- От чего зависит уровень сознания?
Будучи отражением действительности, образ не существует и не может существовать вне конкретно-исторической личности со всеми ее индивидуальными особенностями. Он зависит от развития нервной системы и мозга, от состояния организма в целом, от богатства или бедности практического опыта людей, от уровня исторического развития знаний человечества. Грезы и даже бред больного заимствуют свое призрачное содержание у реальности. Идеальное - это данность объекта субъекту. И подавляющее большинство людей осознает вещи, себя, свои мысли, абсолютно не подозревая, что творится в самом мозгу. И это потому, что человеку (да и животному) даны не физиологические состояния его мозга, а внешний мир - объект.
Что такое сознание
- Что такое сознание в широком смысле слова.
Сознание - одна из форм проявления нашей души, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.
- Каким образом реализуется сознание?
Будучи адекватным осмыслением реальности, сознание реализуется в виде замысла, цели или идеи. Потребности, отражаясь в голове человека, приобретают характер цели.
- Что такое цель?
Цель - это идеализированная и нашедшая свой предмет потребность человека, такой субъективный образ предмета деятельности, в идеальной форме которого предвосхищается результат этой деятельности.
- Что лежит в основе целеполагающей деятельности человека.
Лежит неудовлетворенность миром и потребность изменить его, придать ему формы, необходимые человеку, обществу. Следовательно, и цели человека порождены общественной практикой, объективным миром и предполагают его.
- Какие элементы составляют структуру сознания?
Сознание здесь структурно организовано, представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. Ощущения, восприятия, представления, внимание, понятия, мышление, воля образуют ядро сознания. Внешняя оболочка представлена чувствами (удовольствие, радость, горе и др.), настроениями (веселое, подавленное и т.д.), и аффектами (ярость, ужас, отчаяние и т.п.).
Сознание, самосознание и рефлексия
- Что такое самосознание?
Самосознание - это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе.
- Каким образом происходит формирование самосознания?
В формировании самосознания существенную роль играют ощущения человеком своего собственного тела, движений, действий. Жизнь своими строгими уроками научила человека осуществлять самоконтроль и саморегулирование. Регулируя свои действия и предусматривая результаты этих действий, самосознающий человек берет на себя полную ответственность за них.
- Что такое рефлексия?
Рефлексия - размышление личности о самой себе, когда она вглядывается в сокровенные глубины своей внутренней духовной жизни. Не рефлексируя, человек не может осознать того, что происходит в его душе, в его внутреннем духовном мире. Рефлексия погружает нас в глубину нашей самости. Здесь важны постоянные подытоживания содеянного.
- Каков диапазон уровней рефлексии?
Уровни рефлексии могут быть весьма разнообразными - от элементарного самосознания до глубоких раздумий над смыслом своего бытия, его нравственным содержанием. Познавая себя, человек никогда не остается таким же, каким он был прежде.
- Что такое сознательность?
Сознательность характеризуется прежде всего тем, в какой мере человек способен осознавать общественные последствия своей деятельности. Чем большее место в мотивах деятельности занимает понимание общественного долга, тем выше уровень сознательности. Сознательным считается человек, способный правильно понять действительность и, сообразуясь с этим, управлять своими поступками. Сознательность суть нравственно-психологическая характеристика действий личности, которая основывается на сознании и оценке себя, своих возможностей, намерений и целей.