Сознание, самосознание и рефлексия

Общее представление о душе

  1. Какое значение Аристотель придавал душе?

Вот слова Аристотеля: "Признавая познание прекрасным и достойным, но ставя одно знание выше другого либо по степени совершенства, либо по тому, что оно - знание о более возвышенном и удивительном, было бы правильно по той и другой причине отвести исследованию о душе одно из первых мест. Думается, что познание души много способствует познанию всякой истины, особенно же познанию природы. Ведь душа есть как бы начало живых существ"

  1. Как соотносятся между собой понятия души и индивидуальности? В чем они проявляются?

Итак, душа каждого человека - сугубо индивидуальный феномен, она составляет и выражает собой уникальные особенности данной личности. В этом выражается духовная определенность каждой индивидуальности. Индивидуальная особенность души, разумеется, являясь носителем и общих для человека свойств, существует как модус различного темперамента, характера, меры одаренности, своеобразия выражения лица, манеры поведения, того, как человек смеется, и т.п.

Душа и тело

  1. Как объяснял взаимообусловленность тела и души немецкий философ Г. Гегель?

"За горой явлений укрывающееся существо, но такое, которое обладает подлинной действительностью только вследствие определенных форм своего необходимого самообнаружения".

  1. Как Вы объясите взаимообусловленность тела и души?

Душа без тела не была бы живой земной душой, также и наоборот. Душа является животворящим началом. Наличие у нас души есть, таким образом, абсолютное условие нашего бытия, сам неотъемлемый принцип нашей жизни.

  1. Назовите элементы, составляющие структуру души.

Несомненно, душа есть мышление, замечаемые и незамечаемые ощущения, представления, волнения и составляемые понятия, суждения, умозаключения, решения, волевые акты, целеполагание и другие духовные феномены.

  1. Как взаимосвязаны между собой душа и мозг человека?

Душа, различные ее свойства, сознание развиваются с развитием именно человеческого мозга. Мыслит, восхищается, любит и ненавидит не мозг сам по себе, а человек. Мозг - это часть целого: личности, общества, истории. Именно в составе этого целого он и функционирует как орган сознания.

  1. В чем суть теории психофизического параллелизма?
  2. В чем суть теории бихевиоризма?
  3. Что такое сознание в узком смысле слова?

Сознание - субъективный образ объективного мира. Субъективность образа - не произвольное привнесение чего-то от субъекта.

  1. От чего зависит уровень сознания?

Будучи отражением действительности, образ не существует и не может существовать вне конкретно-исторической личности со всеми ее индивидуальными особенностями. Он зависит от развития нервной системы и мозга, от состояния организма в целом, от богатства или бедности практического опыта людей, от уровня исторического развития знаний человечества. Грезы и даже бред больного заимствуют свое призрачное содержание у реальности. Идеальное - это данность объекта субъекту. И подавляющее большинство людей осознает вещи, себя, свои мысли, абсолютно не подозревая, что творится в самом мозгу. И это потому, что человеку (да и животному) даны не физиологические состояния его мозга, а внешний мир - объект.

Что такое сознание

  1. Что такое сознание в широком смысле слова.

Сознание - одна из форм проявления нашей души, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

  1. Каким образом реализуется сознание?

Будучи адекватным осмыслением реальности, сознание реализуется в виде замысла, цели или идеи. Потребности, отражаясь в голове человека, приобретают характер цели.

  1. Что такое цель?

Цель - это идеализированная и нашедшая свой предмет потребность человека, такой субъективный образ предмета деятельности, в идеальной форме которого предвосхищается результат этой деятельности.

  1. Что лежит в основе целеполагающей деятельности человека.

Лежит неудовлетворенность миром и потребность изменить его, придать ему формы, необходимые человеку, обществу. Следовательно, и цели человека порождены общественной практикой, объективным миром и предполагают его.

  1. Какие элементы составляют структуру сознания?

Сознание здесь структурно организовано, представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. Ощущения, восприятия, представления, внимание, понятия, мышление, воля образуют ядро сознания. Внешняя оболочка представлена чувствами (удовольствие, радость, горе и др.), настроениями (веселое, подавленное и т.д.), и аффектами (ярость, ужас, отчаяние и т.п.).

Сознание, самосознание и рефлексия

  1. Что такое самосознание?

Самосознание - это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе.

  1. Каким образом происходит формирование самосознания?

В формировании самосознания существенную роль играют ощущения человеком своего собственного тела, движений, действий. Жизнь своими строгими уроками научила человека осуществлять самоконтроль и саморегулирование. Регулируя свои действия и предусматривая результаты этих действий, самосознающий человек берет на себя полную ответственность за них.

  1. Что такое рефлексия?

Рефлексия - размышление личности о самой себе, когда она вглядывается в сокровенные глубины своей внутренней духовной жизни. Не рефлексируя, человек не может осознать того, что происходит в его душе, в его внутреннем духовном мире. Рефлексия погружает нас в глубину нашей самости. Здесь важны постоянные подытоживания содеянного.

  1. Каков диапазон уровней рефлексии?

Уровни рефлексии могут быть весьма разнообразными - от элементарного самосознания до глубоких раздумий над смыслом своего бытия, его нравственным содержанием. Познавая себя, человек никогда не остается таким же, каким он был прежде.

  1. Что такое сознательность?

Сознательность характеризуется прежде всего тем, в какой мере человек способен осознавать общественные последствия своей деятельности. Чем большее место в мотивах деятельности занимает понимание общественного долга, тем выше уровень сознательности. Сознательным считается человек, способный правильно понять действительность и, сообразуясь с этим, управлять своими поступками. Сознательность суть нравственно-психологическая характеристика действий личности, которая основывается на сознании и оценке себя, своих возможностей, намерений и целей.

Наши рекомендации