Часть I Перепросмотр: Что, Как и Почему
Глава 1 Начало
Основная идея
Если попроще, то перепросмотр – это техника самоисцеления, которая позволяет оживить в памяти события прошедших лет для исцеления травм, которые многие из этих событий оставляют у нас в душе.
Травмы эти обычно проявляют себя как постоянный внутренний конфликт, а кроме того, порождают в психике порочный круг рутинной и бессмысленной активности, через которую непрерывно утекают жизненные силы. Перепросмотр не оставляет от всего этого и следа, ибо, выражаясь грамотно, устраняет пробои и ликвидирует утечки в энергетическом поле человека.
Следствием этой практики становится восстановление того состояния блаженной целостности, в каком мы пребывали в момент своего рождения. Сейчас же, в зрелом возрасте, это состояние наделяет свободой выбирать: какими нам быть, куда идти и как жить, – вместо того, чтобы бесконечно расходовать силы на несмолкаемый внутренний диалог, который был некогда начат в связи с полученной душевной травмой.
Предыдущая моя книга – «Учение дона Карлоса» – уже содержала описание этой техники. Но с момента той публикации прошло без малого десять лет. Десять лет непрерывных исследований практики перепросмотра – уточнений, углублений, новых открытий, обнаружения и исправления ошибок. Так родились «Десять ступеней перепросмотра», разработанные упомянутой уже группой AVP, которые и легли в основу содержания этой книги.
Истоки
Корни практики перепросмотра уходят в глубину веков. Дошедшие до наших дней сказания сообщают о чрезвычайно развитой системе знаний обитателей древнего города Тулы и других тольтекских поселений. Ритуалы, подобные перепросмотру, до сих пор совершаются рядом племён, которых можно считать прямыми потомками этого народа.
Исповедь Прадеду Огню (см. «Введение») – один из простейших, но ни в коем случае не поверхностных вариантов перепросмотра. Современная психология и психоанализ напрямую связывают знание прошлого с правильным пониманием того, что тот или иной человек представляет собой в настоящем. Конечно, тольтекская практика и фрейдовский психоанализ отстоят друг от друга достаточно далеко, но по той важности, которой оба они наделяют минувшие события жизни, хорошо видно, насколько человечество смогло не утратить это ценное понимание за многие века.
Толковые словари английского языка так поясняют слово «recapitulation» (По-русски – «перепросмотр». У русского эквивалента названия этой практики – «перепросмотр» – своя история ещё со времён «Самиздата». – Прим. ред.): «краткое повторение, суммирование, итог». Повторное, сжатое, насыщенное проживание прошлого в сознании, в результате которого наступает исцеление душевных травм, – вот та техника, которой посвящена моя книга.
Развитие
Работа с прошлым и даже идея его мысленного воссоздания для исцеления присутствуют во многих терапиях – это и биоэнергетика, и гипноз, и телесно-ориентированная психология, и терапия «первого крика новорождённого», и многое, многое другое. Но сам термин «перепросмотр» впервые зазвучал с 1982 года, когда свет увидела книга Карлоса Кастанеды «Дар Орла».
Кастанеда дал в ней заманчиво-красочное, но в то же время крайне общее описание техники, так что для тех, кто захотел бы ею воспользоваться, просто не было возможности применить её в контексте нашей повседневности. И в самом деле, слишком велико различие меж тем загадочным миром, в котором очутился ученик дона Хуана, и нашей с вами жизнью.
Как я уже пояснял в «Учении дона Карлоса», мой подход к книгам Кастанеды был несколько иным, чем у большинства его читателей, из-за моих контактов с племенами – прямыми преемниками традиций древних Толтеков (об этом – в книге: Victor Sanchez. Toltecs of the New Millennium. Bear@Company, 1996). Жизнь среди этих людей и участие в их ритуалах дало мне столь недостающую книгам Кастанеды практичность. С тех пор как меня обучили системе нимомаштик (на языке науатль это слово означает «самообучение») – ключевой во всей толтекской традиции, – я смог выполнять любую заинтересовавшую меня в его книгах технику.
Так вот – моей индивидуальной работой и деятельностью группы личностного роста, которую я возглавляю почти двадцать лет, – и получил развитие комплекс практик, составивших содержание этой книги. В своем нынешнем виде эти практики слагаются из следующего:
· Методы племени виррарика (по моей терминологии – это уцелевшие тольтеки), которые имеют отношение к перепросмотру, а также их адаптация к современности.
· Доведённые нами до возможности практического применения техники, взятые из ранних книг Карлоса Кастанеды.
· Созданные нашей группой вспомогательные практики, которые родились в процессе многолетних исследований перепросмотра.
В адрес ряда наших разработок нередко звучала критика, поскольку они сильно отличаются от техник, представленных в книгах Кастанеды. Это правда, и я этому очень рад. Ведь наша цель – не бессмысленно и слепо копировать, но дать читателю возможность достичь психического и физического здоровья, духовного познания и в конечном счёте свободы (чему и служат наши практики). Оттого и стиль книги, которую вы держите в руках, более приземлён, конкретен – ведь адресована она «обычному» читателю, а не пылкому искателю древнего знания, забредшему в его поисках в бескрайние мексиканские прерии.
Тринадцать лет более двух сотен человек – среди них психологи, психиатры и психоаналитики – разрабатывали эти техники, проверяя их на себе, выявляя и исправляя ошибки, углубляя и расширяя возможность применения. Результаты исследований были полностью доступны, регулярно публиковались в открытой печати. Может статься, впервые за многие века появилась возможность связать опыт шаманов с областью современной психологии (упомяну, что многие из участвовавших в экспериментах психологов в итоге приняли наши техники в качестве составной части своих методов работы с пациентами), и группа AVP внесла в это дело неоценимый вклад.
Группа AVP
AVP – аббревиатура полного названия этой организации в его звучании на испанском языке: «el Arte de Vivir a Proposito» («Искусство целенаправленно-целостной жизни»). Цель группы – раскрыть перед людьми современного мира бесценные сокровища древнего видения мира. Глубокая связь с племенем – преемником исторических тольтеков – послужила причиной принятия второго названия группы – «Новые Толтеки». Оно напоминает нам о той огромной важности задаче, которую возложили мы на себя: сберечь для человечества толтекскую систему знаний, ибо, по глубочайшему моему убеждению, мир аборигенных племён таит в себе прямые ответы на вопросы, которые так мучают современную цивилизацию.
И наконец, последний довод в пользу нашей деятельности – это те удивительные результаты, которые наблюдались в жизни практикующих перепросмотр. Это не плод чьей-то фантазии, не услышанное, не вычитанное, не надуманное – это наш непосредственный опыт двадцатилетних исследований и отшлифованная в его ходе практика, которая наделяет человека внутренней силой, красотой и свободой.