Последовательность включения основ мышления в движущих мотивах человека
Цель: выявить последовательность включения мотивов и основ мышления мотива, по которой происходит принятие решения.
Макроцель: устранение противоречий между теориями личности и мотивации человека.
Объект: человек. Предмет: движущие мотивы.
Единица анализа: основа мышления (системообразующие ценности, постоянно находящиеся в фокусе внимания индивида и задающие фильтры оценочного восприятия).
Метод: анализ деятельности, общения и процессов обработки информации.
Способы: групповая работа в заданном контексте, мониторинг реакций и выяснение их причин, дискуссии, обсуждения и «круглые столы», распределённые социальные опросы и компьютерный анализ.
Объяснительный принцип: если различные направления психологии изучают один и тот же объект в разной терминологии и методологии, значит, есть неизученный базис, который надо идентифицировать и исследовать.
Начало и данные на входе:
Из многих моделей классификации психотипов и побудительных стимулов на основании подтверждённости исходных данных и точности следования методологии за основу для анализа и синтеза были приняты 3 квадрантных модели:
Архетипы по Юнгу Мотивы (Макклелланд) Модель ВИЖД
+Хозяин Королева -Людоед Тиранка | +Воин Охотница -Убийца Амазонка | Причас-тность (аффиляция) | Избе-гание | Внима-ние | Интерес | ||
+Принц Принцесса -Бродяга Шлюха | +Шут Волшебник -Ведьма Черный маг | Дости-жение | Власть | Жела-ние | Дей-ствие | ||
Наблюдение: 85% участников экспериментов сначала даже не подозревали, что эти модели, социальные роли и состояния взаимосвязаны и между ними происходят переключения в различных контекстах с соответствующей сменой метапрограммного профиля и фильтров восприятия информации. | |||||||
Участникам было предложено сенсорно-очевидно описать каждую роль, её поведенческие проявления и потребности. Затем войти в роль и в течение часа находясь в ней, коммуницировать с другими ролями. На выходе проводилась рефлексия, дополненяемая наблюдениями экспертной группы. Промежуточные итоги (320 человекочасов): Архетип король соответствует мотиву власти и вниманию. Воин использует мотив достижения и интерес. У принцесс доминирует мотив причастия и желание. И только избегаторы (самый неизученный мотив) запускают действие и являются серыми кардиналами и непредсказуемыми волшебницами и магами (уточняю, что под «магией» подразумеваются нестандартное мышление и поведение). Квадранты, приведённые в соответствие для наложения выглядят так: Архетипы по Юнгу Мотивы (Макклелланд) Модель ВИЖД | |||||||
+Хозяин Королева -Людоед Тиранка | +Шут Волшебник -Ведьма Черный маг | Власть | Избе-гание | Внима-ние | Дей-ствие | ||
+Воин Охотница -Убийца Амазонка | +Принц Принцесса -Бродяга Шлюха | Дости-жение | Причас-тность (аффи-ляция) | Интерес | Жела-ние |
Открытие: при таком расположении происходит взаимодополнение описанных в разных источниках свойств роли, и эта структура полностью сочетается с такими «краеугольными камнями» современной психологии, как: «Ключи и компас» П.Врицы, труды К.Уилбера, К. Грейвса и К. Коуэна, модели четырёх голосов М. Аткинсон, позиций восприятия и синергетикой.
Ключевое преимущество: модель является открытой для дополнения.
Предметом следующего этапа исследований стало: «Что движет людьми при принятии решений?»
Известная модель влияния и побуждения к действиюВИЖД = Внимание → Интерес → Желание → Действие, демонстрирует прекрасные результаты при личном общении, являясь одним из тестов мастерства коммуникатора. Но представители рекламы, менеджеры по продажам и политтехнологи, которым необходимо склонить человека к принятию решения с помощью текстов или речи с экрана задают всего лишь один вопрос: «Как?!? Захватить внимание, вызвать интерес, сформировать устойчивое желание, спровоцировать действие… Как?!? »
Из общего списка ценностей и критериев, который составило 353 человека, после группового анализа сформировались статистические группы ценностей, между которыми было установлено сходство и взаимосвязь:
Любопытство ↔Новизна
Безопасность↔ Страх ↔ Смерть ↔ Бессмертие ↔ Мистика
Возможности ↔Перспективы ↔Шансы (удача, везение)
Жадность ↔ Деньги ↔Работа ↔ "На слабо" Превосходство ↔ Красота ↔ Сила ↔ Здоровье
Вина ↔ Обида ↔Гнев ↔ Месть ↔ Справедливость
Великодушие↔ Жалость ↔ Слабость ↔ Дружба Жертва↔Преследователь↔Спаситель
Зависть↔Ревность ↔ Собственность ↔Зависимость↔ Любовь
(Мужественность ↔Патриотизм) + (Женственность ↔Дети) = Секс Счастье=Деньги (власть) ↔Интерес ↔Секс↔Уникальность
Основное исследование:
В «Мотивации человека» Д. Макклелланд подробнейше разобрал наличие или отсутствие основ мышления каждого мотива, но подчеркнул, что эти эмпирические данные надо ещё обрабатывать. Поэтому третьим этапом исследования стала проверка на заранее откалиброванных личностях приоритетов влияния базовых ценностей.
В итоге из общего списка, в котором присутствуют все ценности, была установлена их приоритетность.
Открытием на этом этапе стал факт, что основы мышления формируются по мере накопления жизненного опыта. И если одна из основ мышления не была сформирована, то личность становиться полностью уязвима в этой сфере, вне зависимости от того, какого ранга, статуса и регалий достигла.
Процедура: моделирование опыта успешных в своей области людей и выявление общих шагов в их мыслительных стратегиях при переходе от состояния «не хочу делать» к состоянию «с удовольствием делаю» . В результате систематизации были выявлены следующие основы мышления движущих мотивов:
Власть (престиж, контролировать, влиять, воздействовать)
Достижения, признание, успех (сложные+новые+интересные задачи с минимальными рисками и долгосрочной карьерой, быть лучше других, быть лучше себя самого,)
Дружба (групповые мероприятия, заводить друзей, сохранять друзей, веселье и радость)
Избегание неудач (удача) (дискомфорты+отчаяние+готовность на всё чтобы избежать физической или душевной боли+шанс = Действие, приятности+экстаз+готовность на всё ради повторения блаженства+ возможность = Действие)
Дальнейшая работа строилась по принципу: на конкретных и абстрактных задачах при переходе от одной основы мышления к другой, если мотивация усиливалась, то шаг признавался верным, если хотя бы 1 человек из 10 говорил, что у него при таком переходе мотивация снижается, то после проверки лингвистических формулировок и шаг признавался неверным и пробовался переход к следующей основе мышления. В результате 40 часов обычного перебора вариантов группа экспертов признала верной следующие последовательности:
Власть (престиж, контролировать, влиять, воздействовать)
Достижения, признание, успех (сложные+новые+интересные задачи с минимальными рисками и долгосрочной карьерой, быть лучше других, быть лучше себя самого,)
Дружба (групповые мероприятия, заводить друзей, сохранять друзей, веселье и радость)
Избегание неудач (удача) (дискомфорты+отчаяние+готовность на всё чтобы избежать физической или душевной боли+шанс = Действие, приятности+экстаз+готовность на всё ради повторения блаженства+ возможность = Действие)
Список использованных источников
1. Макклелланд Д. «Мотивация человека». – СПб.: Питер, 2007. – 672с.
2. Юнг К. Г. «Отношения между эго и бессознательным»: Two essay on Analytical Psychology - London: 1966. 305с.
3. Боно Э. Нестандартное мышление. – Мн.: ООО «Попурри», 2000.-224с.
4. Врица П., Ардуи Я. Когда качество действия встречается с центровкой: компас для коучей - М.: Международная Академия Трансформационного Коучинга и Лидерства — М.: 2008. – 512с.
5. Уилбер К. Интегральная психология. – АСТ.: 2004. – 231с.