Понятие и значение памяти.
Память – это форма психического отражения, к-рая заключается в запоминании, сохранении и воспроизведении ч-ком своего опыта.
Память – это система процессов, задача к-рых организовывать инф-цию и сохранять ее на некоторый срок.
Роль памяти.
Память – это условие приобретения знания и условие развития ч-ка; это условие единства и целостности нашей психики. Единицей П. явл-ся представление – это образ предмета или явления, не воздействующего в данный момент на органы чувств; это вторичный образ, сохраненный в П. В отличие от образа восприятия, он бледный, фрагментарный, неустойчивый.
Процессы памяти.
1. Запоминание – это процесс, к-рый обесп-ет структурирование и орг-цию материала в П.
Он зависит:
– от хар-ра дея-ти: лучше запоминается то, что явл-ся целью дея-ти (Зинченко, Смирнов);
– от установок.
Есть зав-ть запоминания от исп-ия спец. приемов (группировки, установление отн-ий внутри материала).
При запоминании может возникнуть эффект Зейгарник Б.В. (эффект незаконченного действия): незаконченное действие оставляет в психике травмирующий след.
Виды запоминания:
1) Запечатление происходит на основе сильных эмоц. впечатлений, непроизвольно.
2) Заучивание – произвольное запоминание.
2. Сохранение – это динамичный процесс переработки материала.
3. Воспроизведение – это процесс восстан-ния и реконструкции сохраненного материала в П.
4. Реминисценция– это отсроченное, улучшенное воспроизведение, связанное с внутр. работой по осмыслению материала.
Виды воспроизведения:
1) узнавание (происходит с опорой на восприятие)
2) актуализация (сохраненный материал сам «всплывает» в П.)
3) припоминание (требует волевых усилий и связано с мыслительной дея-тью)
5. Забывание – это процесс утраты четкости и объема данных памяти. Забывание предотвращается орг-цией материала и включением нового материала в с/му связей.
Виды памяти. стр71-73
1. По установке и времени сохранения:
1) мгновенная иконическая П. (запоминание точное, полное; восприятие – 0,5 сек.)
2) кратковременная П. (хранится ок. 20 сек., объем = 7 + 2)
3) оперативная П. (хранение от неск-ких сек. до неск-ких дней; опред-ся задачами и рассчитано на решение опред. задачи, затем инф-ция может исчезнуть)
4) долговременная П. (хранится неограниченный срок и воспр-ся сколь угодно раз)
5) генетическая П. (хранится в генах и передается по наследству)
2. По связи с психическими процессами:
1) образная П. (связь с восприятием): зрительная, слуховая и др.
2) эмоциональная П.
3. По связи с мышлением:
1) механическая П. (основана на заучивании)
2) смысловая, или логическая П.
4. По наличию цели и участию воли: произвольная и непроизвольная П.
Индивидуальные особ-ти памяти.
Продуктивность П. складывается из:
1. Объем П. – это кол-во материала, к-рое м.б. правильно воспроизведено после однократного восприятия. О = 7 + 2
2. Быстрота запоминания – хар-ся временем или числом повторений для запоминания.
3. Точность П. – это спос-ть воспроизводить инф-цию без искажения.
4. Длительность сохранения – это время удержания материала в П.
5. Готовность П. – это спос-ть быстро извлекать из П. необходимую инф-цию.
Продуктивность П. зависит от объективных причин (объема инф-ции, сложности, понятности, связности, обстановки) и субъективных причин (типа запоминания, интереса, установки, состояния орг-ма, специальных приемов).
Закономерности запоминания (Эббингауз):
1) лучше запом-ся эмоционально-насыщенная инф-ция, незаконченное действие;
2) эффект края – лучше запом-ся начало и конец;
3) чем выше конц-ция внимания, тем лучше П.
4) условие надежного запоминания – повторение;
5) успех зпом-ия зависит от установки
6) от 40 до 75 % П. опред-ся генетическими факторами; от 25–60 % на П. влияет соц. среда.
Тема Деятельность
Д-сознат активностьЧ , порождаемая потребн ,направл на достиж цели позн и преобр мира
Роль Д оказ решающ влияние на формир и совершенств псих процессов обогащение форм познания усвоение опыта Вне Д чел не сущ а значит не сущ его психики Нет Д нет Псих Изменение и усложнение Д приводит к разв психики, создает предпосылки для дальнейшего формир Д Первая Д-предметная ей предшествует развитие действий хватания и дальше предметная т е использование предм по назначению способом закрепленным в чел опытеБурное развитие предметн д связ с ходьбой и происх на 2 году При возник предм Д от ? что это реб перех Что с ним м делать Предметн Д ведущая в раннем Возр В недрах предметной Д формир игра вначале она близка предметн д позднее возник с-ж-р игра вед
СтруктураПсих строен Д по Ан Леон(5)
1 ПОТРЕБНОСТЬпуск мехД» сост объект нуж орг в чем то леж вне его и сост необх услов его норм функционир
поиск неясность встреча потребн с предм рождает мотив-побудит сила(конкретизация П)(
МОТИВ ==== ЦЕЛЬ-образ жел результата ====УСЛОВИЕ=ВПД внутренний план осущ Д то на чем она строится )
ДЕЯТ(целенапр А)=Действие(процесс напр достиж Ц)===ОПЕРАЦИЯ(способ выполн д)
Операциональный аспект Д
Действие процесс направ на реализ цели 1 акт сознания (посьан и удерж цели
2 акт повед (
Действие единица Д это всегда акт сознания осознано и опред целью( те это постановка и удержание цели и акт поведения
Каждое действие состоит из ряда мелких д связать свитер операция как способ выполнения д вдеть нитку иголку в нитку
Операции способы вып д не осозн или частично неосоз(прилаж)
Мотивац аспект Д вкл потр мотив цель условия
СУБЪЕКТ =наделен А направл на С и О
ОБЪЕКТ =на негонаправл А С
Умения навыки привычки
НАВЫК- д АВТОМАТИЗИР в рез упр прох ряд этапов,хорошо сформир д в структуру которого входит образ результата программа д и контроль.Интерференция=торможение навыков
Перенос + вл навыков на ув вдр
УМЕНИЕ- совокупность знаний и гибких навыков обеспечивающих возможность выполнения д
ПРИВЫЧКА-автоматизир дд выполнение котор стало ПОТРЕБНОСТЬЮ или навык сформир на фоне + эмоций
Виды Д
Игра | учение | труд |
Ф Д в условн сит направ на усвоен опыта фиксир в способ осущ предм Д | Д напр на приобр зун | Д по созд мат благ |
Мышление
План
1.Понятие сущность, и роль
2. мех мыш
3. классификация и виды
5. М операции
6.Формы М
7.Индивид особ М (кач ума)
89.М и интеллект структура интеллекта
М-высший п п обобщенного и опосредованного отражениядействительности в ее существенных связ и отнош
Обобщенно мыслим не конкр предмет а обобщаем ( выр понятием животное)
Опосредовано- мы выносим сужден о свой пред без непоср конт с ним путем анализща косв инф погоду не выходя а по гардуснику мыслим с помощью средств, образы знаки язык опреир промеж звеньями прошлый опыт знаковые системы
Единицы М действия образы понятия
Роль
расшир границы познан (стр атома) позв познать мир и воздей на него механизмы не изучены
Ф меха= работа коры ,2 сиг сис, речевые центры раб 3 блока рег и контр Лобные отделы коры условно рефлекторный процесс
Психологически это система операций .анализ синтез Оперирование символическими единицами:понятия признаки(левополушарные),образы(правополушарные)
Виды М
По форме генезу
Наглядно -действенное, (практическое)позн связ в реально преобр сит предст у детей в ручном труде орудием явл действие практич преобразоват основе манипулир оперир предмет и их заместител игрушки,картинки путем реального приложения и объед в группы(погремушка,монтер)
наглядно - образное, субъект оперир образом как внутр так и нагляд изобр (чертеж),но оперир ими в уме без непоср контакта,платье перед тем как примерить определяю на глаз или размер опосредовано размер абстрактное понятие
словесно-логическое =оперир понятиями направлено на выявление ненаблюдаемых закономер т к оперир готов знан, выраж в форме понятий сужден умозак символами буквами и цифр использ систему языка слово позвол произвольно вызывать образы предметов иметь дело в их отсутствиии(ребенок обжегся,ребенок увидел,ребенок сказал)Единицы М действие образ понятия Эти виды М могут рассматр как уровни его развития