На этом основании выделяются следующие отрасли психологии
Отрасли психологии
В настоящее время наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. Современная психология — это разветвленная наука, многочисленные разделы которой объединены одним предметом — психикой. Выделяются эти разделы в зависимости от того, чью психику исследуют, какой ее аспект, в каких условиях. Поэтому классификация разделов психологии является условной, пересекающейся, меняющейся. Обычно основным принципом классификации отраслей психологии считают развитие психики в деятельности.
На этом основании выделяются следующие отрасли психологии
Общая психологияизучает познавательную и практическую деятельность. Результаты исследований в области общей психологии — базисная основа развития всех отраслей и разделов психологической науки. Как правило, в рамках общей психологии предлагается научное представление об общих теоретических принципах и важнейших методах психологии, которые характеризуются основными научными понятиями. В свою очередь, эти понятия объединяются в три основные категории: психические процессы, психические состояния и психические свойства, или особенности, личности. Существует целый ряд подразделов общей психологии: психология личности, мышления, эмоций, женская психология и т.д., включая психофизику, которая занимается изучением чувствительности и находится у верховья современной экспериментальной психологии.
Социальная психология постигает закономерности индивидуального и общественного в психике личности взаимодействия личности и социума, формирования и развития групп.
Возрастная психология исследует психику в онтогенезе, т.е. ее развитие от зачатия человека до его смерти. Она имеет ряд отраслей: детская психология, психология подростка, юности, взрослого человека и геронтология. В последние годы в отечественной классификации произошла замена названия этого раздела, именуемого теперь психологией развития. Одним из разделов психологии развития выступает акмеология, изучающая достижение человеком вершин профессионального мастерства.
Педагогическая психологияимеет своим предметом психику (учащегося и преподавателя) в условиях образовательного процесса (обучение и воспитание).
Психология труда (исторически первое название — психотехника) рассматривает психику в условиях многоликой трудовой деятельности. Включает в себя немало самостоятельных разделов: инженерная психология, эргономика, космическая и авиационная психология, психология управления, организационная, военная, политическая, юридическая, судебная, психология торговли, рекламы, спорта, творчества и т.п.
Психолингвистика занимается изучением речи как вида психики, использующей языковые системы в качестве внутреннего средства. Здесь также выделяются разделы, например, психосемиотика, психосемантика.
Медицинская психологияисследует психику в условиях болезни: душевной или телесной. Здесь выделены такие разделы, как нейропсихология, патопсихология, соматопсихология. В современной науке носит название клиническая психология.
Психология аномального развития, или специальная психология: олигофренопсихология, сурдопсихология, тифлопсихология.
Дифференциальная психологияисследует всевозможные различия психики людей: индивидуальные, типологические, этнические и др. В былые времена ее обозначали термином сравнительная психология.
Психометрия (в отечественной психологии — математическая психология) постигает вопросы математического моделирования психики, проблемы измерения в психологии, способы количественного анализа результатов психологических исследований.
Психофизиологияизучает соотношение взаимодействия биологического и психического, физиологии высшей нервной деятельности и психологии. В последние годы получила развитие психогенетика.
Из всего сказанного выше можно представить, насколько широк спектр практического применения психологии. Психология является одной из фундаментальных, системообразующих научных дисциплин, будущее которой лежит на стыке наук, на первый взгляд кажущихся далекими от нее.
25) В процессе обмена информацией можно выделить четыре базовых элемента:
1) отправитель (источник, коммуникатор);
2) сообщение;
3) канал;
4) получатель.
Отправитель (источник, коммуникатор) - лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее, цель которого заключается в том, чтобы оказать то или иное воздействие на получателя; передает определенное сообщение.
Источник сообщения
В качестве источника могут выступать отдельные индивиды, группы людей, общественные институты (государственные учреждения, политические партии, общественные организации, фирмы и т.п.). В последнем случае мы имеем дело с определенной абстракцией, ведь конечным отправителем и получателем всегда является единичный человек.
Источник является инициатором коммуникативного процесса, который начинается только тогда, когда у отправителя возникает потребность в создании и передаче какого-либо сообщения. Следует иметь в виду, что создатель сообщения не всегда выступает в роли коммуникатора, непосредственно это сообщение передающего (данное положение касается массовой коммуникации).
Отправитель (источник) пытается заранее определить, какого рода впечатление должно сложиться у получателя от переданного сообщения, т.е. как информация будет воспринята и интерпретирована получателем. При этом нет гарантии, что получатель поймет отправителя именно так, как хотел бы последний.
Чувство доверия получателя к отправителю сообщения имеет огромное значение для эффективного убеждения в маркетинговых коммуникациях. Именно поэтому в рекламе различных предлагаемых товаров или услуг часто прибегают к мнению "эксперта и специалиста" в соответствующих областях. В качестве специалиста в той или иной сфере потребления могут выступить хорошо известный ученый, представитель фирмы с хорошей репутацией или вообще любой другой публичный человек с устойчивым позитивным имиджем. Привлечение в рекламные ролики популярных актеров связано с тем, что они несут положительный потенциал в глазах большинства зрителей, настраивая на доверительное отношение к себе и, скорее, понравятся аудитории в качестве отправителя сообщения, нежели вызовут у нее негативную реакцию. Отправитель, вызывающий доверие, в большей мере влияет на мнение аудитории, чем отправитель сообщения, информация которого воспринимается скептически или с безразличием. Специалисты рекламы уже давно используют в своей работе тот факт, что для повышения общей эффективности воздействия на большинство потребителей достаточно прибегнуть к коммуникативному акту с высокой степенью экспрессивности и демонстрируемой убедительности сообщения характеристик товара, нежели к простому перечислению их истинного содержательного значения, пусть и к весьма полезному и истинному.
Важными факторами, влияющими на процесс коммуникации, силу воздействия информационного акта на аудиторию и его интерпретацию, выступают общая ситуация (благоприятная, неблагоприятная или нейтральная), тема сообщения, время сообщения, а также способ представления (кодирования) сообщения.
Сообщение - собственно информация, представляющая собой цельную систему взаимосвязанных единиц закодированных сигналов, отличающихся новизной или непохожестью на предыдущий опыт познания о тех или иных явлениях бытия, закодированная с помощью символов. Сообщение может быть зашифровано и передано с помощью вербальных и (или) невербальных знаков, символов, содержащих те или иные смыслы.
Сообщение - это уже осмысленная и соответствующим образом закодированная информация. Сообщение может быть передано:
o при личной беседе, в ходе межличностной коммуникации;
o в ходе непосредственного выступления перед массовой аудиторией, не исключая использования технических средств оповещения;
o опосредованно, с помощью различных технических средств оповещения массы людей и множительной техники, прессы, радио, телевидения, компьютерной техники и электронной почты и пр.
Содержание сообщений составляют какие-либо значимые, привлекательные или актуальные для потребителя сведения, факты, аргументы, доводы, идеи, мнения, размышления, эмоционально окрашенная информация и т.д.
Обычно, как правило, сообщения представляют собой устные высказывания или текстовые массивы в виде письменной речи. Но в невербальной коммуникации сообщением может являться изображение (например, дорожный знак, рисунок, схема, фотография, фреска и т.д.), физический предмет (цветок в окне - сигнал-сообщение о провале явочной квартиры; архитектурное сооружение как символ - сообщение о некотором событии и его предназначении; сувенир в подарок как знак признательности; "черная метка" как знак приговора и пр.) или даже информация-сигнал, передаваемая и принимаемая на неосознаваемом уровне, но влияющая на настроение и даже самочувствие человека (заразительный смех талантливого клоуна или скорбно-трагическое лицо угнетенного искренним горем человека и т.д.).
С точки зрения канадского ученого Маклюэна, "средство и есть сообщение", т.е. не столько важно само содержание сообщения, сколько то, в какую форму оно облечено и каким образом осуществляется процесс передачи сообщения (какие средства для этого используются). В своих тезисах Маклюэн подчеркивает, что техническим средствам коммуникации принадлежит важная роль в истории цивилизации. Так как именно они, образно говоря, создавая инструментарий общения (алфавит, печать, пресса, а главное - радио, кино, телевидение и пр.), формируют характер передачи информации и восприятия мира.
Более того, по мнению Маклюэна, технические средства связи, структурируя характер передачи информации, влияют не только на ее форму, но и на содержание, подчиняя его тем или иным типам кодификации реальности. Например, печатные средства создают линейный принцип кодификации и восприятия мира, а электронные медиа (антипод печатных средств коммуникаций) обусловливают мозаичный принцип восприятия окружающего пространства, основанный на аудиовизуальной образности, влияя даже на содержательные понятия языка людей (появились в обиходе такие феномены общения, как SMS; смайлики - картинки, заменяющие и упрощающие целые словосочетания; молодежный сленг и фразеологизмы и пр.).
Канал - средство передачи информации. Понятие "канал" появилось в коммуникологии благодаря исследованиям, проводимым в рамках математической теории связи (коммуникации) и технических средств связи.
Канал - способ или средство, с помощью которого сообщение передается от источника информации к получателю. Каналы делятся на:
o технические (СМИ: пресса, телевизионные и радиопередачи; электронные средства коммуникации: радиорелейная, телефонная и телеграфная связь, компьютерная техника и Интернет);
o межличностные (непосредственный обмен информационными посланиями между источником и получателем).
Тем не менее термином "канал" целесообразно обозначать маршрут, используемый для передачи сообщения. "Коммуникационный канал - это реальная или воображаемая линия связи (контакта), по которой сообщения движутся от коммуниканта к реципиенту" [108, с. 51].
Межличностные средства коммуникации можно разделить па:
o вербальные;
o невербальные.
К вербальным средствам коммуникации относят: говорение (письменная и устная речь), слушание, чтение.
К невербальным: взгляды, позы, интонацию, имидж, мимику, жесты, походку, пространственную организацию среды.
Поданным журнала "PR Reporter" (1991) каналы коммуникации с точки зрения эффективности воздействия располагаются в следующей иерархической последовательности:
1) разговор "лицом к лицу";
2) дискуссия в пределах небольшой группы лиц;
3) выступление перед большой аудиторией;
4) телефонный разговор;
5) письмо, личное письменное сообщение;
6) текст, напечатанный на машинке (компьютере);
7) сообщение на большую аудиторию;
8) материал (статья), отправленный прямой почтовой рассылкой;
9) статья в виде информационного письма компании;
10) новости в печатных СМИ;
11) реклама в СМИ;
12) наружная реклама. Щиты.
Как видно, наиболее эффективным каналом "убеждающей" коммуникации является "общение один на один", т.е. "лицом к лицу".
26) Коммуникация начинается с того, что у одного участника коммуникации (отправителя идеи) возникает желание выразить какую-либо мысль или чувство другому человеку (получателю информации). Для этого он кодирует сообщение в виде вербальных и невербальных символов, отбирает канал связи (речь, письмо или электронные средства связи) и передает сообщение. Получатель декодирует информацию, понимая ее правильно или неправильно, затем, формулируя отклик на переданное сообщение, кодирует его, отбираем' свой канал связи и передает сообщение, которое отправитель информации должен декодировать. Реакция получателя на переданное сообщение называется обратной связью, которая показывает насколько оно правильно понято получателем информации.
Часто при передаче информации и ее декодировании происходит искажение смысла сообщения, например отправитель неправильно формулирует свою мысль, что-то мешает правильной передаче сообщения или получатель не понимает смысла переданного в силу своей некомпетентности. Препятствия на пути эффективной коммуникации называются коммуникативными шумами.
Ошибочная интерпретация сообщений возникает также и тогда, когда источник и получатель несхожи. Если между ними много общего, то коммуникация протекает легче и эффективнее, поскольку источнику достаточно знать самого себя, чтобы знать и получателя. Гемофилия - это степень сходства пары "источник - получатель" по определенным признакам, таким как взгляды, образование или социальный статус. Гетерофилия - это степень различия той же пары по определенным признакам. Коммуникация в пределах гетерофильной пары "источник - получатель" обычно менее эффективна, чем в гомофильной паре, но обладает большей информационной ценностью. Особенности коммуникаций между людьми: - возможность взаимного влияния партнеров друг па друга посредством системы знаков (вербальные и невербальные коммуникации);
- коммуникативное влияние лишь при наличии единой или схожей системы кодификации и декодификации у коммуникатора (человека, направляющего информацию) и реципиента (человека, принимающего ее);
- возможность возникновения коммуникативных барьеров.
Стили коммуникативного общения - это способы взаимодействия с другими людьми в процессе общения.
Преграды коммуникации - это психологические препятствия на пути адекватной передачи информации между партерами по общению.
Разновидности преград: барьер понимания/непонимания; барьер социально-культурных различий; барьер отношения.
Разное восприятие информации у разных людей в зависимости от характера мышления, круга интересов, эмоционального состояния, уровня образования, жизненного опыта, пола, возраста. Различают следующие виды преград в межличностной коммуникации.
Семантические барьеры. Семантика изучает способ использования слов и значения, передаваемые словами. Поскольку слова в виде символов могут иметь разное значение для разных людей, их интерпретация получателем информации может не совпадать со смыслом, заложенным отправителем. Часто одни и те же слова могут иметь разное значение и их употребление может вызвать неверное понимание.
Невербальные преграды. К невербальным символам относятся жесты, мимика, позы, движения, интонации и скорость речи. Согласно исследованиям 55% сообщений воспринимается через выражение лица, позы, жесты; 38% -через интонации, модуляции голоса и лишь 7% приходится па восприятие смысла слов. Невербальные символы могут мешать правильной передаче информации, процессу восприятия, например монотонный тихий голос, неадекватное выражение лица, излишняя жестикуляция.
Плохая обратная связь. Отсутствие обратной связи по поводу посланного сообщения может послужить преградой в коммуникации. Обратная связь важна, так как дает возможность установить, действительно ли ваше сообщение, принятое получателем, истолковано в том смысле, в каком вы его передали. Существует множество причин неправильного понимания сообщения.
Неумение слушать. Природа дала человеку два уха и только один язык, тонко намекнув, что лучше больше слушать, чем говорить. Люди, не слушающие, получают меньше информации для принятия взвешенных решений.
Правила эффективной передачи информации:
- проясняйте свои идеи перед началом их передачи;
- исключайте из сообщения двусмысленные слова;
- следите за интонациями голоса, языком собственных поз, жестов;
- излучайте эмпатию и открытость;
- добивайтесь установления обратной связи. Задавайте вопросы.