Тема 5. основные принципы психологии.
ТЕМА 1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ
Задание 1.Выписать из словаря определение методологии и метода, выделить основные признаки метода и методологии.
Задание 2.Работа над тематическими сообщениями по книгеКорниловой Т.В., Смирнова С.Д. Методологические основы психологии. СПб.: Питер, 2006. С. 10-32. Тематика сообщений: Понятие метода. Понятие предмета и объекта исследования. Функции методологического знания.
Задание 3.Охарактеризовать сущность методологической работы после прочтения статьи Г.П.Щедровицкого в книге: Щедровицкий Г.П. Избранные труды. М.: Шк.Культ.Полит., 1995. С.95-101
Задание 4. Конспектирование первоисточников.
1. Л.С.Выготский. Исторический смысл психологического кризиса // Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982. Т. 1. С. 342-351.
2. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. СПб.: Питер, 2006. С. 10-32.
3. Швырев B.C. Научное познание как деятельность. М: Политиздат, 1984. С. 103-176.
4. С.Л.Рубинштейн. Проблемы психологии в трудах К.Маркса // Вопросы психологии. 1983. № 2.
Задание 5. Составление тестовых заданий по данной теме.
ТЕМА 2. МЕТОДОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ.
ПРИНЦИП ОБЪЕКТИВНОСТИ
Задание 1.Самостоятельно разобрать текст работы Л.С.Выготского. Исторический смысл психологического кризиса // Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982. Т. 1.
Задание 2.Самостоятельно разобрать 3 главу книги Корниловой Т.В., Смирнова С.Д. Методологические основы психологии. СПб.: Питер, 2006. С. 70-90.
Задание 3.Прочитать 1 главу 2 части книги А.В.Юревича. Психология и методология. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. С.139-162. Выделить особенности и слагаемые психологического знания.
Задание 4. Конспектирование первоисточников.
1. Л.С.Выготский. Исторический смысл психологического кризиса // Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982. Т. 1.
2. Василюк Ф.Е. Методологический анализ в психологии. М.: МГППУ; Смысл, 2003. С. 142-173.
3. А.В.Юревича. Психология и методология. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. С.139-162.
Задание 5. Составление словаря терминов, характеризующих методологию психологии как самостоятельную область психологического познания:гипотеза,задача исследования, метод, науная картина мира, объект исследования, парадигма, предмет исследования, проблема, процедура, цель исследования, техника, эмпирическая картина мира
ТЕМА 3. СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ.
Задание 1.Прочитать 2 и 3 главы 2 части книги А.В.Юревича. Психология и методология. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. С.162-194. Разобраться, что представляет собой центр и периферия теорий.
Задание 2.Составить таблицу, в которой представить динамику развития представлений о предмете психологии в различных направлениях психологии.
Задание 3.Самостоятельно разобрать 3 главу книги Корниловой Т.В., Смирнова С.Д. Методологические основы психологии. СПб.: Питер, 2006. С. 70-92.
Задание 4. Конспектирование первоисточников.
1. Берулава Г.А. Методологические основы практической психологии. Учебное пособие. М.: МГППУ; Воронеж: Издат-во НПО «МОДЭК», 2004. С. 77-131.
2. Василюк Ф.Е. Методологический анализ в психологии. М.: МГППУ; Смысл, 2003. С. 59-142.
3. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. СПб.: Питер, 2006. С. 70-92.
4. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология: Учебник. М.: Высшее образование, 2006. С.40-80.
Задание 5. Составление тестовых заданий по данной теме.
ТЕМА 4. КЛАССИЧЕСКАЯ И ПОСТКЛАССИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМЫ В ПСИХОЛОГИИ
Задание 1.Выделить основные признаки парадигмы. Охарактеризовать классическую, неклассическую и постнеклассическую парадигмы в психологии.
Задание 2.Написать эссе о гуманитарной и естественно-научной парадигмах в психологии.
Задание 3.Самостоятельно прочитать А.П.Стеценко. Перспективы теории деятельности в контексте современной психологии // Вест. Моск. Ун-та. Серия 14. Психология. 1990. №. 2. и сформулировать основные положения теории деятельности.
Задание 4. Конспектирование первоисточников.
1. Берулава Г.А. Методологические основы практической психологии. Учебное пособие. М.: МГППУ; Воронеж: Издат-во НПО «МОДЭК», 2004. С. 39-77.
2. Василюк Ф.Е. Методологический анализ в психологии. М.: МГППУ; Смысл, 2003. С. 142-173.
3. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. СПб.: Питер, 2006. С. 113-132, 217-260.
4. А.П.Стеценко. Перспективы теории деятельности в контексте современной психологии // Вест. Моск. Ун-та. Серия 14. Психология. 1990. №. 2.
5. Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1983. С. 499-515.
ТЕМА 5. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИИ.