Личностный рост н сложность "я". 10 страница
В 1960 году он решился совершить кругосветное путешествие. Его путь лежал, через Гонолулу на Гавайях, в Токио. Он также посетил известный японский город храмов - Киото. Захваченный идеей религии без бога, он провел два месяца в дзенском монастыре. И хотя он сомневался в пользе вытекающей из дзен методики, однако можно сказать, что представляемая им в последние годы наука имеет явно буддийскую окраску190.
Из Японии, Перлз направился через Гонконг в Израиль. Там он остановился на длительное время в Эйлате, в одном из кибуцов на юге страны. Опыт жизни в обществе хорошо повлиял на него. Его состояние, в дальнейшем переменчивое, несколько стабилизировалось. Временно, у него даже возникла идея остаться в Эйлате. Однако стремление к новому, все таки победило в нем, и после визита в колонии израильских художников Айн Ход, он возвращается в США. В сумме его путешествие заняло 15 месяцев.
Экзистенциальный тупик
На Рождество 1963 года Перлз был приглашен на конференцию в Эсаленский институт. Этот визит стал еще одним поворотным пунктом в его полной перемен жизни.
Эсален находиться на диком побережье Тихого Океана в Калифорнии. Институт был основан в 1961 году Майклом Мерфи и Ричардом Прайсом. Известный писатель Олдос Хаксли придал им смелости создать форум для новаторских мыслей, с какими можно было бы выйти навстречу требованиям постматериалистической цивилизации. Члены института стремились к синтезу духовной мудрости с западным наследием науки, философии, религии и психотера-
Разговор о науке здесь полностью обоснован. В гештальт-терапии Перлза речь идёт не только о психотерапевтическом методе. Даже наоборот - его терапия это прежде всего позитивная экзистенциальная жизненная философия.
пии. Основой успеха должно было стать изменение личности в рамках общества.
В первые годы, управление проектом приняла на себя Вирджиния Сатир. Однако лишь после третей попытки, основателям Эсалена, удалось создать место встреч известных ученых, философов, психологов и религиозных лидеров, для формирования сознания Эры Водолея. Сегодня Институт Эсален считается центром движения Human Potencial Movemen .
Перлз, будучи уже семидесятилетним, присоединился к сообществу Эсалена. Впервые он ощутил, что нашел свою отчизну. Физически он также ощущал себя все лучше. Он прошел лечение у Иды Рольф, работа с телом которой стала известной благодаря ему. Остальное сделала жизнь в обществе, мягкий климат и хороший воздух.
Перлз сильно изменился. После того, как вначале из-за перепада настроений и раздражения его назвали Fritz the Terrible (Фриц Ужасный), он теперь излучал мудрость, желание жить и спокойствие. Благодаря помощи Иды Рольф, он победил экзистенциальный кризис, который едва не стоил ему жизни. После лет поиска, он прошел через глубокое изменение личности, которое принесло долгожданное оздоровление. Стеммлер и Бок так описывают значение этого опыта для дальнейшего развития гештальт-терапии:
"Переживание, приведшее к переменам, было, согласно Перлзу, событием значительным для психотерапии. В лекции 1966 года, он впервые говорил об этом публично: "Когда клиент приближается к тупику собственного существования (в этом смысле я понимаю сильные комплексы), он попадает в воронку. Его охватывает паника, он делается глухим и немым, он не готов к тому, чтобы покинуть карусель, постоянно повторяющихся стрессов. Он действительно ощущает сомнение, которое Киеркегаардопределяет как смертельную болезнь". [...]
Близко подошедший к смерти Перлз, благодаря помощи Иды Рольф, нашел выход из этого тупика, растеряв свои сомнения. Этот путь - сквозь сомнения к настоящему "я", к тому, чтобы заново стать целостным, к свободному формированию личности, как условию дальнейшего органического роста - оказался наиважнейшим открытием его жизни. Он выздоровел сам, а как терапевт нашел метод, который всегда искал: «Сегодня я знаю в чем смысл психотерапии, необходимо вести клиента сквозь безвыходные положения, через перевалы» [...]192.
Perls, F. S. (1981). Gestalt-Wahrnehmung. Verworfenes und Wiedergefundenes aus mei-ner Mulltonne, стр. 247-249, а также, Ferguson, M. (1984). Die sanfte Verschwdrung. Per-sonliche und gesellschaftliche Transformation im Zeitalter des Wassermanns. Miinchen: Dro-emersche Verlagsanstalt Th. Knaur Nachf. [оригинал (1980). The Aquarian Cospiracy] стр 157-164.
Ф. Саеммлер, В. Бок, цитируемая работа, стр. 54-55.
Перлз выработал психотерапевтическую модель процесса, который отражал его собственные изменения. Он назвал ее моделью уровней невроза. Согласно ей, каждое невротическое нарушение, а тем самым и терапевтический процесс, состоит из трех уровней: подражание, ролей, блокады, имплозии или уровня смерти и эксплозии. Во время семинаров в Эсален, он так описывал эту концепцию:
"Первый уровень это уровень подражания. Когда мы встречаемся с человеком, мы стереотипно произносим "Здравствуйте", пожимаем руку и воспроизводим все остальные, ничего не значащие символы встречи. За уровнем подражания идет второй уровень, [...] уровень на котором мы играем в игры и роли - очень важного бонзы, тирана, плаксы, маленькой девочки, послушного мальчика -не важно в какие. Таким образом, это поверхностные, общественные уровни состояния как если бы.Мы ведем себя, как если бы мы были лучше, сильнее, слабее, более послушными и т.д., нежели на самом деле. На этом уровне обычно задерживаются психоаналитики. Они воспринимают игру в ребенка как реальность, называют инфантилизмом и пытаются на этой основе сделать выводы обо всем. [...] Если мы теперь остановимся на уровне ролей или если отбросим их - что мы тогда ощутим? Тогда мы переживем антиэкзистенцию, познаем ничто, пустоту. Это мертвая точка,блокада [...] чувство, что вы находитесь на привязи, что вы потеряны. Блокаду характеризует фобическая позиция - избегание. Мы боимся, избегаем страдания, особенно раздражения. [...] Мы с удовольствием останемся незрелыми, продолжая манипулировать миром, вместо того чтобы поддаться страданиям, связанным с нашим дальнейшим развитием. [...] Как я считаю, в этом состоит самая большая трудность аутотерапии. Есть многое, что можно сделать самому, [...] но когда мы подходим к трудным "местам", прежде всего к собственным блокадам, тогда человека охватывает фобия, он начинает метаться вращаться по кругу не желая пройти сквозь боль тупика.
За блокадой находится очень интересный уровень, уровень смерти или фаза имплозии.Этот четвертый уровень проявляется как смерть или как страх смерти. [...] Это вид катато-нии: мы сжимаемся, закрываемся, имплозируем.Если мы действительно столкнемся с таким чувством омертвения на уровне имплозии, возникает очень интересное явление. Поскольку имплозияперерождается в эксплозию, уровень смерти становится полным жизни, и эта эксплозия создает настоящего человека, способного распознавать свои чувства и выражать их. Существуют четыре основных типа эксплозии на уровне смерти. Эксплозию настоящего траура,мы
переживаем когда нам удается справиться с потерей или смертью, после которой мы не могли прийти в себя. Экспло-зию оргазмапереживают сексуально заблокированные люди. Существует также эксплозия злостии эксплозия радости, смеха, joie de vivre. Эти эксплозии связаны с настоящей личностью, с реальным "я"193.
Перлз был убежден, что благодаря этой модели он нашел ключ к терапевтическим изменениям. Впервые стал возможным систематический и целенаправленный подход в психотерапевтической работе с изменениями. Он однако не смог детально описать, что конкретноон делал и на чёмосновывался в своих интервенциях. Его существенным открытием было все же то, что глубоко идущий процесс изменений, независимоот конкретного содержания, проходит по типичному образцу.
Поздняя форма гештальт-терапип
В 1965-1969 годах успешность Перлза достигла своего апогея. Его называли "Великий Старец" из Эсалена. Проводимые им семинары на тему гештальт-терапии притягивали людей со всего мира. Его работы записывали на магнитофонные ленты и видеокассеты. Книга, описывающая этот период его деятельности, это Gestalt Therapy Verbatim (Гештальт-терапия дословно)194.
В то же время, он совершенно отказался от индивидуальных терапевтических сеансов, работая лишь с группами. Главный упор в этой работе он сделал на методе "пустого стула"195. Наряду с ведением практических занятий, Перлз старался теперь прежде всего передать свои взгляды о реализованной человеческой экзистенции
Perls, F. S. (1974). Gestalttherapie in Aktion (редакция 7. 1993). Stuttgart: Klett-Cotta [ориг. (1996). Gestalt Therapy Verbatim. Lafayette: Real People Press], стр. 63-64.
Там же. Эта книга содержит почти исключительно записи семинаров и встреч гештальт-терапии, которые Перлз проводил в 1966-1968 в Эсалене.
Терапевтическая гештальт-техника, называемая методом пустого стула, служит реинтеграции конфликтов с окружающими, амбивалентности между различными желаниями и нуждами, а так же подверженных проекции элементов собственной личности. Такие нерешённые проблемы часто проявляются в преувеличенном внутреннем диалоге: человек ведёт бесконечные внутренние споры и этим сильно ограничен в восприятии конкретной актуальной реальности. Находящиеся во взаимном конфликте элементы личности в этой технике разделяются и каждый раз целостно и конгруэнтно выражаются клиентом в форме ролевой игры. Часто вымышленные личности (или символические представления отдельных элементов личности) "сажают" на пустой стул. В конце происходит диалог между участниками конфликта. Цель этой техники - эмоциональная интеграция ппенённой конфпиктами духовной энергии. Бэндлер и Гриндер дискутировали на тему этой методики, при работе с моделями, связанными с неконгруэнтностью (сравните Bandler, R., Grinder, J. (1985). Reframing. Ein okologischer Ansatz in der Psychotherapie (NLP). Paderborn: Junfermann [оригинал (1982). Reframing: Neuro-Linguistic Programming and the Transformation of Meaning. Moab, Utah: Real People Press], стр. 37-107).
и представить основы успешной психотерапии. В центр его внимания попала проблема личного роста.
Теперь Перлз мог конкретизировать некоторые из своих концепций, касающиеся прежде всего его взглядов на невербальное поведение в терапии, идеи "трех уровней сознания", а также мысли о "просветлении (сатори)".
Как мы уже упоминали, Вильгельм Райх первым обратил внимание на первичное значение тела и на его коммуникационные способности196. Сам Перлз объяснял значение невербального выражения, пользуясь концепцией, названной им холистической доктриной. За этим понятием кроется, прежде всего отход от дуализма тела и души, постулированный реалистическим французским математиком и философом Рене Декартом (1596-1650).
Согласно Декарту, мир делится на две субстанции: бесконечная субстанция или Бог(substantia infinite sive Deus) и конечная двухсоставная субстанция - тело(substantia finita extensa sive corpus) и душа(substantia finita cogitans sive mens). Животное было для Декарта лишь своего рода бездушным автоматом, поведение которого объясняется механическими законами материи. Человек, в свою очередь, по своему существу являлся "мыслящим сознанием". Хотя он также имеет тело, послушное законам механики, в действительности он с ним не идентичен. Декарт, таким образом, был уверен в том, что человек это субстанция,
"тело которой, все существо или природа, состоит в мышлении, которая чтобы существовать, не нуждается ни в каком пространстве и не является зависимой от каких-либо материальных вещей. Это эго, то есть душа, благодаря которой я тот кто я есть, полностью отличная от моего тела и описать ее легче нежели тело. Если бы даже тело перестало суще-ствовать, то она останется какой была
Взгляды Декарта проторили дорогу убеждению в том, что болезнь необходимо понимать, как чистое нарушение в функционировании тела, сравнимого с машиной. Его радикальная, дуалистическая точка зрения, создала также основы для отделения науки о теле (медицины), от науки о душе (психологии).
Перлз решительно выступил претив картезианского дуализма, противопоставив ему концепцию целого. Он писал:
В Begriffe und Fehlbegriffe der Gestalttherapie Лора Перлз продемонстрировала, что на гештальт-терапию влияли также другие идеи, направляющие внимание на невербальную коммуникацию. Наряду со своим собственным опытом с танцем, эуритмией, техникой Александера и методом Фельденкрайза, она указывает, в этом контексте, на работу немецкого философа Людвига Клаге Audrucksbewegung und Gestaltungskraft. Всё это вместе взятое, привлекло внимание, в работе с гештальт-терапией, на дыхание, позицию, координацию, голос и движение.
Дж. Хиршбергер, цитируемая работа, стр. 108-109.
"Одним из наиболее очевидных утверждений о человеке, будет то, что он— целостный организм. Несмотря на это, традиционные школы психиатрии и психотерапии полностью игнорируют этот факт, продолжая постулировать двойственность тела и души, несмотря на определения своих теорий. [...] Понимание в дальнейшем опирается на принципе причинности, [...] нарушенные функции воспринимаются как физические нарушения, вызванные причинами психической природы.
Кажется, что во время развития психологического мышления, произошло следующее: мы видим что человек способен существовать на двух различных уровнях, с точки зрения качества - на уровне мышления и на уровне действия. Мы остаемся под впечатлением, делящего их различия и видимой взаимной независимости. Поэтому мы утверждаем, что они различны, это в свою очередь приводит к предположению того, что существует некая, до сих пор не исследованная, структурная сущность, то есть душа, определяемая как центр психической деятельности. В результате развития психологии, пришли к выводу, что человек не является лишь рациональным существом, душой или психикой, которая ранее считалась лишь источником разума, но также является центром тёмногобессознательного - структурой, которая может перебороть свою волю не только вопреки телу, но также и вопреки себе. Она способна подавить психическое мышление и воспоминания, которые считает отрицательными. Она может переносить симптомы из одной части тела на другую. Эта маленькая deus ex machina, которая управляет нами в каждом смысле"198.
Перлз старался создать новую теорию об этом. Психическую деятельность человека (сны, представления, рассуждения, антиципирование, управление вниманием и т.д.) он воспринимал как активность целой личности.Такая область деятельности отличается от физической деятельности лишь тем, что она исполняется при небольшом расходе энергии. Человек символически делает то, что может делать физически. Перлз объяснил это на следующем примере:
"Если мужчина борется с противником, он проявляет большую физическую активность. Он напрягает свои мускулы, его сердце бьется быстрее, огромное количество адреналина поступает в кровь, дыхание становится быстрым и глубоким, его челюсти сжаты и напряжены, все его тело напряжено. Если он просто говорит о том, как сильно ненавидит своего
Perls, F. S., Hefferline, R. F., Goodman, P. (1991). Gestalt-Therapy (t. 1). Grundlagen. (t. 2). Praxis. Klett-Cotta im Deutschen Taschenbuch Verlag [оригинал (1951). Gestalt Therapy. Excitement and Growth in Human Personality. New York: The Julian Press], стр. 26-27.
врага, то в этот момент также проявляется множество видимых телесных сигналов - почти столько же, как и во время борьбы. Когда он ощущает гнев и думает о том, как атаковать врага, подобные сигналы постоянно проступают. Эти знаки однако слабее тех, которые мы видим во время борьбы или когда он говорит о ней. Его поведение теперь менее интенсивно. Активная телесная активность переродилась в скрытую психическую активность"199.
При внимательном наблюдении оказывается, что и внутренним процессам человека также сопутствует физическая активность, хотя она явно менее интенсивна. Утверждая это, Перлз обратил внимание на невербальные и физиологические явления, сопутствующие ментальной активности. Они дают терапевту важные указания на процессы, протекающие у клиента в данный момент. Перлз таким образом описывает свою концепцию:
"Тезис о том, что человеческая жизнь и поведение это два различных уровня активности [...], освобождает нас от восприятия психической и телесной стороны человеческого поведения, как явлений по своему существу независимых. [...] В психотерапии эта концепция позволяет нам лечить человека целостно. Наконец мы можем заметить, как его психические и физические действия взаимно связаны. Мы можем внимательно наблюдать за человеком и более успешно пользоваться результатами наших наблюдений. На сколько же увеличилась область, за который мы можем наблюдать! Если активность психическая и физическая одного типа, мы можем воспринимать обе, как проявления одного и того же человеческого существа. Ни клиент ни терапевт не должны ограничиваться тем, о чем говорит и думает клиент. Оба могут включить в свои решения и то, что он делает"200.
Внимательное наблюдение за всем, что выражает поведение, дало возможность Перлзу отметить явление, которое раньше практически не учитывали в психотерапии. Перлз заметил, что вербальные высказыванияклиентов, часто отрицали их невербальную коммуникацию.Однако, как это можно было объяснить? Перлз предположил, что таким образом выражаются бессознательные импульсы. В отличии от Фрейда он был убежден, что импульсы, желания и потребности невозможно подавить. Скорее, согласно Перлзу, блокирование это лишь определенные формы высказываний,которые проявляются в дальнейших бессознательных движениях положении тела, голосе и т.д.. Таким образом, вместо того чтобы абстрагировать языковые высказывания клиентов, для получения указаний о подавленных импульсах, он рекомендует скорее работу не-
199 Там же, стр. 31-32.
200 Там же, стр. 32-33.
посредственно на "поверхности". Если, например, клиенту задаются вопросы,то
"[...] его вербальные ответы [...] имеют источник в интеллекте, однако его общая реакция исходит, если он не полностью лишен чувствительности, от него как от целого и является признаком его целой личности. Наряду с адекватными ответами, которые он может использовать, он почти всегда реагирует дополнительно - он сбит с толку, морщит лоб и брови, пожимает плечами [...] наклоняется вперед и т.д. Каждая их этих реакций намного важнее, нежели вербальные ответы. [...]
Все что делает клиент, открыто или скрыто это выражение его самого. Его наклон вперед или упрямство, его неудачные атаки, проявление нервного возбуждения, утонченный способ выражения, небольшие промежутки между словами, почерк, метафоры и язык, применение безличной формы вместо я и ты - все это находиться на поверхности, все бросается в глаза и все имеет значение. То есть это единственно правдивый материал, на который должен опираться терапевт. Его, ранее сложившиеся убеждения абсолютно не помогут клиенту. Вопросы терапевта, таким образом, должны опираться на собственных наблюдениях и должны вводить определенные факторы в сознание клиента. Терапевт использует скорее технику постановки вопросов, нежели утверждения, так чтобы тяжесть распознания и действия находилась там, где и должна - на клиенте. Вопросы терапевта на самом деле лишь перевод его наблюдений"201.
Кроме того, Перлз теперь мог определить решающее различие между гештальт-терапией и психоанализом. Он уже давно перестал искать причины невротических процессов. Но лишь только сейчас понял, что также и он склонялся к тому, чтобы наблюдение за этими процессами стояло на первом плане. Оказалось, что количественный рост информациине превращался в качественные изменения.После открытия impasse, ясной стала причина этого. Перлз пишет об этом:
"Сознание охватывает три уровня или три области: сознательное восприятие себя, сознательное восприятие мира и сознательное восприятие того, что находится в области фантазии, которая мешает человеку чувствовать единение с самим собой или с миром.
Великим открытием Фрейда было то, что он заметил нечто между вами и миром. Столько всего происходит в фантазии. Фрейд называет ее комплексами или предубеждениями. Если вы обладаете предубеждениями, ваше отношение к миру
Там же, стр. 94-95.
разрушено или имеет нарушения. [...] Вы сталкиваетесь лишь с предубеждениями или фантазиями. Фрейд был убежден, что эта промежуточная сфера [...] это ничейная земля, между вами и миром, должна быть уничтожена, опустошена, стерта - как бы мы это ни назвали - чтобы она стала полностью правильной. Единственной ошибкой была остановка Фрейда на этой промежуточной сфере и ее анализ. Он не рассматривал сознание самого себя или сознание мира. Он не рассуждал о том, что мы можем сделать для того, чтобы заново войти в контакт с собой и миром. Причины потери контакта с нашим настоящим я и миром реальности, необходимо искать в этой промежуточной сфере, на этом широком поле Майи, которое мы носим в себе. Это означает, что существует широкое поле для фантазии, которое отбирает у нас столько нашей жизненной силы, нашей энергии, что на контакт с реальностью ее остается совсем немного"202.
Главной задачей своей терапии, таким образом, Перлз считал пробуждение клиентов от их хронического "самогипноза". Посредством новой формы работы — гештальт-терапии, они должны были научиться направлять свое внимание на здесь и сейчас собственного существования. Лишь когда они поймут, как они сами себя ограничивают тогда, согласно Перлзу сами собой перед ними откроются врата, ведущие к изменениям 03. В связи с этим он сформулировал взгляд, определяющий верную сущность гештальт-терапии, без учета специфических техник и его личного стиля. Перлз пишет:
Perls, F. S. (1974). Gestalttherapie in Aktion, стр. 57-58.
Перлз большое внимание уделял утверждению, что ошибкой будет активно стремиться к переменам. Он сказал: "Мы все занимаемся идеей изменений, а большинство из нас подходит к работе, создавая программы. Люди хотят измениться. "Я должен быть таким" говорят они и т.д. Однако что происходит в действительности? Идея намеренного изменения нигде и никогда себя не оправдывает. Как только, кто-то говорит: "Хочу измениться", то есть устанавливает программу, сразу начинает действовать противоположная сила, противостоящая изменениям. Изменения происходят сами по себе. Если человек углубится в себя, в то чем он является, если примет то, что в нём находится, тогда изменение произойдет само собой. Это и есть парадокс изменения, [...] Симптом усиливается так долго, как долго с ним будут бороться. Если берётся ответственность за то, как вызываются ваши симптомы, как вызывается ваша болезнь, как вызывается ваше всё существование, то в момент, когда вы встречаете самого себя, начинается рост, начинается интеграция" (Там же, стр. 187).Далее Перлз на основе собственного опыта открыл явление, какое нашло свое подкрепление, также с точки зрения системно-теоретического взгляда. Бейтсон в статье Bateson, G. (1985). Die Kyber-netik des „Selbst": Eine Theorie des Alkoholismus (в: G. Bateson. Die Okologie des Geistes стр.400-435) представил созданную им самим модель, согласно которой работа сознания является частью обширного целого связанных процессов. Это согласно Бейтсону, осложняет факт того, что сознание не может охватить авторитарным контролем целостную систему, поскольку само является небольшой частью общей сети. Если не учитывается экология общей системы, необходимо считаться с нежелательными процессами, проявляющимися по принципу обратной связи. Эти взгляды использовали в НЛП.
Задачей всех глубоких религий, прежде всего дзен-буддизма и по настоящему хороших терапий - является са-тори, обретение сознания, пробуждение от своего сна, прежде всего от своего кошмара. Мы можем вступить в сатори в момент, когда поймем, что играем роль в театре жизни, когда осознаем, что все еще находимся в состоянии транса. Мы решаем: это враг, а это друг - и играем в эти игры, пока не попадем на уровень своих ощущений.Когда мы достигаем его, то начинаем замечать, чувствовать, переживатьсвои потребности и удовлетворения,вместо того чтобы играть роли, которым требуется множество реквизитов, домов, машин, тысячи костюмов [...] миллионы ненужного балласта, каким мы себя нагружаем, не понимая при этом, что собственность дается нам лишь на некоторое время. Мы не можем взять это с собой, а если у нас есть деньги, то они лишь причина проблем, ведь мы не знаем, как их потратить. Вы не должны их терять, а должны умножать и так далее, и так далее - все эти сны, все эти кошмары, так типичны для нашей цивилизации. Идея пробужденияи ощущения реальности, означает жить с тем, что у нас есть, с настоящим, полным потенциалом, богатой жизнью, глубоким опытом, радостью, злостью - означает существовать на самом деле, а не быть меняющимся трупом. Это и есть смысл настоящей терапии, настоящей зрелости, настоящего пробуждения [...]"204.
В 1964 году Перлз совместно со студентами, заинтересованными этой тематикой, основал гештальт-кибуц, при Лейк Ковичан на Ванкувер Айленд в Бритиш Коламбия (Канада). На основе опыта, он пришел к выводу, что работа во время семинаров не удовлетворительна. Таким образом, невозможно достичь долговременных изменений. Кибуц должен был дать возможность продолжить рост. Люди должны получить возможность, по крайней мере, трёхмесячного пребывания в кибуце, работать в нем и совершенствовать свой личный процесс роста. Перлз надеялся, что после этого периода, участники смогут сохранить, заново открытое сознание, вне контекста гештальта и смогут жить и работать, как нормальные люди (real people) в нормальном обществе205.
204 Perls, F. S. (1974). Gestalttherapie in Aktion, стр. 156.
Мы должны в этом месте проинформировать о предостережении Перлза, которое можно отнести к некоторым явлениям на современном рынке образования в терапии, также и НЛП. Во вступлении к Gestalt Therapy Verbatim Перлз писал: "Я хотел бы сказать несколько слов о современном развитии гуманистической психологии. Нам потребовалось много времени, чтобы разоблачить всё наследие Фрейда. Теперь мы вступаем в новую и опасную эру. [...] Мы вступаем в эру мошенников, верящих, что вы вылечены, когда вам удастся сделать пролом и не взирают ни на какие требования роста. [...] Если это станет модой, то будет так же опасно для психологии, как многолетнее лежание на кушетке. [...] Я должен сказать, что очень обеспокоен тем, что сейчас происходит. [...] Одно из обвинений в их адрес это факт того, что они применяют техники Техника это трюк. Трюк нужно применять лишь в экстремальном случае. Существует
Решение Перлза покинуть Эсален, имело под собой также и весьма личные причины. Все чаще начало проявляться соперничество терапевтов, работающих там и получивших известность. Кроме того, Перлз не хотел принять, рождавшейся трансперсональной психологии. Он отринул расширенную концепцию психики, которая выходила за границы его мира биологических понятий206.
Зимой 1969 года Перлз отправился в путешествие в Европу По дороге он неожиданно заболел. В феврале 1970 года он возвращается в Соединенные Штаты. Врачи обнаружили у него рак поджелудочной железы. Несмотря на это, Перлз отправился в поездку с
достаточно много людей, обучающихся трюкам, всё больше трюков и их применения [...] Но грустно то, что это их применение становится всё чаще подменной активностью, ещё одной видимостью терапии, которая тормозит реальный рост.[...] В гештальт-терапии мы работаем, чтобы достичь других результатов. Мы здесь для того, чтобы вызвать процесс роста и открыть потенциал человека. Мы не говорим о минутной радости, о минутном состоянии полного восприятия органами чувств, о моментальном оздоровлении. [...] Вам не нужно лежать на кушетке двадцать, тридцать лет [...], но нужно заняться самим собой, а рост требует времени" (Ф. Перлз, там же, стр. 10-11).
1 Тем не менее, здесь необходимо указать на сходство поздней формы гештальт-терапии, с работой чешского психиатра Станислава Грофа. С середины пятидесятых годов Гроф изучал терапевтические возможности галлюциногенного применения ЛСД. Во время работы он заметил, что глубокие терапевтические процессы перемен происходят по типичному образцу, который он описал, аналогично фазам биологического процесса рождения (базовые перинатальные матрицы). Он заметил тогда, что этот образец описан.в разнообразных духовных традициях как "опыт смерти и возрождения". Гроф выделил три принципиально различные плоскости опыта, на которых манифестируют перинатальные матрицы: 1. Переживания, связанные с биографическим опытом, 2. Опыт связанный с родами (переживания беременности и родов), 3. Опыт переходящий обычную область человеческого сознания и поэтому называемый трансперсональным. Гроф указал, что результат его работы, со многих точек зрения сходен с эффектами опыта гештальт-терапии. Он писал: "Среди всех терапевтических методик гуманистической психологии, более близкой системе описанной в данной книге, будет вероятно гештальт-терапия Фрица Перлза. Главный акцент в ней приходится на полное переживание здесь и сейчас со всеми его физическими особенностями, эмоциональными и другими, а не на воспоминания прошлого и их интеллектуальный анализ. Хотя эта терапия изначально создавалась для применения в проблемах биографической природы, однако люди участвующие в систематической гештальт-работе иногда переживают ряд, связанных с родами ситуаций и даже такие трансперсональные явления как: память плода, предков или расы, отождествление с животными или встречи архе-типических существ. Так может происходить, несмотря на сидячую позицию клиента, применение словесных техник и биографический подход, характерный для большинства гештальт-терапевтов. [...] Необходимо также вспомнить о схеме имплозии - экспло-зии, так характерной для гештальт-терапии. И хотя её обычно испытывают на биографической основе, она отражает, находящуюся несколько глубже, основную динамику уровня родов. Ещё одно замечание, весьма значимое для нас, это то, что в течение психоделических сессий, во время применения сложных сцен, исследуемые часто спонтанно испытывают параллельное или последовательное отождествление со всеми своими героями. Это именно то, чего гештальт-терапевт пытается достичь на пути определённого ведения клиента и структурированных последовательностей интеракции, особенно во время работы над снами или воображением. Таким образом, основные принципы гештальт-подхода, подобны описанным здесь взглядам. Основные различия идут от биографической направленности и непризнания околородовых и внеперсо-нальных планов бессознательного" (Grof, S. (1985). Beyond the Brain. Birth, Death and Trandscendece in Psychiatry. Albany, N.Y: The State University of New York Press; niem. (1985). Geburt, Tod und Transzendenz. Neue Dimensionen in der Psychologic. Miinchen: Kosel Verlag], стр. 299-300).