Во рту и с бокалом вина в руке.
Иеромонах Серафим Роуз
Христианин, рядом с тобой умирают, гибнут люди, но «ты говоришь, что не грех выпить в меру, не грех угостить вином, водкой и пивом людей». А думал ли ты о том, с чего началась погибель тех людей, которые сбились с круга и погубили и себя и свои семьи? А только оттого, что люди, старше их, при них пили и их угощали. Евангельское слово говорит: «Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит». (Матф. 18, 7)
Молодой человек, который не пил прежде ничего пьяного, видит, что и в праздник, и в гостях, и на свадьбах, везде старшие пьют, упрашивают других пить и смеются над теми, кто не пьет. И вот молодой человек, думая, что старшие лучше его знают, что хорошо и что плохо, выпивает одну рюмку, другую, делается пьяным, а потом привыкает к пьянству и делается пьяницей. А кто соблазнил его? Через кого же, как не через ТЕБЯ, и тебя и всякого из нас, который пьет и угощает других людей. А ты знаешь это, и поэтому великий ответ тебе будет перед Богом. Слово Божие обличит тебя. Апостол говорит: «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает». (Римл. гл. 14, ст. 21) А отчего твой брат претыкается, или соблазняется? Или изнемогает? Претыкается он, глядя на твой пример, глядя на тебя, что ты сидишь за вином, пьешь, смеешься и куражишься, как будто самое хорошее дело делаешь.
А отчего твой брат претыкается, или соблазняется?
Или изнемогает? Претыкается он, глядя на твой пример.
Соблазняется он тем, что ты при каждом важном деле: при свадьбе, при крестинах, при празднике, при именинах считаешь нужным и приличным ставить вино, сам еще угощаешь его и доводишь до пьянства других людей. Отговорок нет. Ясное дело: есть две дороги, выбирай любую: одна служит врагу, другая – Богу. Хочешь служить врагу – пей сам вино, угощай людей, справляй крестины, свадьбы, похороны с угощением. И заслужишь врагу. Хочешь служить Богу, то первое – брось САМ пить вино, водку, ни много ни мало, а совсем брось, для того, чтобы не подавать соблазна людям, и второе: брось обычай угощать других на проводах, свадьбах, крестинах, не бойся того, что тебя осудят за это люди.
Хочешь служить Богу, то первое – брось САМ пить вино, водку, ни много ни мало, а совсем брось, для того, чтобы не подавать соблазна людям.
Бойся не людей, а Бога. Дело это не шутка. И если мы не на словах только христиане, а хотим и на деле услужить Христу и Богу, то нельзя по-прежнему пить вино и угощать им. Давайте же сделаем так и помоги нам Бог!
Текст обращения взят из книги «Грех и безумие пьянства» 1903 г.
От Петербургского Духовно-цензурного комитета печатать дозволяется.
Цензор Иеромонах Филарет.
§ Скажите, а если верующие освоят ваш метод, что будет?
§ Если же использовать еще и научные методы, то эффект окажется более значимым. Два таких метода я рекомендую, один из них – создание клуба взаимопомощи, второй – самостоятельная работа над программой по избавлению от наркомании, курения, алкоголизма.
Два таких метода я рекомендую, один из них – создание клуба взаимопомощи, второй – самостоятельная работа над программой по избавлению от наркомании, курения, алкоголизма.
§ Но ведь это же очень трудно самому …
§ Да, конечно: второй метод труден, не каждому он по зубам. Это вроде самоучителя, когда, человек решил научиться играть на баяне, но не имеет возможности посещать музыкальную школу, нанять учителя-баяниста. Он покупает книгу – «Самоучитель игры на баяне», и сам, без посторонней помощи постигает искусство игры на баяне. И если человек упорен, въедлив, если он не щадит своих сил – он добьется таких высот мастерства, каких не достигнет и тот, кто учится в академии. Я встречал немало таких музыкантов. Моя квартира окнами выходит на парк имени Челюскинцев, или, как его еще называют, Удельный парк. Весной, летом и осенью здесь происходят народные игры, гуляния, танцы и коллективное пение. Тут и там звучат гармони, баяны, аккордеоны. Музыканты, как правило, нигде не учились, но как же виртуозно и красиво играют иные из них! А сколько тут самодеятельных и великолепных певцов, какие голоса! Никакой театр не дает нам столько наслаждения, сколько мы получаем у себя в Удельном парке! Но если люди самостоятельно добиваются такого мастерства в игре на инструментах, в танцах, пении, то почему же так же, в порядке самостоятельного чтения, не постигнуть сравнительно небольшую сумму антиалкогольных знаний и понятий, которая предлагается в нескольких печатных или рукописных материалах? Для этого нужно одно: собраться, сосредоточиться, и со вниманием прочесть эти материалы.
§ Вы сказали, что есть религиозные трезвенники, а какие еще есть трезвенники?
§ Трезвенники в зависимости от трезвенной запрограммированности и обладания научными противоалкогольными знаниями делятся на четыре подгруппы: естественных, религиозных, благоразумных и сознательных трезвенников.
§ Кто такие естественные трезвенники?
Все люди рождаются естественными трезвенниками и остаются ими до тех пор, пока не приобретут ложные сведения об алкогольной проблеме или пока не познакомятся со спиртными изделиями.
§ А сознательные трезвенники?
§ Сознательные трезвенники – люди, осмысленно, на основе достаточного запаса научных знаний избравшие жизнь без спиртного. Сознательные трезвенники – особо ценная часть населения, их нельзя соблазнить спиртным, они принципиальны, добровольно пропагандируют трезвость, благожелательно, сочувственно относятся к пьющим, алкоголиков считают не отбросами общества, а жертвами пьющих и в меру возможностей стараются помогать им. Алкоголик должен стремиться стать сознательным трезвенником, ибо только в этом случае он будет полностью гарантирован от рецидива.
Алкоголик должен стремиться стать сознательным трезвенником, ибо только в этом случае он будет полностью гарантирован от рецидива.
§ Вы, как я понимаю сознательный трезвенник Геннадий Андреевич. Ну хорошо, а кто такой благоразумный трезвенник?
§ Благоразумные трезвенники также трезвенно запрограммированы на основе научных представлений. Программирование производится с помощью небольшого объема достоверных знаний и, в части случаев, клятвы или обета никогда не пить. Генерал армии А.В. Горбатов, будучи подростком, подвергся элементарному трезвенному программированию: знакомый студент после нескольких случайных противоалкогольных фраз, брошенных в разные дни, попросил Саньку дать твердое слово, что никогда не начнет пить спиртное, курить и ругаться. Подросток искренне сказал: «Клянусь, что никогда, никогда не буду пить, не буду ругаться и курить!» Генерал армии писал в мемуарах: «Сколько встречалось людей, насмехавшихся над моим воздержанием от водки и табака! Называли меня и больным и старообрядцем – насмешки не действовали. Встречалось и начальство, которое приказывало пить, но я и тут оставался твердым. Больше того, сколько ни было тяжелых переживаний в моей жизни -– никогда не приходило желание забыться в водке». (Генерал в предвоенное время был незаконно арестован, перенес пытки и издевательства, но не признал себя виновным и не состряпал ни единого лживого доноса. А.В. Горбатов проявил высокую стойкость и большую порядочность отчасти и потому, что был трезвенником и некурильщиком).
§ А в чем разница между благоразумным и сознательным трезвенником?
Разница состоит в том, что первые запрограммированы и имеют сравнительно небольшой запас научных знаний об алкогольной проблеме, а сознательные трезвенники имеют большой запас научных знаний и сменили питейные (ложные) убеждения.
§ А есть ли люди, которые не пьют, но не сменили питейных убеждений?
§ Есть, это воздержанник – питейно-запрограммированный человек, но непьющий. Им может быть и пьяница и алкоголик, но в основном это алкоголики. Эти люди не пьют из-за страха перед чем-нибудь: жена пригрозила разводом, уволят с работы, эспераль как у Высоцкого и т.д. Данная категория – плохой пример трезвости, проходит немного времени, и они снова уходят в запой. Давай с тобой нарисуем таблицу, чтобы было понятно, итак люди делятся на пьющих и непьющих.
Пьющие Непьющие
Принужденники Алкоголепийцы Воздержанники Трезвенники