Стресс-факторы в работе руководителя.

Психология управления. Ее объекты и предмет.

Психология управления – наука, изучающая психологические закономерности управленческой деятельности и проблемы общения, взаимоотношения людей в различных соц структурах.

Осн задача: анализ психологических условий и особенностей управления деятельностью с целью повышения эффективности и качества работы в системе управления.

Псих управления изучает соц-психолог вопросы групп и коллективов, психол особенности личности и деятельность руководителя , психол вопросы подбора и расстановки кадров, психол приёмов и метода руководства персоналом, психотехники, психология рекламной деятельности.

Предметом психологии управления являются следующие проблемы человеческих взаимоотношений и взаимодействий с точки зрения ситуаций управления:

1. Личность, ее самосовершенствование и саморазвитие в процессе труда.

2. Управленческая деятельность и ее организация с точки зрения психологической эффективности.

3. Групповые процессы в трудовом коллективе, и их регуляция

Убеждение. Психол. аспекты убеждения.

Убеждение– метод воздействия на сознание личности через обращение к её собственному критическому суждению. Убеждение оперирует к аналитическому мышлению. Основу метода убеждения составляют логически упорядоченные факты и выводы по очерёдности их значимости.

Формирование убеждения может проходить косвенно за счёт уменьшения неуверенности, переживаний, опасений, преодоления неведений и прямо путём построения оптимистической благоприятной ситуации.

Принципы рациональной психотерапии:

§ Ознакомление партнёра с характером проблемы и убеждение, что она разрешима.

§ Обсуждение с партнёром отношение его к проблеме

§ Перестройка систем отношения к жизни и работе

§ Мобилизация партнёра на решение проблемы

Дискуссия – ср-во выяснения действительных препятствий и составление проблемы.

Допустимые приёмы:

§ Инициатива

§ Наступление

§ Концентрация действий

§ Опровержение партнёра его собственным оружием

§ Эффект внезапности

§ Адаптированность, гибкость

Некорректные аргументы в дискуссии: Эпиляция к авторитету, К верности, К выгоде, К здравому смыслу, Ссылка на мнения, К силе, К тщеславию

Личность как субъект управления.

В качестве субъекта управления личность представляет собой совокупность основных психологических характеристик руководителя-практика. Личность можно определить как индивидуальную совокупность прижизненно формирующихся и врожденных черт, определяющих образ мышления, строй чувств и специфику поведения конкретного человека.


В основе личности лежит ее структура, то есть связь и взаимодействие относительно устойчивых компонентов: способностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоций и мотивации.

Проблемы личности руководителя: биологический портрет – биографические характеристики (возраст, образование), способности (общие – интеллект, специфические – знания, умения, навыки), способность к общению, личностные черты (уверенность, уравновешенность, ответственность).

Стресс-факторы в работе руководителя.

Стресс – физ. и эмоц. ответная реакция индивида на требование ограничения напряжённой среды.

Положительное влияние стресса – стимулирование внимания.

Отрицательное влияние стресса – истощение, напряжение мышц, самотические заболевания, подавленность

Фазы стресса:

1. Реакция тревоги (мобилизируются защитные силы организма)

2. Сбалансированный расход адаптационных резервов орг-ма

3. Истощение

Стресс-факторы:

Стрессоры служебной деятельности:

§ Плохая орг-ция служебной деятельности

§ Недостаток сотрудников, обязанности кот. выполняют др.

§ Режим раб времени( сверхуроч.,неудоб.)

§ Статусная проблема( небольшая з.п., низкий статус, нет продвижения)

§ Нечёткие ролевые обязанности

§ Конфликты роли

Стрессоры неслужебной деятельности:

§ Особенности личности( тревожность, агрессивность)

§ Конфликты в семье, разводы

§ Смена места работы

Сила стресса зависит не столько от самой ситуации, сколько от самой личности.

Наши рекомендации