Раздел 2. Участие экспертно-криминалистических подразделений в деятельности по собиранию доказательств при проведении следственных действий
Тема 2.1. Психологические особенности участия эксперта-криминалиста в осмотре места происшествия.
Роль эксперта-криминалиста в проведении осмотра места происшествия. Психологические основы осмотра места происшествия. Место происшествия как источник информации о расследуемом событии, его участниках. Психологические особенности осмотра. Незаменимость и неотложный характер. Поисковая и удостоверительная деятельность эксперта при осмотре. Осмотр места происшествия как овеществленная психология участников расследуемого события. Психологический фон преступления и возможности управления экспертом своими психическими процессами и состояниями. Роль профессиональной наблюдательности при проведении осмотра. Психологические основы диагностики следов, оставленных на месте преступления. Использование метода рефлексии при осмотре места происшествия. Моделирование поведения преступника по следам оставленным на месте преступления. Реконструкция преступного события. Влияние возраста, пола, интересов, знаний, опыта, профессиональных умений и навыков на выбор объектов, способов совершения и сокрытия преступлений.
Инсценировки на месте преступления. Виды инсценировок и психологические возможности их разоблачения. Психологические особенности иных видов следственного осмотра.
Тема 2.2. Психологические аспекты участия эксперта-криминалиста в производстве обыска, следственного эксперимента и проверки показаний на месте.
Психологические особенности обыска: принудительный способ проведения, конфликтность, ярко выраженный поисковый и проблемный характер. Психологические основы обнаружения. Психология ищущего. Формирование и реализация поисковых версий при обыске. Эмоциональное воздействие на обыскивающих обстановки обыска и поведения обыскиваемых.Объекты наблюдения при обыске. Оценка произвольных и непроизвольных реакций обыскиваемого. Поведение обыскиваемого как демаскирующий фактор при обыске.Психология прячущего. Объективные и субъективные факторы, влияющие на выбор места сокрытия. Мотивация преступников при изготовлении тайников и хранилищ. Психологические возможности обнаружения демаскирующих признаков.Психология следственного эксперимента. Виды и структура следственного эксперимента. Моделирование объективных и субъективных факторов. Моделирование опытного действия, события или явления. Психологическая подготовка участников следственного эксперимента. Роль эксперта-криминалиста в проведении следственного эксперимента.Психология проверки показаний на месте. Психофизиологические возможности проверки показаний на месте. Особенности топографических (пространственных) восприятий. Топографические ориентиры и опорные признаки. Приемы активизации процессов сохранения и воспроизведения информации. Способы обеспечения объективности показаний подозреваемого. Психологические особенности деятельности эксперта-криминалиста при проведении проверки показаний на месте. Наблюдение за действиями участников и оценка полученных результатов.
Тема 2.3. Психологические основы назначения и производства экспертиз.
Психологические основы организации экспертно-криминалистических исследований. Психологическая подготовка эксперта к проведению экспертно-криминалистического исследования. Познавательная роль экспертных версий. Источники формирования экспертных версий. Формирование экспертной версии как результат творческого мышления эксперта. Этапы формирования экспертной версии. Рефлексивная деятельность эксперта в процессе экспертно-криминалистического исследования. Психологические функции экспертной версии.Внутреннее убеждение эксперта-криминалиста как психологический механизм формирования выводов экспертно-криминалистического исследования. Этапы формирования оценочной деятельности эксперта. Психологические проблемы формирования выводов эксперта-криминалиста. Психологические требования к выводам эксперта-криминалиста.
Тема 2.4. Психологические особенности различных видов преступлений.
Психологические особенности организации работы при раскрытии и расследовании различных видов преступлений. Психологические аспекты поведения лиц, причастных к совершенному преступлению. Психология поведения человека при подготовке к совершению преступления, в момент его совершения и особенности постпреступного поведения. Использование экспертом-криминалистом психологических знаний при определении целей, мотивов, потребностей, навыков, умений, других индивидуальных свойств личности преступника. Способ совершения преступления как важнейший элемент психологической характеристики преступления. Психологические приемы маскировки преступной деятельности.Проблема отличительных особенностей личности преступника. Классификация и психологическая характеристика основных криминальных типов личности. Психологическая характеристика отдельных категорий преступников. Понятие и классификация мотивов преступлений. Значение данных о психологии личности преступника в расследовании различных видов преступлений и проведении экспертно-криминалистических исследований.
Тема 2.5. Судебно-психологическая экспертиза.
Понятие о судебно-психологической экспертизе. Организация судебно-психологической экспертизы, ее цели и задачи. Возможности и виды судебно-психологических экспертиз. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза, ее особенности. Определение способности воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания. Психологическая диагностика предрасположенности к аффекту. Диагностика способностей потерпевших правильно оценивать и осознавать характер и значение совершаемых с ними действий, способности оказывать сопротивление. Психологическая диагностика умственной отсталости и отставания в психическом развитии. Установление психических явлений, препятствующих нормальному осуществлению профессиональных функций. Методическое обеспечение судебно-психологической экспертизы.
Лекции
№ п/п | Название темы | Объем часов | |
Очная форма | Заочная форма | ||
1. | Психологическая характеристика экспертно-криминалистической деятельности. | ||
2. | Профессиональные качества личности эксперта-криминалиста и проблемы формирования профессионального мастерства | ||
3. | Психологические основы взаимодействия эксперта-криминалиста со следователем и органами дознания. | ||
4. | Психологические особенности участия эксперта-криминалиста в осмотре места происшествия. | ||
5. | Психологические аспекты участия эксперта-криминалиста в производстве обыска, следственного эксперимента и проверки показаний на месте | ||
6. | Психологические основы назначения и производства экспертиз | ||
7. | Психологические особенности различных видов преступлений | ||
8. | Судебно-психологическая экспертиза | ||
Итого: |
4.4. Практические (семинарские) занятия.
№ п/п | Название темы | Объем часов | |
Очная форма | Заочная форма | ||
1. | Экспертно-криминалистическая деятельность как объект психологического анализа. | ||
2. | Психология личности эксперта-криминалиста, мотивы и цели его деятельности. | ||
3. | Психологические основы организации эффективного взаимодействия эксперта-криминалиста с другими сотрудниками органов следствия и дознания. | ||
4. | Конфликты в деятельности эксперта-криминалиста. Типичные конфликтные ситуации и причины их возникновения. | ||
5. | Психологические особенности участия эксперта-криминалиста в осмотре места происшествия. | ||
6. | Психологические аспекты участия эксперта-криминалиста в производстве обыска, следственного эксперимента и проверки показаний на месте. | ||
7. | Психологические основы организации экспертно-криминалистических исследований. | ||
8. | Психологические особенности различных видов преступлений. | ||
9. | Классификация и психологическая характеристика основных криминальных типов личности. | ||
10. | Способ совершения преступления как важнейший элемент психологической характеристики преступления. | ||
11. | Организация судебно-психологической экспертизы, ее цели и задачи. Возможности и виды судебно-психологических экспертиз. | ||
Итого: |
4.5. Лабораторный практикум – не предусмотрен