Примерная тематика курсовых исследований

1. Проблема биологического и социального в развитии психики и поведения человека.

2. Общественно-историческая природа психики человека и ее формирование в онтогенезе.

3. Развитие психологической мысли в России в конце XIX - начале XX вв.

4. Проблема деятельности в отечественной психологии.

5. Вклад Л.С. Выготского в развитие отечественной психологии.

6. Проблема развития детского интеллекта в трудах Ж. Пиаже.

7. Проблема исследования индивидуальных различий в отечественной психологии.

8. Культурно-историческая теория памяти в трудах Л.С. Выготского.

9. Идея развивающего обучения Л.С. Выготского и ее влияние на последующее развитие педагогической психологии.

10. Культурно-исторический подход к изучению личности.

11. Теория филогенетического развития памяти в трудах П.П. Блонского.

12. Психологические теории внимания.

13. История и современные теории личности: преемственность позиций и новизна в постановке вопросов.

14. История теоретических исследований мотивации.

15. Современные когнитивные теории мотивации.

16. Проблема воли и ее развитие в истории психологии.

17. Связь современной педагогической практики с проблемами и вопросами, разрабатываемыми в истории психологии.

18. С.Л. Рубинштейн и его субъектно-деятельностная концепция человека.

19. Постановка и решение проблемы сознания в материалистически ориентированных философских и психологических исследованиях.

20. Основные тенденции развития психологической науки в настоящее время.

Список вопросов к зачету

1. Предмет, задачи и методы историко-психологического познания.

3. Психологические воззрения на природу психики в Античности.

4. Учение о душе Аристотеля и Платона.

5. Взгляды на природу психического в средневековье и эпоху Возрождения.

6. Учение Р. Декарта о сознании.

7. Психологические воззрения Т.Гоббса и Б. Спинозы.

8. Психологические взгляды Дж. Локка и В. Лейбница.

9. Развитие ассоцианизма в трудах Дж. Беркли, Д. Гартли.

10. Естественно-научные предпосылки зарождения психологической науки.

11. Ассоцианизм в XIX веке: Дж. С. Милль, Г. Спенсер, А. Бэн, Ф. Гербарт.

12. Экспериментальная психология Вундта.

13. Экспериментальные исследования психики в XIX веке: Вебер, Фехнер, Гельмгольц, Эббингауз.

14. Развитие отраслей психологии в XIX- начале XX века.

15. Кризис в психологии его причины, сущность.

16. Бихевиоризм: Дж. Уотсон, Э.Торндайк. «Оперантный бихевиоризм» Б.Ф. Скиннера.

17. Особенности нео- и социобихевиоризма. Э. Толмен, К. Халл; Дж. Мид, Д. Доллард.

18. Гештальтпсихология.

19. К. Левин и теория «поля».

20. Психоанализ З. Фрейда.

21. Аналитическая психология К.Г. Юнга.

22. Индивидуальная психология А. Адлера.

23. Неофрейдизм. К. Хорни. Э.Фромм. Э. Эриксон. В. Райх.

24. Французская социологическая школа.

25. Описательная психология В. Дильтея.

26. Психологическая мысль в России в XVIII- XIX вв.

27. Сеченов И.М. и его вклад в развитие отечественной психологии.

28. Возникновение и развитие советской психологии в 20-е и 30-е гг.

29. Психологические взгляды К.Н. Корнилова и П.П. Блонского.

30. Психологические взгляды М.Я. Басова.

31. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского.

32. Роль физиологии в развитие психологических взглядов в России (П.К. Анохин, И.П. Павлов, Н.А. Бернштейн).

33. Развитие идей Л.С. Выготского в детской и педагогической психологии Л.И. Божович, А.В. Запорожцем, Д.Б. Элькониным.

34. Субъектно-деятельностная концепция С.Л. Рубинштейна.

35. Психологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева.

36. Вклад в развитие отечественной психологии А.Р. Лурия, Б.Г. Ананьева, Д.Н. Узнадзе, В.Н. Мясищева.

37. Проблема индивидуальных различий в концепции Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына.

38. Причины разгрома педологии как науки о соотношении биологического и социального в личности.

39. Теория П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий.

40. Мерлин В.С. и основные принципы исследования интегральной индивидуальности.

41. Новые направления в развитии зарубежной психологии во второй половине XX века.

42. Гуманистическая психология.

43. Генетическая психология Жана Пиаже. Этапы развития интеллекта.

44. Виктор Франкл и проблема смысла.

45. Современное состояние и важнейшие тенденции развития отечественной психологии. Естественно-научная парадигма. Гуманитарная парадигма. Постнеклассическая парадигма как определенная картина мира конца XX – начала XXI века.

46. Базисные и метакатегории в психологической науке.

47. Представления о причинности в истории психологии – детерминизм и его варианты.

48. Ключевые проблемы теоретической психологии: психофизическая, психофизиологическая, психогностическая проблема.

Наши рекомендации