Стория развития психологии

По определению Г. Эббингауза, психология имеет огромную предысторию и очень короткую историю. Отход психологии от философии произошел во второй половине 19 в. Тогда состоялось сближение с естественными науками и появились собственные экспериментальные методы.

Задолго до того, как психические процессы, свойства и состояния стали предметом научного познания, человек пытался объяснить их происхождение и содержание в доступной для себя форме. Так, первобытные люди знали, что спящий человек не вступает в контакт с внешним миром, но видит сны – образы несуществующей реальности.

Стремление объяснить взаимодействие тела и неосязаемого мира привело к возникновению верования о том, что человек состоит из двух частей – осязаемого тела и неосязаемой души, которая покидает тело на время сна и переносится в какое-то другое место. Донаучные психологические знания из общественного и личного опыта способствовали ориентировке в поведении окружающих людей, пониманию другого человека в процессе предметно-практической деятельности, а также в совместной жизни.

В рамках философии впервые рассматривался вопрос о происхождении человека и его духовности. Философы-идеалисты рассматривали психику как нечто первичное, существующее независимо от материи, а психические явления – как деятельность особого сверхъестественного существа, которое вселяется в человека при рождении и покидает в момент сна или смерти. Наиболее яркие представители этого направления – философы школы Пифагора.

Материалистическое понимание объясняет психику как вторичное, производимое от материи явление. Аристотель создал целостную психологическую систему, в которой душа была формой или способом организации тела. Кроме того, он объяснял механизмы поведения человека через стремление реализовать свою внутреннюю активность, обусловленную чувством удовлетворения или неудовлетворения.

Научные воззрения Декарта (17 в.), родоначальника рационалистической философии, характеризуют следующий этап развития психологии. Дуализм Декарта утверждает независимость материи и духа. Философ обосновывает представление о том, что сознание – это первое, что человек обнаруживает в себе самом. Сознание не принимает участия в регуляции поведения. Поведенческая активность определяется внешними факторами и осуществляется посредством нервной машины. Таким образом, психическое существует само по себе, вне мозга. Он определяет мышление как все то, что происходит в человеке, и воспринимаемое непосредственно.

Эти представления получили свое продолжение в теории психофизического параллелизма - в трудах Вундта, Эббингауза, Спенсера, Рибо, Бине и др. С этого времени психика была приравнена к сознанию, но сознательная жизнь считалась проявлением божественного разума или субъективных ощущений. Широкое распространение получило понимание психической жизни как проявления особого субъективного мира, познаваемого только самонаблюдением и недоступного для научного анализа или причинного объяснения. Такой подход называют интроспективной трактовкой сознания. Метод интроспекции (самонаблюдение) основан на двух положениях: процессы сознания 1) закрыты для внешнего наблюдения, но 2) способны открываться субъекту.

Развил идеи Декарта о непосредственном постижении мыслей Дж. Локк (18 в.). В его понимании человек направляет свои внешние чувства на объекты мира и получает сведения о внешних вещах. В основе деятельности ума лежит внутреннее чувство – рефлексия (наблюдение), где деятельность – это мышление, сомнение, вера, рассуждения, познание, желание.

Локк разводит психические процессы на два уровня:

1 – восприятие, мысли, желания,

2 – наблюдение мыслей и образов восприятия.

Для овладения методом наблюдения за самим собой, по мнению Локка, необходимы особые упражнения. По сути, им был провозглашен принцип чувственного опыта как единственного источника познания.

В это же время были заложены основы ассоциативной теории (Юм, Гартли). Ассоциация определялась как некое притяжение представлений, устанавливающих между ними внешние механические связи. Нервная система и продукты ее деятельности включались в причинный ряд, который охватывал поведение всего организма. Единственным способом получения информации о психическом был объявлен опыт – впечатления (ощущения, эмоции) и идеи (копии впечатлений).

В конце 19 в. в рамках этого направления стал широко применяться метод интроспекции. Но поскольку сознание отождествлялось с психикой, именно интроспекция стала камнем преткновения и привела к кризису в психологии. Действительно, считалось, что самонаблюдение показывает отражение причинно-следственной связи психических явлений в сознании в чистом виде. Но в результате такого понимания сознание замыкалось на себе самом, наблюдался отрыв психического от общественного бытия и личности. Кроме того, обнаруженные знания не имели практического выхода, так как исследователь располагал фактами только о собственной психологии.

Вместе с тем, интроспективное направление послужило становлению экспериментальных методов психологического исследования. Несостоятельность перед задачами, поставленными развитием промышленного производства, привела к возникновению науки о поведении. Основной целью психологии была объявлена разработка средств контроля поведения человека.

Наши рекомендации