Культурно-историческая теория
* главная закономерноаь формирования гкзоовш состоит в переходе во внутренний план психики ребенка его внешней, социально-символической (т.е. совместно со взрослыми и опосредствованной знаками) деятельности;
* а процессе усвоения культурного опыта •натуральные» (низшие) психические функции становятся «культурными» (вьюшичи), приобретая черты осознанности и произвольности;
* в качестве универсального орудия, изменяющего психические функции, выступает языковой знак - слово.
Л.С. Выготский; А.Н. Леонтьев;
де лурия
Джон Уотсон; Каря Лешли; Беррес Скиннер |
• все психические явления сводятся к реакциям
организма, преимуществен но двигательным;
БИХЕВИОРИЗМ |
* за единицу поведения принимается связь стимула и реакции;
* внутренние процессы не должны изучаться, тж. они не доступны прямому наблюдению, т е. не поддаются научному анализу,
• поведение человека паогивно. т.к. является
-ответом • на внешние воздействия.
М Вертгеймер: В. Кёлер; К. Коффка; К.Левин |
* внутренняя, системная организация целого
(гештзльта) определяет свойства и функции
образующих его частей;
ПЕШТАЛЬТ ПСИХОЛОГИЯ |
■ целостное, струггурное объединение (гештальт) стремится к простым и четким формам и простым и устойчивым состояниям,
* а процессе познания происходит
преобразование поошчеоиа еттзуктур, их
реорганизация а новое динамическое целое.
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ | * человек должен изучаться в целостности; * каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения; ■ человек, активное и творческое существо, обладающее определенной степенью свободы благодаря своим внутренний смыслам и ценностям; * человек наделен потенциями н непрерывному развитию и самореализации, | /" Олпорт; А Масяоу; К. Роджерс: В. Франкл \ |
ДЕЯТЕЛЬ -НОСТНЫЙ
подход
ТЕОРИЯ УСТАНОВКИ
* психическое развитие человека происходит в
процессе деятельности;
• на каждой возрастном этапе существует ведущий вид деятельности, который определяет содержание и интенсивность развития;
• в процессе деятельности происходит усвоение общественно историчесхого опыта путем интериориэации (перехода во внутренний план);
* деятельность имеет сложную структуру и
включает собственно деятельность, действия,
операции. психсо>зиологичеосие
функциональные системы;
■ единицами строения личности выступает система мотивов и личностных смыслов, которые организованы иерархично.
" в основе психической жизни индивида лежит понятие установки;
• установка возникает в результате взаимодействия двух факторов - гютреоности и ситуации удовлетворения потребностей;
• при удоелет ворен ии гх>треоностей в одних и тек же условиях происходит формирование и закрепление установки; она становится фиксированмой;
• установки определяют направленность любых
субьекта |
проявлений психики и (осознаваемых и
СЛ. Рубинштейн А.Н. Леонтьев
"~
Д.Н. Узнадзе; АС. Прамгишвили; И.Т. Нжалава; И. Г. Норакидзе
12
Тема 3. Методы психологии
W Метод (от греч. methodos - путь исследования илипознания)
- способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи.
w) Методы психологии- совокупность способов и приемов
изучения психических явлений.
(yf) Методики исследования психологических явлений -
воплощение психологического метода (методов) в соответствии с целями и задачами конкретного исследования.
@ Организационные методы- группа методов психологии, которые определяют способ организации психологического исследования
@ Эмпирические методы (методы сбора первичной информации)— группа методов психологии, позволяющих получить первичные данные об изучаемом явлении.
@ Методы обработки данных- группа статистических методов, позволяющих произвести количественную обработку первичной информации.
СиО Методы интерпретации- различные приёмы объяснения выявленных в результате статистической обработки данных закономерностей и их сопоставление с ранее установленными фактами.
(yj) Методы психологического воздействия- специфические приёмывлияния на психические явления с целью их изменения в соответствии с поставленной целью.
© Эксперимент(от лат. experimentum проба, опыт)- один из основных методов сбора первичной информации, характеризующийся тем, что исследователь планомерно манипулирует одной или несколькими переменными (или факторами) и фиксирует сопутствующие изменения в проявлении изучаемого явления.
($А) Наблюдение- один из основных методов сбора первичной информации, состоящий в систематическом и целенаправленном восприятии и фиксировании психических явлений в определенных условиях.
G-i) Тестирование (психодиагностический метод)(от англ. test
— ОПЫТ, проба) — один из методов сбора первичной информации,
характеризующийся предъявлением испытуемым системы заданий,
позволяющих измерить уровень развития определенного психического явления
( |
Персоналия ^\ J
ФрэнсисГальтон (1822 -1911) английский психолог Первым разработал учение о существовании индивидуально-психологических различий между людьми - дифференциальную психологию. Создал статистические методы, ставшие основой факторного анализа, широко применяемого в современной психологии.
Альфред Бине(1857 - 1911) - французский психолог. Основатель экспериментальной психоложи во Франции и первой в этой стране психологической лаборатории в Сорбонне (1889). Один из основоположников учения о тестах. Наибольшее внимание уделял проблеме интеллектуального развития и диагностике уровня этого развития.
Блок-схема 3.1. Классификация методов психологии