Структура и трудоемкость дисциплины
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт психологии и педагогики
Кафедра общей и социальной психологии
БОГДАНОВА МАРИЯ ВЛАДИМИРОВНА
КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа
для студентов направления 030300.68 «Психология» очной формы обучения
Тюменский государственный университет
М.В. Богданова Клиническая психодиагностика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300.68 «Психология», очной формы обучения. Тюмень, 2013, _19 стр.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.
Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Клиническая психодиагностика [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.
Рекомендовано к изданию кафедрой общей и социальной психологии. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой общей и социальной психологии д.пс.н., профессор Е.Л. Доценко.
© Тюменский государственный университет, 2013.
© Богданова М.В., 2013.
Богданова М.В.
КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА
Учебно-методический комплекс
для студентов направления 030300.68 «Психология»
Подписано в печать __________ г. Тираж _______экз.
Объем _______ п.л. Формат 60х84/16 Заказ № ________
Издательство Тюменского государственного университета
Г. Тюмень, ул. Семакова, 10
Пояснительная записка
1.1.Цели и задачи дисциплины:
Цель курса - ознакомление студентов с теоретическими основами клинической психодиагностики, формирование умений и навыков решения достаточно широкого круга психодиагностических задач в профессиональной деятельности.
Это предполагает решение следующихзадач:
1. Познакомить студентов с различными методами патопсихологической диагностики, востребованной в консультативном процессе.
2. Сформировать навыки работы с конкретными методиками.
3. Дать представление о работе клинического диагноста, особенностями построения его взаимоотношений с пациентами.
1.2. Место дисциплины в учебном процессе: курс «Психодиагностика в консультативном процессе» относится к разделу М.2 «Профессиональный цикл (дисциплины по выбору магистра)», входящему в учебный план направления 030300.62 «Психология».
В рамках курса рассматриваются различные теоретические подходы к организации диагностики в консультативном процессе, а также методы и методики психологической диагностики.
Для эффективного усвоения курса студенты должны освоить представление о целях и задачах психодиагностики («Планирование теоретического и эмпирического исследования», «Психодиагностика в консультативном процессе»).
Освоение дисциплины является основой и развитием для последующих курсов: «Клинические основы психологического консультирования и психотерапии», «Психотерапия зависимостей», «Научно-исследовательская работа, включая научно-исследовательский семинар».
Во время изучения указанных курсов студенты могут применять знания и умения по клинической психологической диагностике.
1.3. Компетенции студента, формируемые в результате освоения дисциплины «Клиническая психодиагностика»
В результате освоения дисциплины «Клиническая психодиагностика» студент должен обладать следующими профессиональными компетенциями:
Код компетенции | Формулировка компетенции | Результаты обучения в целом | Результаты обучения по уровням освоения материала | Виды занятий (лекции, практиче ские, семинар ские, лаборатор ные | Оценочные средства (тесты, творческие работы, проекты и др.) | ||
Минима льный | Базовый | Повышен ный | |||||
ОК-11 | оформление, представление в устной и письменной форме результатов выполненной работы | Знает: как оформлять и представлять в устной и письменной форме результатов выполненной работы | Имеет представление о том, как оформлять и представлять в устной и письменной форме результатов выполненной работы, | Общее представление о том, как оформлять и представлять в устной и письменной форме результатов выполненной работы | Полное представление о том, как оформлять и представлять в устной и письменной форме результатов выполненной работы | семинар ские | эссе; контрольная работа; Вопросы и ответы |
Умеет: оформлять и представлять в устной и письменной форме результатов выполненной работы | При помощи преподавателя оформлять и представлять в устной и письменной форме результатов выполненной работы, | Самостоятельно (с консультационной поддержкой) оформлять и представлять в устной и письменной форме результатов выполненной работы | Самостоятельно оформлять и представлять в устной и письменной форме результатов выполненной работы | семинар ские, | Отчет по практическим заданиям; | ||
Владеет навыком оформления, представления в устной и письменной форме результатов выполненной работы | Базовым навыком оформления, представления в устной и письменной форме результатов выполненной работы | В общем виде, владеет навыком оформления, представления в устной и письменной форме результатов выполненной работы | Устойчивым навыком оформления, представления в устной и письменной форме результатов выполненной работы | семинарские, | Отчет по практическим заданиям; | ||
ПК-10 | выявление специфики психического функционирования человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам | Знает: как выявлять специфику психического функционирования в норме и патологии с учетом индивидуальных особенностей | Имеет представление, как выявлять специфику психического функционирования в норме и патологии с учетом индивидуальных особенностей | Общее понимание того, как выявлять специфику психического функционирования в норме и патологии с учетом индивидуальных особенностей | имеет глубокие знания о том, как выявлять специфику психического функционирования в норме и патологии с учетом индивидуальных особенностей | семинар ские | эссе; контрольная работа; Вопросы и ответы |
Умеет: выявлять специфику психического функционирования в норме и патологии с учетом индивидуальных особенностей | При помощи преподавателя выявлять специфику психического функционирования в норме и патологии с учетом индивидуальных особенностей | При дополнительной консультации выявлять специфику психического функционирования в норме и патологии с учетом индивидуальных особенностей | Уверенно свободно выявлять специфику психического функционирования в норме и патологии с учетом индивидуальных особенностей | семинар ские, лабораторные | Отчет по практическим заданиям; коллоквиум | ||
Владеет: Навыками выявления специфики психического функционирования в норме и патологии с учетом индивидуальных особенностей | Общими навыками выявления специфики психического функционирования в норме и патологии с учетом индивидуальных особенностей | Сформированными Навыками выявления специфики психического функционирования в норме и патологии с учетом индивидуальных особенностей | Устойчивыми Навыками выявления специфики психического функционирования в норме и патологии с учетом индивидуальных особенностей | семинар ские, лабораторные | Отчет по практическим заданиям; коллоквиум | ||
ПК-17 | диагностика, экспертиза и коррекция психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп на основе инновационных разработок | Знает: как проводить диагностику и экспертизу психологических свойств и состояний человека с использованием инновационных методик | Имеет представление о том, как проводить диагностику и экспертизу психологических свойств и состояний человека с использованием инновационных методик | Общее представление о том, как проводить диагностику и экспертизу психологических свойств и состояний человека с использованием инновационных методик | Полное представление о том, как проводить диагностику и экспертизу психологических свойств и состояний человека с использованием инновационных методик | семинар ские | эссе; контрольная работа; Вопросы и ответы |
Умеет: проводить диагностику и экспертизу психологических свойств и состояний человека с использованием инновационных методик | При помощи преподавателя проводить диагностику и экспертизу психологических свойств и состояний человека с использованием инновационных методик | Самостоятельно (с консультационной поддержкой) проводить диагностику и экспертизу психологических свойств и состояний человека с использованием инновационных методик | Самостоятельно проводить диагностику и экспертизу психологических свойств и состояний человека с использованием инновационных методик | семинар ские, | Отчет по практическим заданиям; | ||
Владеет навыками диагностики и экспертизы психологических свойств и состояний человека с использованием инновационных методик | Базовыми навыками диагностики и экспертизы психологических свойств и состояний человека с использованием инновационных методик | В общем виде, владеет навыками диагностики и экспертизы психологических свойств и состояний человека с использованием инновационных методик | Устойчивыми навыками диагностики и экспертизы психологических свойств и состояний человека с использованием инновационных методик | семинарские, | Отчет по практическим заданиям; | ||
ПК-50 | диагностика и исключение из поля воздействия людей, отклонения в поведении которых являются следствием поражения ЦНС или психического заболевания | Знает: как диагностировать и исключать из поля воздействия людей, отклонения в поведении которых являются следствием психических расстройств | Имеет представление, как диагностировать и исключать из поля воздействия людей, отклонения в поведении которых являются следствием психических расстройств | Общее понимание того, как диагностировать и исключать из поля воздействия людей, отклонения в поведении которых являются следствием психических расстройств | имеет глубокие знания о том, как диагностировать и исключать из поля воздействия людей, отклонения в поведении которых являются следствием психических расстройств | семинар ские | эссе; контрольная работа; Вопросы и ответы |
Умеет: диагностировать и исключать из поля воздействия людей, отклонения в поведении которых являются следствием психических расстройств | При помощи преподавателя диагностировать и исключать из поля воздействия людей, отклонения в поведении которых являются следствием психических расстройств | При дополнительной консультации диагностировать и исключать из поля воздействия людей, отклонения в поведении которых являются следствием психических расстройств | Уверенно свободно диагностировать и исключать из поля воздействия людей, отклонения в поведении которых являются следствием психических расстройств | семинар ские, лабораторные | Отчет по практическим заданиям; коллоквиум | ||
Владеет: Навыками диагностики людей, отклонения в поведении которых являются следствием психических расстройств | Общими навыками диагностики людей, отклонения в поведении которых являются следствием психических расстройств | Сформированными навыками диагностики людей, отклонения в поведении которых являются следствием психических расстройств | Устойчивыми навыками диагностики людей, отклонения в поведении которых являются следствием психических расстройств | семинар ские, лабораторные | Отчет по практическим заданиям; коллоквиум |
В результате изучения курса «Клиническая психодиагностика» студент должен:
Знать:
- базовые понятия курса,
- принципы построения патопсихологического эксперимента,
- патопсихологические симптомокомплексы,
- нозологию психических заболеваний и проявления психических нарушений в процессе патопсихологического обследования.
Уметь:
- правильно подбирать диагностические методики в соответствии с поставленной задачей,
- проводить обследование, обрабатывать и интерпретировать результаты,
- составлять патопсихологическое заключение.
Владеть:
- методиками клинической психодиагностики,
- тезаурусом медицинских и психологических понятий в рамках дисциплины для анализа и систематизации информации, поиска новой информации, описания психических нарушений.
Структура и трудоемкость дисциплины
Семестр – 3.Форма промежуточной аттестации – зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.
Тематический план.
Таблица 1.
Тематический план
№ | Тема | недели семестра | Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час. | Итого часов по теме | Виды контроля | ||
практические | Лабораторные занятия | Самостоятельная работа* | |||||
Модуль 1. | |||||||
1. | Предмет, объект, задачи и методы клинической психодиагностики. | Устный опрос | |||||
2. | Основные понятия психометрии. | Устный опрос | |||||
3. | Методы патопсихологии. Патопсихологический эксперимент. | комплексные ситуационные задания | |||||
Модуль 2. | |||||||
4. | Методы диагностики нарушения мышления, памяти, внимания и умственной работоспособности. | 4-5 | Письменный отчет | ||||
5. | Методы диагностики интеллекта. | 5-6 | комплексные ситуационные задания | ||||
6. | Диагностика личности и характера. Тест-опросник MMPI. Патохарактерологический диагностический опросник Личко. Опросники диагностики эмоциональных и стрессовых состояний. Цветовой тест Люшера и его модификации | 7-15 | Контрольная работа | ||||
Модуль 3. | |||||||
7. | Проективные методики в клинической диагностике: Контент-аналитические проективные методы Тест фрустрации С.Розенцвейга. Незаконченные предложения. Тест руки Вагнера. Графические проективные тесты | 16-17 | Устный опрос | ||||
8. | Тематический апперцептивный тест Мюррея. Тест Роршаха | 17-18 | Устный опрос | ||||
Всего |
Таблица 2.
Планирование самостоятельной работы студентов