Тема 3. Зодиакальные знаки
Переходя к рассмотрению зодиакальных знаков, вспомним,
что они символизируют разновидности некоторой универсальной
субстанции и, видимо, было бы целесообразно рассмотреть
сначала более крупные условные деления этой субстанции, ко-
торым в астрологии соответствуют понятия качества, или ди-
намизма, и стихии. Взаимно переплетаясь, эти деления субс-
танции и дают двенадцать знаков зодиака, поэтому до
рассмотрения знаков приведем основные ключевые понятия для
стихий и качеств.
Качество или динамизм отражает особенности проявления
той или иной субстанции в масштабе времени, а точнее - вза-
имосвязь между энергетической наполненностью субстанции и
ее проявлением во времени.
Качество кардинальности: начинание, инициатива, им-
пульсивность, быстрота, ментальность, стремление к реализа-
ции, непосредственная вовлеченность, настоящее.
Качество фиксированности: устойчивость, постоянство,
стабильность, организованность, неизменность, витальность,
будущее.
Качество мутабельности: изменчивость, приспосабливае-
мость, гибкость, адаптация, нестабильность, моторность,
прошлое.
Стихия отражает взаимосвязь между энергетической на-
полненностью субстанции и ее проявлением в пространстве.
Стихия Огня: теплота, сухость, выраженная энергоотда-
ча, идеальность, открытость, идея.
Стихия Земли: холод, сухость, оформленность, конструк-
тивность, реальность, практика, осязаемость.
Стихия Воздуха: теплота, влажность, распространение,
связанность, теория, абстрактность.
Стихия Воды: холод, влажность, выраженное поглощение,
скрытость, глубинность, сущностность.
Итак, зодиакальные знаки характеризуют фон, условия,
среду, в которой действуют главные действующие лица - пла-
неты, субстанцию, в которой они проявляются, и если концеп-
ции планет мы стремились рассмотреть как можно более полно
и разнопланово, то, подходя таким же образом к знакам, мы
рискуем утонуть в бесконечном и разнообразном потоке под-
робностей. По аналогии, мы вполне можем описать какого-то
конкретного человека, но описать все варианты обстановки, в
которой он может находиться, нам вряд ли под силу.
Исходя из этих соображений, мы пошли по пути не расши-
рения описания знаков Зодиака, а наоборот, максимального
сужения его, с тем, чтобы оставшиеся ключевые слова и фразы
по возможности полно описывали все многообразие условий,
соответствующих тому или иному знаку.
В результате ключевые понятия распределились по четы-
рем областям: анатомическое соответствие, физическая среда,
функциональная среда и общие принципы. То, что из этого по-
лучилось, представлено в нижеследующих таблицах.
ОВЕН
┌───────────────┬─────────────────────────────────────────┐
│Общие │Остронаправленное высвобождение энергии │
│принципы │ ради получения нового опыта; волевое │
│ │ стремление к действию; новые начинания, │
│ │ самоутверждение, дух первопроходца, │
│ │ самоотверженность, лидерство, инициати- │
│ │ ва, "я первый", "я сам" │
│ │Кардинальность, жар, сухость, огонь │
├───────────────┼─────────────────────────────────────────┤
│Функциональная │Работа, требующая инициативы и действия, │
│среда │ связанная с применением инструментов и │
│ │ силы, инженерное дело, военная служба │
├───────────────┼─────────────────────────────────────────┤
│Физическая │Места песчаные или холмистые, редко по- │
│среда │ сещаемые; места, где используются ин- │
│ │ струменты, приспособления, железо, │
│ │ нагревание. Места природы Марса: свя- │
│ │ занные с огнем, агрессией, использова- │
│ │ нием силы │
│ │Восток │
│ │Белый с красным │
├───────────────┼─────────────────────────────────────────┤
│Анатомическое │Внешнее: Голова в целом, лицо, нос, уши, │
│соответствие │ глаза и рот │
│ │Внутреннее: Мозг и нервные центры │
│ │Структурное: Череп и лицевые кости │
└───────────────┴─────────────────────────────────────────┘
ТЕЛЕЦ
┌───────────────┬─────────────────────────────────────────┐
│Общие │Глубокая оценка текущих физических │
│принципы │ ощущений; обладание, удержание, посто- │
│ │ янство, определенность, питание, прак- │
│ │ тичность, упорство, Мать-Земля, чувст- │
│ │ венность, сохранность, прочность, голос │
│ │Фиксированный, холодный, сухой, земля │
├───────────────┼─────────────────────────────────────────┤
│Функциональная │Сельское хозяйство, строительство, архи- │
│среда │ тектура, финансы, банковское дело, │
│ │ работа с установленным распорядком, │
│ │ пение │
├───────────────┼─────────────────────────────────────────┤
│Физическая │Места, расположенные на уровне земли, │
│среда │ погреба, подвалы, пастбища, фермы, сады,│
│ │ банки, места, где хранятся ценности, │
│ │ огороды, кладовки │
│ │Юго-Восток │
│ │Желтовато-белый │
├───────────────┼─────────────────────────────────────────┤
│Анатомическое │Внешнее: шея, горло, затылочная область │
│соответствие │Внутреннее: глотка, пищевод, гортань, │
│ │ мозжечок │
│ │Структурное: шейный отдел позвоночника │
└───────────────┴─────────────────────────────────────────┘
БЛИЗНЕЦЫ
┌───────────────┬─────────────────────────────────────────┐
│Общие │Непосредственное восприятие и словесное │
│принципы │ оформление всех контактов, изменчивость,│
│ │ гибкость, адаптация, речь, сообщение, │
│ │ обмен, подвижность, посредничество, │
│ │ обычное окружение │
│ │Мутабельный, ментальный, бесплодный, │
│ │ воздух │
├───────────────┼─────────────────────────────────────────┤
│Функциональная │Умственные занятия, литературный труд, │
│среда │ преподавание, учеба, изучение, журналис-│
│ │ тика, реклама, торговля, работа, преду- │
│ │ сматривающая поездки, занятия, связан- │
│ │ ные со сбором или распространением ин- │
│ │ формации │
├───────────────┼─────────────────────────────────────────┤
│Физическая │Учебные помещения, библиотеки, транспорт,│
│среда │ школы, склады, каталоги, картотеки, ре- │
│ │ гистратуры, диспетчерские и другие мес- │
│ │ та, связанные с сортировкой, информаци- │
│ │ онным обменом, перемещением │
│ │Запад-Юг │
│ │Белый с красным │
├───────────────┼─────────────────────────────────────────┤
│Анатомическое │Внешнее: плечи │
│соответствие │Внутреннее: дыхание, нервные волокна, │
│ │ верхние доли легких │
│ │Структурное: ключицы, лопатки, плечевые │
│ │ кости │
└───────────────┴─────────────────────────────────────────┘
РАК
┌───────────────┬─────────────────────────────────────────┐
│Общие │Инстинкт воспитания, потребность защи- │
│принципы │ щенности, материнство, безопасность, │
│ │ одомашнивание, настроения, эмоции, па- │
│ │ мять, история, опека, забота, защита │
│ │ душевно близкого │
│ │Кардинальный, холод, влага, вода │
├───────────────┼─────────────────────────────────────────┤
│Функциональная │Снабжение, обслуживание, гостиничный │
│среда │ бизнес, воспитание, занятия, связанные │
│ │ с жидкостями, со служением потребностям │
│ │ женщин и народа, обеспечением домашних │
│ │ нужд │
├───────────────┼─────────────────────────────────────────┤
│Физическая │Океаны, реки, озера, водоемы вообще, род-│
│среда │ ники, колодцы, влажные места; места при-│
│ │ роды Луны: связанные с материнством, │
│ │ воспитанием, питанием, опекой, обеспече-│
│ │ нием безопасности, уходом, помощью │
│ │Север │
│ │Зеленый, светло-коричневый, красновато- │
│ │ коричневый. │
├───────────────┼─────────────────────────────────────────┤
│Анатомическое │Внешнее: Грудь, эпигастрий, локти │
│соответствие │Внутреннее: Желудок, органы пищеварения │
│ │ и матка │
│ │Структурное: Ребра, грудина, локтевые │
│ │ суставы │
└───────────────┴─────────────────────────────────────────┘
ЛЕВ
┌───────────────┬─────────────────────────────────────────┐
│Общие │Согревающее тепло, излучение жизненности,│
│принципы │ гордость, яркость, потребность в при- │
│ │ знании, космическое великолепие, инди- │
│ │ видуальность, творчество, великодушие, │
│ │ верность, способность вести за собой │
│ │Фиксированный, сухость, тепло, огонь │
├───────────────┼─────────────────────────────────────────┤
│Функциональная │Театр, ювелирное дело, косметика, раз- │
│среда │ влечение, украшение, творчество, демон- │
│ │ страция, показ результатов творческого │
│ │ самопроявления, содействие, поощрение │
├───────────────┼─────────────────────────────────────────┤
│Физическая │Парки, леса, джунгли, нетронутая природа,│
│среда │ места обитания животных, парки отдыха, │
│ │ места, связанные с радостью и развлече- │
│ │ ниями, театры, дворцы, выставочные по- │
│ │ мещения, высокие, заметные места. │
│ │Восток-Север │
│ │Красный или зеленый │
├───────────────┼─────────────────────────────────────────┤
│Анатомическое │Внешнее: предплечья, спина │
│соответствие │Внутреннее: сердце, кровь, печень │
│ │Структурное: грудные позвонки, лучевые │
│ │ кости, локтевые кости, запястья │
└───────────────┴─────────────────────────────────────────┘
ДЕВА
┌───────────────┬─────────────────────────────────────────┐
│Общие │Готовность прийти на помощь, смирение, │
│принципы │ необходимость служить; чистота, совер- │
│ │ шенствование, забота об эффективности, │
│ │ внимание к деталям, критичность, анали- │
│ │ тичность, тщательность, разборчивость, │
│ │ практичность │
│ │Мутабельный, холодный, сухой, стерильный,│
│ │ земля │
├───────────────┼─────────────────────────────────────────┤
│Функциональная │Секретари, редакторы, учителя, прислуга, │
│среда │ врачи, клерки, работа, требующая тех- │
│ │ нических навыков и аналитических спо- │
│ │ собностей, служба, подчиненное положе- │
│ │ ние │
├───────────────┼─────────────────────────────────────────┤
│Физическая │Места и помещения для складирования и │
│среда │ хранения (в смысле придания и поддержа- │
│ │ ния порядка), кабинеты, в том числе │
│ │ врачебные, оффисы, лечебные палаты, │
│ │ рабочие помещения, обычные помещения │
│ │ утилитарного назначения │
│ │Юго-Запад │
│ │Черный или пятнистый │
├───────────────┼─────────────────────────────────────────┤
│Анатомическое │Внешнее: Область живота, пупок, кисти рук│
│соответствие │Внутреннее: Внутренности, привратник │
│ │ желудка, селезенка, солнечное сплетение,│
│ │ двенадцатиперстная кишка, тонкий кишеч- │
│ │ ник │
│ │Структурное: часть позвоночника, соответ-│
│ │ ствующая региону Девы │
└───────────────┴─────────────────────────────────────────┘
ВЕСЫ
┌───────────────┬─────────────────────────────────────────┐
│Общие │Гармонизация всех полярностей для саморе-│
│принципы │ ализации, равновесие, беспристрастие, │
│ │ такт, справедливость, космическая вза- │
│ │ имность, согласие │
│ │Кардинальный, воздух │
├───────────────┼─────────────────────────────────────────┤
│Функциональная │Занятия, предусматривающие партнерство и │
│среда │ установление взаимоотношений, искусство,│
│ │ политика, закон, консультирование │
├───────────────┼─────────────────────────────────────────┤
│Физическая │Каменистая или песчаная местность, места │
│среда │ с чистым воздухом, склоны холмов, │
│ │ высоко расположенные помещения, места │
│ │ природы Венеры │
├───────────────┼─────────────────────────────────────────┤
│Анатомическое │Внешнее: органы выделения, поясничная │
│соответствие │ область │
│ │Внутреннее: почки │
│ │Структурное: поясничные позвонки │
└───────────────┴─────────────────────────────────────────┘
СКОРПИОН
┌───────────────┬─────────────────────────────────────────┐
│Общие │Проникновение благодаря эмоциональной │
│принципы │ интенсивности, неутолимое желание, │
│ │ глубина, таинственность, возрождение, │
│ │ регенерация, глубокая преданность, маг- │
│ │ нетизм, выдержка, исследование, зонди- │
│ │ рование, отвержение │
│ │Фиксированный, холодный, влажный, вода │
├───────────────┼─────────────────────────────────────────┤
│Функциональная │Полиция, хирурги, банкиры, шахтеры, прес-│
│среда │ тупность, занятия, связанные со смертью,│
│ │ работа, предусматривающая исследования │
│ │ или интенсивную концентрацию │
├───────────────┼─────────────────────────────────────────┤
│Физическая │Заброшенные места, свалки, возле воды, │
│среда │ возле отходов, болота, места, связанные │
│ │ со смертью, с деньгами или ценностями │
│ │ других людей, места под землей, потайные│
│ │ места │
│ │Северо-Восток │
│ │Черный, темно-коричневый │
├───────────────┼─────────────────────────────────────────┤
│Анатомическое │Внешнее: органы воспроизведения │
│соответствие │Внутреннее: толстый кишечник, прямая │
│ │ кишка, мочевой пузырь │
│ │Структурное: лобковая кость │
└───────────────┴─────────────────────────────────────────┘
СТРЕЛЕЦ
┌───────────────┬─────────────────────────────────────────┐
│Общие │Беспокойное стремление к идеалу, обобще- │
│принципы │ ния, энтузиазм, космический прогресс, │
│ │ сознательность, философичность, откры- │
│ │ тость, абстракция, условность │
│ │Мутабельный, горячий, сухой, огненный │
├───────────────┼─────────────────────────────────────────┤
│Функциональная │Церемонии, издательская деятельность, │
│среда │ путешествия, импорт и экспорт, исследо- │
│ │ вание, освоение нового, проповедничес- │
│ │ тво, предсказание; занятия, требующие │
│ │ предвидения, имеющие оттенок приключения│
├───────────────┼─────────────────────────────────────────┤
│Физическая │Открытые места, свободные пространства, │
│среда │ большие просторные помещения, ВУЗы, │
│ │ стадионы, ипподромы, возвышенности, │
│ │ холмы, покрытые деревьями │
│ │Восток-Юг │
│ │Желтый или красновато-зеленый │
├───────────────┼─────────────────────────────────────────┤
│Анатомическое │Внешнее: бедра и тазовая область │
│соответствие │Внутреннее: артериальная система и седа- │
│ │ лищный нерв │
│ │Структурное: тазовые и бедренные кости │
└───────────────┴─────────────────────────────────────────┘
КОЗЕРОГ
┌───────────────┬─────────────────────────────────────────┐
│Общие │Безличная решимость довести дело до │
│принципы │ конца, самоконтроль, осторожность, чес- │
│ │ толюбие, терпение, консерватизм, ответ- │
│ │ ственность, дисциплина, организация, │
│ │ космический порядок и справедливость │
│ │Кардинальный, холодный, сухой, земля │
├───────────────┼─────────────────────────────────────────┤
│Функциональная │Администрирование, правительственная │
│среда │ деятельность, политика, занятия, требую-│
│ │ щие настойчивости и организаторских │
│ │ способностей │
├───────────────┼─────────────────────────────────────────┤
│Физическая │Темные места, бесплодные поля, захламлен-│
│среда │ ные помещения, промышленные районы, про-│
│ │ изводственные помещения. Места природы │
│ │ Сатурна: темные, бесплодные, неудобные, │
│ │ мрачные │
│ │Юг │
│ │Черный, темно-коричневый, красновато- │
│ │ коричневый │
├───────────────┼─────────────────────────────────────────┤
│Анатомическое │Внешнее: колени и эпидермис │
│соответствие │Внутреннее: соединительная ткань │
│ │Структурное: коленные суставы │
└───────────────┴─────────────────────────────────────────┘
ВОДОЛЕЙ
┌───────────────┬─────────────────────────────────────────┐
│Общие │Беспристрастное установление соотношений │
│принципы │ между людьми и концепциями, свободная │
│ │ индивидуальность, отстраненность, науч- │
│ │ ность, прогрессивность, независимость, │
│ │ любовь к свободе │
│ │Фиксированный, гуманитарный, воздух │
├───────────────┼─────────────────────────────────────────┤
│Функциональная │Работа в общественных организациях или │
│среда │ связанная с электричеством, изобрета- │
│ │ тельством, лекционной деятельностью, со-│
│ │ ветами и рекомендациями, распределением │
│ │ воды, современной технологией или астро-│
│ │ логией │
├───────────────┼─────────────────────────────────────────┤
│Физическая │Холмистые неровные места, места недавних │
│среда │ раскопок, места добычи камня, источники,│
│ │ места, связанные с техникой, лекционные │
│ │ помещения; помещения, связанные с ком- │
│ │ пьютерами, современные здания, самолеты,│
│ │ места, где используются современные │
│ │ технологии │
│ │Запад-Север │
│ │Небесно-голубой, технологические тона │
├───────────────┼─────────────────────────────────────────┤
│Анатомическое │Внешнее: икры и лодыжки │
│соответствие │Внутреннее: циркуляция, дыхание, зрение │
│ │Структурное: кости нижних конечностей - │
│ │ большеберцовые, малоберцовые, кости │
│ │ лодыжек │
└───────────────┴─────────────────────────────────────────┘
РЫБЫ
┌───────────────┬─────────────────────────────────────────┐
│Общие │Исцеляющее участие во всех, кто страдает,│
│принципы │ идеализм, единство, вдохновение, душев- │
│ │ ное томление, уязвимость, жертвенность, │
│ │ благотворительность, духовность, мисти- │
│ │ цизм, святость, ограничения, страдания, │
│ │ карма, конец цикла │
│ │Мутабельный, влажный, холодный, вода │
├───────────────┼─────────────────────────────────────────┤
│Функциональная │Религиозная жизнь, монашество, работа в │
│среда │ больницах, медицина, работа в тюрьмах и │
│ │ приютах, забота об умственно больных и │
│ │ инвалидах, тайная деятельность, фото- │
│ │ графия, производство фильмов; работа, │
│ │ связанная с нефтью, химикатами, алкого- │
│ │ лем, наркотиками или морем │
├───────────────┼─────────────────────────────────────────┤
│Физическая │Побережья, болотистая местность, реки и │
│среда │ пруды, бассейны, районы рыболовства, │
│ │ аквариумы, колодцы, религиозные соору- │
│ │ жения, уединенные места. Места, связан- │
│ │ ные с химикатами, нефтью, жидкостями, │
│ │ лекарствами, лечением. Больницы, тюрьмы.│
│ │ Темные комнаты, используемые в фотогра- │
│ │ фии, кинотеатры. Святые места. Поэтич- │
│ │ ные, вдохновляющие места. │
│ │Север-Запад │
│ │Сияющая белизна │
├───────────────┼─────────────────────────────────────────┤
│Анатомическое │Внешнее: ступни и пальцы ног │
│соответствие │Внутреннее: железистый аппарат, лимфати- │
│ │ ческая система, синовиальная жидкость │
│ │Структурное: кости ступней и пальцев ног │
└───────────────┴─────────────────────────────────────────┘
Теперь у нас есть ключевые слова и для планет, и для
домов, и для зодиакальных знаков. Естественно будет расс-
мотреть интерпретацию планет в знаках и домах.
Не имея возможности в рамках данного курса подробно, с
примерами рассмотреть данный вопрос, предложим читателям
логическую модель такой интерпретации, как бы алгоритм мыш-
ления, помогающий найти правильное место для ключевых слов
в интерпретационной фразе.
Мы уже говорили о том, что планеты - это главный дейс-
твующий принцип в гороскопе. Они как бы отвечают на вопрос
"кто?" или "какое действие?" - можно сказать, что они явля-
ются подлежащим астрологического предложения.
Второе место по значимости занимают дома - фактор, от-
вечающий на вопрос "что делает?" или "в какой области?",
они являются как бы сказуемым.
Наконец, третье место занимают знаки, они говорят нам,
"как", "в какой среде" происходит действие - это обстоя-
тельства.
Однако значимость астрологического фактора не указыва-
ет на его порядковое место в интерпретации. Опыт подсказы-
вает, что целесообразно при интерпретации выделить вначале
комплекс планета - знак, чтобы определить среду, в которой
происходит действие главного персонажа, какую оно принимает
окраску, а лишь затем учесть дом - в какой области жизни
это действие происходит.
Рекомендуем читателям испытать этот алгоритм в первую
очередь на своем доминанте рождения - планете, управляющей
знаком, в котором находится куспид первого дома.
В заключение еще один совет. Прежде мы строили интерп-
ретации для всех трех уровней, слоев реальности. Но какой
из этих планов наиболее проявлен в действительности у дан-
ного человека?
Для выяснения этого вопроса рассмотрим Марс в карте
Зигмунда Фрейда - его доминант рождения. В данном случае
Марс получает дополнительный акцент в карте, поскольку на-
ходится в "ручке" "корзины" - одной из конфигураций, пред-
ложенных Марком Эдмундом Джонсом и рассмотренных нами ра-
нее. В карте Фрейда Марс ретрограден и находится в Весах -
"в изгнании". Согласно концепции Хофа, такое положение пла-
неты указывает на ее проявленность в интеллектуально-ста-
бильной области, что в нашей схеме соответствует третьему и
даже высшему планам бытия. Дополнительное указание в пользу
выбора высокого плана проявления дает ретроградность плане-
ты, часто проявляющаяся в неспособности человека применить
сигнифицируемые ею качества лично для себя, на внешнем, фи-
зическом плане, и о действенности этих качеств на плане
внутреннем, тонком. Следовательно, в случае Фрейда ключевые
слова для Марса следует выбирать в первую очередь на треть-
ем и высшем уровнях.
Осталось только сказать, что в карте Фрейда Марс нахо-
дится в 12-м доме - и пожелать читателям увлекательной ра-
боты.
Тема 4. Аспекты
Перефразируя Дэйна Радьяра, можно сказать, что знаки
зодиака соответствуют субстанции, которая в огромном
многообразии существует вокруг нас. Эта субстанция входит в
нашу жизнь, жизнь индивидуумов, в форме, которую придают ей
астрологические дома. Форма эта сама по себе абстрактна, но
наполняясь соответствующей субстанцией зодиакальных знаков,
превращается в элементы окружающей нас реальности. Планеты
олицетворяют действие, вовлекающее в себя эти элементы
реальности. А что же такое аспекты между планетами?
Дома карты символизируют форму, которую обретает в
нашем опыте реальность окружающего мира. Но эта форма
такова, какой ее воспринимает каждый из нас, т.е. форма
субъективная. Аспекты же символизируют объективную форму
реальности, т.е. ту пространственно-временную связь между
планетарными факторами, которая существует независимо от
нашего опыта.
Мы уже говорили о понятии формы, о том, что форма
означает отделение части от универсального целого.
Универсальное целое символизируется кругом как пределом
совершенствования формы - в нашем случае это круг зодиака.
Но вот это универсальное и совершенное "распинается на
кресте" - пересекается линиями горизонта и меридиана:
монада входит в воплощение, и в нашем мире рождается
некоторая сущность. Эта сущность может быть человеком, а
может быть насекомым, предприятием или, например,
извержением вулкана - это реализация творческой сущности
конкретного момента времени в конкретной точке
пространства.
Но эта сущность уже не является совершенным существом:
в момент ее рождения планеты находились в каких-то
конкретных градусах эклиптики и выделили, подчеркнули эти
градусы, создали неравнозначность и неравновесность. Вот
что пишет об этом Д. Радьяр:
"...Рождение в качестве отдельной личности означает
установление линейного или углового неравновесия в
круге или сфере. В отдельном существе одни элементы
преобладают, а другие оказываются второстепенными. Это
уже не совершенно закругленный индивид, но
"угловатое" существо с точками напряжения и
концентрации энергии и с зонами относительной
разреженности. Это обособление частного от
универсального (означающее рождение) можно
символизировать вписыванием в круг многоугольника..."
Такой многоугольник получится, если соединить линиями
планеты, занимающие определенные места на эклиптике в
момент рождения сущности. Многоугольник этот в общем случае
будет неправильным, его стороны будут неравными, это
"объективная форма, символическая характеристика личности
человека". Наша задача - осознать эту форму, эту
символическую последовательность аспектов для того, чтобы
помочь сущности интегрироваться в пределах данной ей формы
и тем самым, в результате творческого процесса, вновь
достичь Единого.
Но для того, чтобы осознать символическую
последовательность-многоугольник, надо сначала понять смысл
каждого символа-аспекта в отдельности, а ради полноты
понимания - смысл замкнутого многоугольника, построенного
из аспектов данного вида.
При этом теоретически безразлично, каково значение
расстояния между точками в градусах: аспект 14 градусов
символически так же значим, как и аспект 90 градусов; лишь
по силе проявления более заметны угловые величины, близкие
к частям от деления окружности на целое число сегментов.
Но как, исходя из чего мы можем понять символическое
значение того или иного аспекта? Первый намек нам может
дать оккультное значение числа, на которое делится
окружность-совершенства для получения данного типа углового
отношения-воплощения.
Например, к одной группе можно отнести аспекты,
полученные делением круга на числа, кратные трем: 120, 60,
30, с некоторыми оговорками - 150 градусов. Радьяр называет
этот ряд аспектов "триангулярным" и пишет, что он имеет
отношение к созиданию идей. Формы, основывающиеся на числе
4, на квадрате - 90, 45, 135 градусов - образуют
квадрангулярный ряд и имеют дело с субстантивацией,
воплощением форм.
Ряд, основанный на числе 5 - 144, 72, 36 градусов -
как бы связывает два предыдущих ряда. Он символизирует
творческое начало, связывающее в один процесс идеальное и
материальное, поэтому данные аспекты имеют непосредственное
отношение к живому, к жизни. Этот ряд "относится к действию
индивидуального фактора как такового", и поэтому имеет
важное значение для понимания человеческой деятельности.
Аналогично можно приписать определенное значение
рядам, образованным числами 7, 9 и т.д., однако наи нужны
не только групповые, но и индивидуальные характеристики
аспектов, а значит нужен еще какой-то подход к пониманию их
символического значения.
Здесь мы можем использовать довольно традиционный в
астрологии прием: если нас интересует какой-то фактор в
гороскопе с точки зрения его значимости для данной
конкретной сущности, мы можем рассмотреть отношение этого
фактора к одной из осей гороскопа, чаще всего к линии
горизонта, а еще конкретнее - к Асценденту.
Этот прием в чистом виде используется при нахождении
арабских жребиев. Чаще всего тот или иной жребий
определяется по следующей формуле:
Жребий = Асцедент + Планета 1 - Планета 2. Что
отражает эта формула? Нас интересует угловое соот
ношение между двумя планетами в гороскопе, характеризуемое
разностью между их эклиптическими положениями (Планета 1 -
Планета 2). Но нас интересует взаимоотношение между этими
двумя планетами не само по себе, а по отношению к данной
личности, поэтому мы откладываем полученное угловое
расстояние от Асцендента (Асцендент + Планета 1 - Планета
2), что и дает точку жребия, которая отражает интересующую
нас взаимосвязь.
Применив подобный прием к конкретным угловым
расстояниям между планетами, т.е. к аспектам, мы можем
отложить тот или иной аспект от Асцендента и исследовать, в
какой дом карты он попадает.
При таком рассмотрении становится понятно, что аспект
30 градусов связан с делами 2-го и 12-го домов; аспект 90
градусов - с делами домов 4-го и 10-го и т.д.
Правда, некоторая неоднозначность присутствует и
здесь: скажем, аспекты 150 и 135 градусов оба имеют
отношение к делам 6-го дома. Однако эта неоднозначность
исчезает, если, во-первых, учесть, что аспекты,
симметричные данным, попадают соответственно в 8-й и 7-й,
т.е. в разные дома, а во-вторых, что они относятся к разным
числовым рядам.
Еще более индивидуальную, детальную и в то же время
универсальную характеристику аспекта мы получим, если
отложим его от Универсального Асцендента - 0 градусов Овна.
Рассматривая градус, в который попадет аспект, мы получим
настолько индивидуальную характеристику аспекта, что,
скажем, аспекты 89 и 91 градус будут существенно
различаться по смыслу.
Следует еще раз напомнить, что действительно полное и
целостное понимание аспекта мы получим только в том случае,
если будем рассматривать расположение по домам и градусам
зодиака не отдельно взятого аспекта, а вершин замкнутого
многоугольника, образованного данным аспектом: так мы
получаем в чистом виде форму, воплощающую качество данного
аспекта.
Еще один подход к интерпретации аспектов, хотя, может
быть, и несколько искусственный, предлагает Майкл Манкэси
[4] в своей книге о срединных точках. Он ставит в
соответствие принципы планет и аспектов (см. таблицу) и
предлагает использовать для интерпретации аспектов ключевые
слова планет.
Символическое соответствие между планетами и аспектами
Название аспекта Угол, град Гармоника Планета
Соединение 0 1 Солнце
Оппозиция 180 2 Луна
Трин 120 3 Юпитер
Квадратура 90 4 Сатурн
Квинтиль 72 5 Меркурий
Секстиль 60 6 Венера
Септиль 51.26 7 Прозерпина
Полуквадрат 45 8 Марс
Новиль 40 9 Нептун
Дециль 36 10 Меркурий
Ундециль 32.44 11 Уран
Полусекстиль 30 12 Плутон (хирон).
Предоставляя читателям возможность разработать
собственный подход к осмыслению аспектов, приведем один из
вариантов их интерпретации. Поскольку аспекты символизируют
различные моменты взаимодействия астрологических принципов,
т.е. являются фактически символами разных этапов одного и
того же процесса, они все взаимосвязаны, и это должно
учитываться в интерпретации.
Можно сказать, что каждый конкретный аспект определяет
фазу и энергетическую наполненность планетарного
взаимодействия.
Фаза указывает на место аспекта среди других аспектов,
тот качественный оттенок, который присущ именно данному
аспекту.
Любой аспект между двумя планетами - это некоторый
этап или момент взаимодействия планетарных факторов, один
из целой последовательности этапов или моментов
взаимодействия. Например, если Луна образует трин с
Солнцем, то перед этим она образовывала квадратуру (или
полутораквадратуру), а вслед за этим образует
полутораквадратуру (или квадратуру). Отсюда следует, что
фазовое значение трина определяется его переходным,
промежуточным положением между квадратурой и
полутораквадратурой. Аналогично можно рассуждать и о других
аспектах.
Под энергетической наполненностью имеется в виду
традиционное деление аспектов на "напряженные" и
"гармоничные". Можно сказать, что каждый аспект имеет
отношение к двум функциям: генерации энергии или потенциала
действия с одной стороны и определению направления
приложения энергии или действия с другой стороны. Чем
сильнее в конкретном аспекте проявлена первая функция, тем
слабее вторая, и наоборот. Понятно, что первая функция
имеет отношение к так называемой "напряженности" аспекта, а
вторая - к "гармоничности". Очевидно также, что нет чисто
"напряженных" и чисто "гармоничных" аспектов, просто
функции энергетичности и определения направления применения
энергии проявлены в каждом аспекте по-разному.
В качестве аналогии представим себе автомобиль,
двигающийся по шоссе. Он может двигаться очень медленно, и
тогда его как бы "энергетичность" минимальна, но зато он
максимально свободен в выборе направления движения: он
может и повернуть куда угодно, и развернуться, и т.д. Тот
же автомобиль может двигаться и с предельной скоростью, и
тогда его "энергетичность" максимальна, но направление
движения возможно уже фактически только одно - то, которое
было выбрано раньше.Чтобы куда-то повернуть, пришлось бы
снизить скорость.
Попробуем расставить аспекты в порядке возрастания
функции энергетичности (убывания функции свободы выбора).
Естественно, это будет один из возможных вариантов такого
распределения, и каждый астролог вправе предложить свой
собственный вариант.
В данном случае мы начнем с трина, который традиционно
считается наиболее "гармоничным" из аспектов. Для простоты,
а также во избежание недопонимания, будем указывать
величину аспектов в градусах, а не их названия, которые
могут быть различными.
120 - максимально выражена свобода выбора,
соответствует возникновению нового направления приложения
энергии, отсюда ключевые слова "начало нового периода",
"первичный импульс", "возникновение идеи, новой цели или
нового плана".
60 - также в значительной степени выражена тема
направления деятельности, но здесь уже не возникновение
нового направления, а выбор из уже существующих, поэтому
ключевыми словами будут: "материализация идеи", "свободный
выбор в связи с открывшимися возможностями", "доведение
идеи, проекта до состояния, когда она может начать работать
в пределах данной структуры, схемы, личности". Идея здесь
уже может начать работать, выбор направления сделан, но
действия, деятельности как приложения энергии еще нет.
144 - намечается переход от уровня "идеи" к уровню
"действия", начинается энергетическое наполнение выбранного
направления. Ключевые слова "озарение", "ощущение
возможности развития", "стимул творческого развития".
72 - продолжение предыдущего, энергетическая
наполненность возрастает. Ключевые слова "вдохновенная