Психологияобщения в действии
Многиеруководители,добившиесяреальных успехов,с трудом соглашаютсяна учебу. Онидумают, что надними будутпроизводитьсякакие-то манипуляции,что их будутломать.
Дорогиемои! Раз вы добилисьуспеха, тодействовалиправильно. Ноне пошли дальшетолько потому,что поступаливерно не всегда.Вот почему этакнига можетвам показатьсяненужной. Выи без нее поступалиточно так же.И вам не надоприобретатьновых навыков.Если же книгапоможет вамизбавитьсяот малоадаптивныхалгоритмовповедения, вамуже станетлучше.
Многиеотказываютсяот изменений,ссылаясь навозраст, на то,что уже поздноучиться, чтокак-нибудь «безакадемиев жили еще поживу».Рассуждая так,можно уподобитьсяалкоголикуиз одного анекдота.Алкоголикусказали, чтоему следуетбросить пить.Он ответил, чтоему уже позднобросать пить.Ему возразили,что броситьпить никогдане поздно. Наэто он сказал,что раз никогдане поздно, тоон бросит питьпопозже. Рассказываяэтот анекдот,В. Франют заметил,что учитьсяникогда небывает ранои никогда небывает поздно,а всегда в самыйраз.
Этотанекдот убедилодного моегодруга, заведующегокрупным клиническимотделениемневрозов, и онрешил не толькопоучитьсяпсихологииуправления,но и применитьполученныезнания на практике.
Послушайтеего рассказ.
«Отделение,которым я руковожу,считается однимиз лучших. Отношенияв коллективев принципе былинеплохими, хотямне хотелосьубрать сестру-хозяйку,так как онагрубила больными конфликтовалас медсестрами.Утренние рапортыиногда продолжалисьдо 30 минут. Врачии я сам то и делоперебивалидоклад дежурноймедсестры. Онаначинала говорить«своими словами»,сбиваясь набытовые подробности,врачи тут жеделали замечанияпо каждомубольному. Иногдасотрудникипереругивалисьмежду собой.Я потом ихпо-отеческимирил, но, кактеперь понимаю,разговоры послеутреннегорапорта продолжались,так как персоналуходил неспокойным.Режим в отделениине всегда соблюдался.Больные моглиуйти из отделениябез разрешения,между нимипорой быликонфликты, впалатах хранилосьмного лишнихвещей. Утешалото, что в другихотделенияхеще хуже. У насникто никогоне подсиживал.Люди в коллективепрактическине менялись.Я в принципебыл доволени сотрудниками,и собою, и состояниемдел. Честноговоря, когдаречь шла обобучении психологииуправления,я упирался, какмог. Да и на занятияхдолгое времякритиковал,а не учился. Нов конце концовменя проняло.
Когдая вернулся сучебы, то решилпопробоватьруководитьпо-новому. «Неполучится,вернетесь кстарому стилюруководства», — говорилипреподавателина курсах. Я впервый же деньпредупредил,чтобы врачине перебивалидоклад медсестры.Сразу же пошливозражения:«Лучше всесразу обсудить,пока речь идетоб этом больном,чтобы потомне забыть». Ноя был непреклонен:«Единственное,чем мы можемдоказать своеуважение кмедсестре, —этовыслушать еедоклад, не перебивая.Тот, кто боитсязабыть, можетзаписать вопрос».Медсестер япопросил нарапорте читатьтолько то, чтозаписано вжурнале: «Ведьвсе, что важно,вы записали.А раз не записали,значит, это неважно, и нечегооб этом говорить!»
Продолжительностьутреннегорапорта удалосьсократить досеми минут.Кстати, раньшеутренний рапортназывался«пятиминутка».Я пересталделать сотрудникамзамечанияутром, чтобыпотом семь разне хвалить их.
Далее,я понял, чтопалатной сестретрудно управлятьсяс больными, ибогрупповойпроцесс здесьвышел из-подконтроля, точнееникогда ранеене контролировался.Как выяснилосьна занятиях,а с этим трудноне согласиться,пациент, попадаяна стационарноелечение, в больницеоказываетсяна самой низкойступени иерархическойлестницы. Когдасостояниебольного тяжелое,а пребываниев больницекороткое, можетбыть, это и неимеет особогозначения. Ноесли его состояниене относитсяк критическомуи лечится ондолго, такоеположениестановитсядополнительнымпсихотравмирующимфактором. Крометого, при этомпроисходитсоциальнаядезадаптация.Больной какбы становитсябезответственнымребенком. Ипосле выпискииз этой ролиему бываеттрудно выйти.
Тогдамы решили назначатьответственныхпо палатам,которые входилив совет больных.Так образовалисьорганы самоуправления.Конечно, всемедицинскиепроцедурыпроводилимедработники,а вот в трудовыхпроцессах,связанных сулучшениембыта больных,участвовалсовет больных.Выздоравливающиебольные помогалидоставлятьпищу в отделение,уносили бельев прачечную.Охотно больныезанималисьмелким ремонтом.Ведь среди нихбыли высококвалифицированныеспециалистыразных профессий.Совет больныхпомогал приобретатьнекоторыемелочи тяжелымбольным, к которымне могли приходитьродственники.Наладиласьфизкультура.
Взятыйпод контрольгрупповойпроцесс привелк тому, что больныестали поддерживатьдруг друга.Сестре-хозяйкеуже не надобыло ругаться.Многие недоразумения,которые возникалимежду больными,решались безвмешательстваврачей, да истало этихнедоразуменийменьше. Решаяорганизационныевопросы, дежурнаясестра имеладело уже не с30 —40больными, а счленами совета,а это всегопять-шестьчеловек. В отделениистало не простотихо, а по-настоящемуспокойно. Всесилы персоналашли на лечениебольных. Заметноулучшилисьосновные показатели:чаще сталивыздоровления,уменьшилсярасход медикаментов,сократилосьчисло койко-дней.Но самое главноедаже не в этом,а в том, что всеэто было достигнутокак бы самособой, без нервови нотаций.
Сейчася внимательнослежу за литературой,посвященнойпсихологииуправления,а приобретенныенавыки применили в семье. В ней,как во всякойсемье, всякоебывало. Но вотоказалось, чтобез этого «всякого»можно обойтись,и тогда начинаютвозникать ирешаться болееинтересныепроблемы».