Профилактика девиантного поведения

Введение

Классические теории девиантного поведения

Профилактика девиантного поведения

Современная точка зрения на девиантное поведение

Заключение

Введение

Психология девиантного поведения (от англ. deviation – «отклонение»)— это междисциплинарная область научного знания, изучающая механизмы возникновения, формирования, динамики и исходов отклоняющегося от разнообразных норм поведения, а также способы и методы их коррекции и терапии.


Норма — это явление группового сознания в виде разделяемых группой представлений и наиболее частых суждений членов группы о требованиях к поведению с учетом их социальных ролей, создающих оптимальные условия бытия, с которыми эти нормы взаимодействуют и, отражая, формируют его (К. К. Платонов).

Девиантным поведением считается любое по степени выраженности, направленности или мотивам поведение, отклоняющееся от критериев той или иной общественной нормы. При этом критерии обусловливаются нормами следования правовым указаниям и регламентациям (нормы законопослушания), моральным и нравственно – этическим предписаниям (так называемым общечеловеческим ценностям), этикету. Некоторые из данных норм имеют абсолютные и однозначные критерии, расписанные в законах и уставах, другие – относительные, которые передаются из уст в уста, транслируются в виде традиций, верований или семейных, профессиональных и общественных регламентаций.

В качестве объекта девиантологии рассматривают субъектов (активно действующие, саморазвивающиеся,саморегулирующиеся участники) социального взаимодействия (индивиды, группы, субкультуры) с разными формами девиантного поведения различной этиологии, обладающие качеством девиантности.

Предметом изучения психологии девиантного поведения являются отклоняющиеся от разнообразных норм ситуационные реакции, психические состояния, а также развития личности, приводящие к дезадаптации человека в обществе или нарушению самоактуализации и принятия себя в силу выработки неадекватных паттернов поведения. Для того чтобы оценить типы, формы девиантного поведения, необходимо представлять, от каких именно норм общества они могут отклоняться.

Главная задача исследований в психологии девиантного поведения — выяснить, какое влияние оказывают социальные, психологические, культурные и другие особенности человека на механизмы возникновения и формирования, клинические проявления и закономерности течения девиантных форм поведения, а также на особенности их коррекции, терапии и профилактики.

Девиантология использует методы разных наук(прежде всего – социологические: опросы и интервью; и психологические: опросники и тесты).


1. Классические теории девиантного поведения

Классическими теориями девиации являются: биологическая теория, психологическая и социологическая.

Сторонники биологической теории девиации рассматривают отклонение поведения от принятой в обществе социальной нормы в связи с биологическим складом индивида. В XIX веке итальянский врач Ч. Ломброзо обнаружил связь между делинквентным поведением человека и определенным физиологическим строением его организма. Так, определяя криминальный тип поведения преступника, он выделил следующие характерные черты: выступающая нижняя челюсть, реденькая бородка, пониженная чувствительность к боли.


Особое место среди биологических теорий занимает эволюционный подход, основанный на предложенных Чарльзом Дарвином законах естественного отбора и наследственности. Сторонники эволюционного подхода рассматривают различные аспекты человеческого поведения как проявление видовых наследственных программ, в то время как критики эволюционного подхода считают необоснованным перенос законов поведения животных на психологию человека.

В психологических и психиатрических концепциях акцент делается на личностные факторы человека. Тщательные исследования показали, что сущность девиации нельзя объяснить только лишь на основе какой-то одной психологической черты или комплекса. В 1950 году Шуэсслер и Крессли пытались доказать, что преступникам присущи особенные психологические черты, которые не свойственны законопослушным гражданам, однако их попытки потерпели неудачу. Из этого был сделан вывод, что, вероятно, девиация возникает в результате сочетания психологических и социальных факторов.

С точки зрения ролевых теорий, индивид в процессе социализации должен овладеть наиболее значимыми для него ролями, но если этот механизм нарушен, может начать работать компенсаторный механизм. Индивид все равно будет овладевать ролями, но уже не социальными, а антисоциальными, например: вор, наркоман, хулиган, драчун и другими, которые характеризуются определенными атрибутами.

Освоение роли будет происходить в несколько этапов. Вначале индивид получает определенные сведения о данной роли, ее правах и обязанностях, узнает разнообразные формы отклоняющегося поведения, способы выяснения отношений, механизм решения спорных вопросов. Далее следует этап принятия этой роли, когда происходит ее осознание и в нее вкладывается личностный смысл.

Затем идет проигрывание выбранной для себя роли. Здесь очень важно получить одобрение товарищей, чтобы почувствовать себя в этой роли комфортно. От реакции окружающих во многом зависит, будет ли противоправный поступок усилен вниманием, одобрением, похвалой, либо не получит такого подкрепления и подвергнется осуждению. В этом случае вероятность повторного проявления подобного противоправного поступка значительно снизится.

Последним этапом принятия роли является закрепление за собой выбранной роли, например, «козла отпущения», «тайного мстителя», «грубияна» и других на психологическом (когда индивид точно знает, какие эмоции сопровождают данную роль и каким образом надо их регулировать) и межличностном (когда выстраиваются определенные типы взаимоотношений между людьми, играющими разные роли, подобно тому как актеры играют в одном спектакле) уровнях.

Принятие на себя роли девианта может привести индивида к социальной изоляции, затем следует этап формирования девиантной структуры личности, которая определяется девиантным сознанием, не позволяющим (или ограничивающим) индивиду овладеть положительными социальными ролями и полезными видами деятельности.

Социологические концепции пытаются учесть в девиации социальные и культурные факторы, влияющие и определяющие поведение человека в обществе. Впервые социологическое объяснение сущности девиации было предложено Э. Дюркгеймом, который разработал теорию аномии (от греч. «аномос» – беззаконный, неуправляемый). Под аномией он понимал такое состояние общества, при котором отсутствует четкая регуляция поведения людей вследствие отсутствия в обществе всяческих норм и ценностей (старые себя изжили, а новые еще не приняты). В таких условиях наблюдается равнодушие, отчужденность, недоверие людей друг к другу, теряется стабильность института семьи, выражается полное безразличие к деятельности государства. Лишенные целей и смысла жизни, люди становятся подверженными стрессу и тревожности, что приводит к различным формам девиантного поведения. Главная мысль Э. Дюркгейма сводилась к тому, что в основе стабильного функционирования общества лежит феномен социальной солидарности, а всякие отклонения от него есть социальная дезорганизация, являющаяся причиной девиантного поведения. Собрав обширный фактический материал, он доказал, что число самоубийств в разных социальных группах не одинаково. Объяснение этому явлению было дано такое: чем выше уровень сплоченности, солидарности социальной группы, тем ниже уровень самоубийств.


Так, структура индивидуального девиантного поведения состоит из поступка, мотивов и целей. Начальным звеном девиантного поведения является изменение ценностных ориентаций в различных слоях населения и социальных группах, что обусловлено реальными социально- экономическими условиями функционирования общества.


Сторонники культурологических теорий (Селлин, Миллер, Сутер-Ленд) считали, что причина девиации – в конфликтах между нормами господствующей культуры и нормами субкультуры, складывающейся в той или иной социальной группе.

В теории стигматизации (клеймения), представителем которой был Ч. Беккер, считается, что девиация – «клеймо», которое группы, обладающие властью, ставят на поведении менее защищенных групп или отдельного человека.

Сторонники радикальной криминологии(Турк, Квинни, Янг, Тэйлор) отстаивают позицию, что девиация – это результат противодействия норм общества.

Профилактика девиантного поведения

Среди средств, которые могут обеспечить необходимую профилактику возникновения девиантного поведения, можно перечислить следующие:

• Информирование человека об опасных и разрушающих формах поведения и их последствиях. Многие подростки и даже взрослые не до конца понимают результат своих действий.

• Правильное воспитание, в ходе которого складываются доверительные взаимоотношения между ребенком и родителями, мирно разрешаются конфликты и споры, появляется возможность обсудить и разрешить поведенческие проблемы, потенциально влияющие на возникновение девиантного поведения

• Обучение личности навыкам контроля за своим поведением. Навыки контроля позволяют сохранять сознательность даже в трудных и стрессовых для личности ситуациях.

• Профилактические меры со стороны государства. Зачастую люди не знают законодательных норм и не подозревают, что их действия могут квалифицироваться как преступные.


3. Современная точка зрения на девиантное поведение

Новейшие теории девиации делают акцент на характере общества и стремятся выявить в какой мере оно заинтересовано в сознании и сохранении девиации, делая акцент на исправлении не какого-то конкретного человека, а всего общества.

Изучение механизма социальных отклонений показывает, что факторами, предопределяющими отклонение от социальных норм, являются: уровень сознания, нравственности, развитость в обществе систем социальных регуляторов поведения человека и сформированное отношение общества к людям, нарушающим нормы морали и права.

С позиции современной науки теория девиации изучает не только социальную патологию (пьянство и алкоголизм, наркоманию и токсикоманию, делинквентное, т.е. преступное, поведение, суицидальное поведение и пр.), но и позитивные социальные отклонения – социальное творчество, служащее средством прогрессивного развития социальных систем.

Этот аспект девиантного поведения особенно актуален для отечественной социальной работы. Так как позитивные и негативные социальные отклонения тесно взаимосвязаны, что объясняется разнонаправленной активностью в поведении отдельных личностей и социальных групп; минимизация последствий того или иного вида социально-негативной девиации в социальной работе должна сочетаться с развитием позитивных социальных изменений. Для этого специалисту следует поддерживать разнообразные виды социального творчества, проявляющиеся в деятельности людей (в социально-экономической, социально-бытовой, социально-духовной и других областях). Позитивно направленная активность специалиста здесь выступает в единстве с активностью клиента, что содействует развитию его индивидуальности.

Проявление девиаций в социальной практике создает уникальные ситуации, требующие особых способов познания. Они заключены в социокультурной парадигме знания о современном обществе – постмодернизме.

С одной стороны, эпоха постмодерна характеризуется глобализацией социальных связей в мировом сообществе, а с другой – признанием полистиличности, плюрализации жизненных миров, неповторимости и значимости каждого человека, ведущего в процессе самообновления постоянный диалог с самим собой. Культура и социальная структура в современном мире становятся мозаичными, развивается символическое производство и потребление, происходит дифференциация людей по жизненным стилям.

В центре внимания науки оказывается спонтанная активность самоорганизованных акторов, способ существования которых в социальном пространстве – игра смыслов, свободное творчество и принятие другого. Большое внимание уделяется мифам, несущим в себе ценности и смыслы и влияющим на мышление и поведение людей. Исследованию подлежит повседневный человеческий опыт с его взаимообусловленными составляющими – неопределенностью, маргинальностью, выбором и риском.

В связи с этим постмодернизм, методологические стратегии которого задали Ж.-Ф.Лиотар, Ю.Хабермас, Р.Рорти, Ж.Деррида и другие, признает научную и практическую множественность и альтернативность развития, интерпретируя научную картину социальной реальности в виде одной из возможных точек зрения, ограниченной практическим ракурсом. История общества предстает как фрагментарный и текучий процесс, главным объектом исследования провозглашается уникальное событие, а его целью – самопознание человека. Соответственно, процесс бытия, связанный с толерантностью, саморефлексией, личностной активностью, становится более важным, чем его результат.

Социальная работа идейно близка постмодернизму, который выступает в ней как стиль действия и познания. С точки зрения анализа усложнившегося социума, возможно обращение к множеству теорий, интерпретирующих человеческие действия. Соответственно, возникает полипарадигмальное понимание теории социальной работы, концепции которой являются частными теориями, не претендующими на универсальность. Особое внимание уделяется информационным, эмоциональным, этическим компонентам действительности как ресурсам профессиональной деятельности.


Заключение

Мудрая китайская пословица гласит: «Бывает только неправильный путь, но не бывает безвыходного положения». В воспитании нет безвыходных положений, нет и неисправимых людей, которых можно считать «окончательно испорченными». Преступление совершает тот, кто имеет серьезные дефекты в духовном мире и поведении, причем ликвидировать их – сложнейшая задача, требующая порой длительных усилий.

Литература:

1. Менделевич В. Д. «Психология девиантного поведения» Учебное пособие // Изд-во: Речь. Санкт-Петербург 2005

2. Хомич А.В. «Психология девиантного поведения» Учебное пособие // Южно-Российский Гуманитарный Институт, Ростов-на-Дону 2006

Наши рекомендации