Тема 1. Экспериментальная психология как наука.
Психолого-педагогическое образование
профили подготовки «Психология профессионального образования», «Психология образования», «Психология и социальная педагогика»
Для очной формы обучения общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов).
Таблица 1
Объемы учебной работы, перечень и сроки контрольных мероприятий | Очная с полным сроком | Заочная с полным сроком | Заочная с сокращенным сроком |
1. Виды и объемы учебной работы, в часах (зет) | |||
1.1. Общая трудоемкость дисциплины | 108 (3) | 108 (3) | 108 (3) |
1.2. Аудиторные занятия: | |||
1.2.1. Лекции | |||
1.2.2. Практические (семинарские) занятия | |||
1.2.3. Лабораторные работы | |||
1.3. Самостоятельная работа | |||
1.3.1. Курсовой проект (работа) | - | - | - |
1.3.2. Контрольная работа | - | ||
1.3.3. Расчетно-графическая работа | - | ||
1.3.4. Изучение теоретического материала | |||
1.3.5. Другие виды самостоятельной работы (подготовка докладов на практическое занятие) | |||
1.3.6. Подготовка к экзамену (зачету) | |||
2.График изучения дисциплины | |||
2.1. Курс | |||
2.2. Семестр | |||
2.3. Экзамен (семестр) | - | - | - |
2.4. Зачет (семестр) | |||
2.5. Курсовой проект (работа) (семестр) | - | - | - |
2.6. Контрольная работа (семестр) | - |
Объем дисциплины и виды учебной работы по курсу «Экспериментальная психология» для направления
44.03.02 – Психолого-педагогическое образование (для профиля «Психология и педагогика дошкольного образования»)
Для очной формы обучения общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа).
Таблица 1
Объемы учебной работы, перечень и сроки контрольных мероприятий | Очная с полным сроком | Заочная с полным сроком | Заочная с сокращенным сроком |
1. Виды и объемы учебной работы, в часах (зет) | |||
1.1. Общая трудоемкость дисциплины | 72 (2) | 72(2) | 72(2) |
1.2. Аудиторные занятия: | |||
1.2.1. Лекции | |||
1.2.2. Практические (семинарские) занятия | |||
1.2.3. Лабораторные работы | - | - | - |
1.3. Самостоятельная работа | |||
1.3.1. Курсовой проект (работа) | - | - | - |
1.3.2. Контрольная работа | - | ||
1.3.3. Расчетно-графическая работа | - | - | - |
1.3.4. Изучение теоретического материала | |||
1.3.5. Другие виды самостоятельной работы (подготовка докладов на практическое занятие) | - | - | |
1.3.6. Подготовка к экзамену (зачету) | |||
2.График изучения дисциплины | |||
2.1. Курс | |||
2.2. Семестр | |||
2.3. Экзамен (семестр) | - | - | - |
2.4. Зачет (семестр) | |||
2.5. Курсовой проект (работа) (семестр) | - | - | - |
2.6. Контрольная работа (семестр) | - |
Содержание и тематическое планирование дисциплины для студентов очной формы с полным сроком обучения направления
Психолого-педагогическое образование (для всех профилей)
Таблица 2
№ п/п | Разделы учебной дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
Лекции | Практические занятия | СРС | Консультации | |||||
1. | Тема 1. Экспериментальная психология как наука. | 1,2 | Выступление на семинаре; ответы на вопросы проблемного характера по изученному материалу. | |||||
2. | Тема 2. Научное исследование, его принципы и структура | 3,4,5 | Еженед. | Ответы на вопросы проблемного характера по изученному материалу. Выступление на семинаре с докладом. | ||||
3. | Тема 3. Эмпирические методы в психологии | 6,7 | Еженед. | Выступление на семинаре; ответы на вопросы проблемного характера по изученному материалу. | ||||
4. | Тема 4. Основные характеристики и процедура психологического эксперимента | 8,9,10 | Еженед. | Выступление на семинаре; ответы на вопросы проблемного характера по изученному материалу; составление классификационных схем и таблиц. | ||||
5. | Тема 5. Планирование эксперимента | 11,12,13 14,15 | Еженед. | Выступление на семинаре; ответы на вопросы проблемного характера по изученному материалу; составление классификационных схем и таблиц. Анализ эксперимента. | ||||
6. | Тема 6. Психологическое измерение. Обработка и представление результатов психологического эксперимента | 16,17,18 | Еженед. | Ответы на вопросы проблемного характера по изученному материалу; контрольные работы (тестовый контроль решение психологических задач; отчет по практическим заданиям. | ||||
Итого за 2 семестр | Зачет | |||||||
Всего за курс | ||||||||
Содержание дисциплины
Тема 1. Экспериментальная психология как наука.
Предпосылки возникновения психологии как самостоятельной науки. Развитие зарубежной экспериментальной психологии. Экспериментальная психология в России.
Тема 2. Научное исследование, его принципы и структура
Наука как способ познания окружающего мира. Становление научного метода. Научное мышление.
Характеристика научного исследования. Этапы организации и проведения научного исследования. Типы научных исследований: теоретические и эмпирические; фундаментальные и прикладные; поисковые, критические, уточняющие, воспроизводящие.
Научный аппарат исследования: научная проблема, цель, задачи. Основания порождения и этапы постановки проблемы. Выбор теоретических путей решения проблемы: интуитивный и осознанный. Формулирование гипотезы. Виды гипотез в научном исследовании: теоретические, эмпирические и статистические.
Тема 3. Эмпирические методы в психологии
Подходы к классификации методов психологического исследования.
Эмпирические методы исследования и их соотнесение с целями эмпирического психологического исследования – описанием и объяснением.
Общенаучные эмпирические методы исследования в психологии: наблюдение, корреляционный анализ, эксперимент.
Частнонаучные психологические методы исследования: метод опроса, метод экспертных оценок, метод анализа процесса и результатов, биографический метод.
Тема 4. Основные характеристики и процедура психологического эксперимента
Эксперимент как метод и как процедура психологического исследования.
Схема реализации экспериментальной процедуры. Признаки причинно-следственной связи.
Переменные: зависимая, независимая и внешняя. Эксперимент как систематическое манипулирование независимой переменной, контроль внешних переменных и наблюдение за зависимой переменной.
Экспериментальная выборка и способы ее создания. Генеральная совокупность (популяция). Понятие об экспериментальной и контрольной группах. Репрезентативность экспериментальной выборки. Рандомизация.
Понятие валидности исследования. Виды валидности: внешняя и внутренняя. Факторы, нарушающие валидность психологического эксперимента. Артефакты в психологическом исследовании и предупреждение их возникновения.
Этика экпериментатора.
Тема 5. Планирование эксперимента
Истинные экспериментальные планы. Планы для одной независимой переменной: план для двух рандомизированных групп с тестированием после воздействия; план для двух рандомизированных групп с предварительным и итоговым тестированием; план Р.Л. Соломона; лонгитюдный план.
Планы сравнительного исследования как квазиэкспериментальные планы. План для неэквивалентных групп. План ex-post-facto.
Тема 6. Психологическое измерение. Обработка и представление результатов психологического эксперимента
Подходы к психологическому измерению. Виды шкал и их характеристика.
Психологическое тестирование. Тест как измерительный инструмент. Валидность, надежность теста. Тестовые нормы.
Результаты эмпирического исследования, их обработка и интерпретация. Представление результатов: графическое, табличное и вербальное.