Тема 1. Экспериментальная психология как наука.

Психолого-педагогическое образование

профили подготовки «Психология профессионального образования», «Психология образования», «Психология и социальная педагогика»

Для очной формы обучения общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов).

Таблица 1

Объемы учебной работы, перечень и сроки контрольных мероприятий Очная с полным сроком Заочная с полным сроком Заочная с сокращенным сроком
1. Виды и объемы учебной работы, в часах (зет)      
1.1. Общая трудоемкость дисциплины 108 (3) 108 (3) 108 (3)
1.2. Аудиторные занятия:
1.2.1. Лекции
1.2.2. Практические (семинарские) занятия
1.2.3. Лабораторные работы      
1.3. Самостоятельная работа
1.3.1. Курсовой проект (работа) - - -
1.3.2. Контрольная работа -
1.3.3. Расчетно-графическая работа -    
1.3.4. Изучение теоретического материала
1.3.5. Другие виды самостоятельной работы (подготовка докладов на практическое занятие)
1.3.6. Подготовка к экзамену (зачету)
2.График изучения дисциплины      
2.1. Курс
2.2. Семестр
2.3. Экзамен (семестр) - - -
2.4. Зачет (семестр)
2.5. Курсовой проект (работа) (семестр) - - -
2.6. Контрольная работа (семестр) -

Объем дисциплины и виды учебной работы по курсу «Экспериментальная психология» для направления

44.03.02 – Психолого-педагогическое образование (для профиля «Психология и педагогика дошкольного образования»)

Для очной формы обучения общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа).

Таблица 1

Объемы учебной работы, перечень и сроки контрольных мероприятий Очная с полным сроком Заочная с полным сроком Заочная с сокращенным сроком
1. Виды и объемы учебной работы, в часах (зет)      
1.1. Общая трудоемкость дисциплины 72 (2) 72(2) 72(2)
1.2. Аудиторные занятия:
1.2.1. Лекции
1.2.2. Практические (семинарские) занятия
1.2.3. Лабораторные работы - - -
1.3. Самостоятельная работа
1.3.1. Курсовой проект (работа) - - -
1.3.2. Контрольная работа -
1.3.3. Расчетно-графическая работа - - -
1.3.4. Изучение теоретического материала
1.3.5. Другие виды самостоятельной работы (подготовка докладов на практическое занятие) - -
1.3.6. Подготовка к экзамену (зачету)
2.График изучения дисциплины      
2.1. Курс
2.2. Семестр
2.3. Экзамен (семестр) - - -
2.4. Зачет (семестр)
2.5. Курсовой проект (работа) (семестр) - - -
2.6. Контрольная работа (семестр) -

Содержание и тематическое планирование дисциплины для студентов очной формы с полным сроком обучения направления

Психолого-педагогическое образование (для всех профилей)

Таблица 2

№ п/п Разделы учебной дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Практические занятия СРС Консультации
1. Тема 1. Экспериментальная психология как наука. 1,2   Выступление на семинаре; ответы на вопросы проблемного характера по изученному материалу.
2. Тема 2. Научное исследование, его принципы и структура   3,4,5 Еженед. Ответы на вопросы проблемного характера по изученному материалу. Выступление на семинаре с докладом.  
3. Тема 3. Эмпирические методы в психологии   6,7 Еженед. Выступление на семинаре; ответы на вопросы проблемного характера по изученному материалу.
4. Тема 4. Основные характеристики и процедура психологического эксперимента   8,9,10 Еженед. Выступление на семинаре; ответы на вопросы проблемного характера по изученному материалу; составление классификационных схем и таблиц.
5. Тема 5. Планирование эксперимента     11,12,13 14,15 Еженед. Выступление на семинаре; ответы на вопросы проблемного характера по изученному материалу; составление классификационных схем и таблиц. Анализ эксперимента.
6. Тема 6. Психологическое измерение. Обработка и представление результатов психологического эксперимента   16,17,18 Еженед. Ответы на вопросы проблемного характера по изученному материалу; контрольные работы (тестовый контроль решение психологических задач; отчет по практическим заданиям.  
Итого за 2 семестр   Зачет
Всего за курс    
 

Содержание дисциплины

Тема 1. Экспериментальная психология как наука.

Предпосылки возникновения психологии как самостоятельной науки. Развитие зарубежной экспериментальной психологии. Экспериментальная психология в России.

Тема 2. Научное исследование, его принципы и структура

Наука как способ познания окружающего мира. Становление научного метода. Научное мышление.

Характеристика научного исследования. Этапы организации и проведения научного исследования. Типы научных исследований: теоретические и эмпирические; фундаментальные и прикладные; поисковые, критические, уточняющие, воспроизводящие.

Научный аппарат исследования: научная проблема, цель, задачи. Основания порождения и этапы постановки проблемы. Выбор теоретических путей решения проблемы: интуитивный и осознанный. Формулирование гипотезы. Виды гипотез в научном исследовании: теоретические, эмпирические и статистические.

Тема 3. Эмпирические методы в психологии

Подходы к классификации методов психологического исследования.

Эмпирические методы исследования и их соотнесение с целями эмпирического психологического исследования – описанием и объяснением.

Общенаучные эмпирические методы исследования в психологии: наблюдение, корреляционный анализ, эксперимент.

Частнонаучные психологические методы исследования: метод опроса, метод экспертных оценок, метод анализа процесса и результатов, биографический метод.

Тема 4. Основные характеристики и процедура психологического эксперимента

Эксперимент как метод и как процедура психологического исследования.

Схема реализации экспериментальной процедуры. Признаки причинно-следственной связи.

Переменные: зависимая, независимая и внешняя. Эксперимент как систематическое манипулирование независимой переменной, контроль внешних переменных и наблюдение за зависимой переменной.

Экспериментальная выборка и способы ее создания. Генеральная совокупность (популяция). Понятие об экспериментальной и контрольной группах. Репрезентативность экспериментальной выборки. Рандомизация.

Понятие валидности исследования. Виды валидности: внешняя и внутренняя. Факторы, нарушающие валидность психологического эксперимента. Артефакты в психологическом исследовании и предупреждение их возникновения.

Этика экпериментатора.

Тема 5. Планирование эксперимента

Истинные экспериментальные планы. Планы для одной независимой переменной: план для двух рандомизированных групп с тестированием после воздействия; план для двух рандомизированных групп с предварительным и итоговым тестированием; план Р.Л. Соломона; лонгитюдный план.

Планы сравнительного исследования как квазиэкспериментальные планы. План для неэквивалентных групп. План ex-post-facto.

Тема 6. Психологическое измерение. Обработка и представление результатов психологического эксперимента

Подходы к психологическому измерению. Виды шкал и их характеристика.

Психологическое тестирование. Тест как измерительный инструмент. Валидность, надежность теста. Тестовые нормы.

Результаты эмпирического исследования, их обработка и интерпретация. Представление результатов: графическое, табличное и вербальное.

Наши рекомендации