Основные причины конфликтов
Причины конфликтных ситуаций классифицируются в менеджменте на внешние, внутренние, функциональные, вытекающие из неправильной критики во время споров и дискуссий, и как последствия ошибок менеджера в межличностном общении.
Внешние причины имеют источник за пределами системы, в которую включены участники конфликта. К основным из них относятся:
• недостатки социально-экономического и бытового характера, например, негативные эмоции, вызываемые плохой работой транспорта, массового питания и др.;
• сбои в организации технологического процесса (нечеткие указания руководителя, неритмичность получения информации и т.п.);
• ослабление контроля исполнения (за одно и тоже нарушение работника в первый раз прощают, а во второй, неожиданно для него, наказывают);
• новости дня (всевозможные споры и эмоциональная форма их развития);
• плохая организация выдачи заработной платы и др.
Внутренние причины конфликтов вытекают из особенностей межличностных отношений их участников:
• внутригрупповая несовместимость в виде антипатии, отчужденности и т.п.;
• ослабление взаимного контроля внутри группы, когда невыполнение тех или иных функций вначале не замечается, что приводит к их повторению, потом следует эмоциональный взрыв возмущения, который обычно перерастает в конфликт;
• личные особенности членов группы, например привычка одного из них постоянно использовать чеснок как средство профилактики от гриппа.
Функциональные причины неизбежно имеют место в любой организации, так как они связаны с разным подходом к решению задач управления. Их основные виды:
• распределение ограниченных ресурсов, когда всем дать нельзя и надо выбрать одного получателя;
• взаимозависимость задач, т.е. наличие последовательности операций, которую нельзя нарушить (всегда, например, можно обвинить в плохом качестве продукции поставщиков сырья, оборудования и др.);
• различие в целях деятельности формальных групп (отдел маркетинга заинтересован в росте запасов для обеспечения бесперебойности продажи, а финансовой отдел — в их сокращении для ускорения оборота капитала);
• различие в ценностных ориентациях (наемный персонал заинтересован в сокращении дивидендов и увеличении заработной платы, а акционеры, как правило, — наоборот);
• неудовлетворительные коммуникации, которые приводят к искажению или потере информации, следствием чего является неправильное понимание сложившейся ситуации.
Причины, вытекающие из неправильной критики, связаны с неправильным поведением участников споров и дискуссий. К ним относятся:
• излишняя эмоциональность выступления в целях усиления конструктивности предложений, что часто вызывает у людей бессознательное сопротивление даже во вред себе;
• критика оппонента с целью показать свою эрудицию;
• критика с целью под благовидным предлогом свести личные счеты с оппонентом;
• критические выступления не с конструктивной целью, а для повышения или сохранения своего статуса в рабочей группе;
• критика оппонентов для перестраховки (работник располагает информацией о негативном отношении руководителя к предмету дискуссии и первым, неожиданно для всех, начинает выступать с критическими замечаниями);
• агрессивная дискредитация оппонента в целях упреждения его критики в свой адрес;
• критика в ответ на критику вместо аргументированного обоснования своей точки зрения;
критика с целью эмоциональной разрядки.
Основными причинами конфликта вытекающими из ошибок менеджера в межличностном общении, являются:
• резонерство, когда менеджер не знает, как решить проблему, и выходит из положения с помощью звучных фраз морализирования (... мы должны отдать все силы для решения этого вопроса... и т.п.);
• повышенный уровень притязаний менеджера, т.е. не обладая должными способностями и знаниями, он пользуется низким уважением персонала и компенсирует это в форме принудительных знаков внимания, например, требует вставать при его появлении и др.;
• скептицизм как нежелание менеджера принимать чужие идеи или превосходство в каких-либо профессиональных аспектах деятельности;
• заострение внимания на мелочах, т.е. менеджер не понимает причину плохой работы и вместо четких указаний упорно требует устранить какое-либо несущественное явление, например, запрещает приходить на работу в джинсах и т.п.;
• отказ от серьезной аргументации, когда руководитель не может дать прямой ответ на поставленный вопрос, и завуалировано обманывает персонал (... все будет хорошо ...;... поживем, увидим... и т.п.);
• натиск — излишне сильный эмоциональный нажим менеджера на персонал, который вызывает либо подобный эмоциональный ответ, или апатию по типу гипермотивации;
• псевдоаргументация, когда менеджер свои доводы не доказывает, а чужие бездоказательно отменяет (... все это глупости, делайте, как я сказал ... и т.п.);
• ригидность в области принятия решений, что раздражает квалифицированных работников;
• переадресовка энергии, т.е. менеджер с большим энтузиазмом решает второстепенные проблемы, а вопросы, волнующие персонал, откладывает;
• самооправдание как предвзятый поиск причин, оправдывающих свои ошибки, вместо их признания;
• раздражительность в форме постоянного применения психологической разрядки на конкретном лице (формирование «козла отпущения»);
• проекция — приписывание другим лицам своих негативных черт и борьба за их искоренение (руководитель-взяточник пытается
бороться с этим явлением в среде честных подчиненных);
· уход от реальности, когда менеджер, понимая свою некомпетентность, пытается переложить решение на персонал (... попробуйте сами без меня хотя бы что-то сделать...).
Практический менеджер должен четко знать все причины конфликтных ситуаций и стараться избегать их проявлений в своей деятельности.