Традиционное искусство имеет много общего с творчеством ребенка.

Это сходство можно проследить на примере творчества народных мастеров. Единство проявляется в следующих характеристиках:

· Технологическая упрощенность выполнения

· Использование несложных материалов

· Обобщенность формы и цвета

· Образный символизм

Народному декоративно-прикладному искусству присущи органическое единство художественной формы и практического назначения вещи; эмоциональная выразительность, вытекающая из выразительности силуэта, пластики формы и характера ее декоративного решения, что обеспечивает развитие у детей способности целенаправленного восприятия эстетических качеств демонстрируемых произведений.

Народное декоративно-прикладное искусство, аккумулирующее эстетический опыт поколений, имеет ключевое значение для развития эстетической культуры учащихся, воспитания их эстетических чувств, формирования эстетического вкуса, культуры быта, труда и человеческих взаимоотношений.

Преподавание НХР подчинено основным принципам. Принцип –это система общих требований предъявляемых к организации и осуществлению учебного процесса

Принцип образности

Вытекает из такой характеристики искусства, как образность и позволяет иметь интеграционный фактор для усиления воздействия искусства.

· Принцип художественности

Вытекает из особенностей развития художественно-образного мышления ребенка его индивидуальных и возрастных особенностей. Развитие же образного мышления происходит стихийно, поэтому только изобразительной деятельности ребенку недостаточно Яркость художественного мышления развивается как в процессе взаимодействия человека с искусством так и его творческой деятельности

· Принцип целостного развития индивидуальности Освоение учениками программы в тех видах ремесел к которому у ребенка есть индивидуальные склонности.

· Принцип комплексного освоения мира.

Целостный характер развития мира в его многообразности, многовариантности и взаимосвязях

· Принцип культурной преемственности

Мир представлен во времени и пространстве прошлого настоящего и будущего. Его комплексное освоение в образовательном пространстве (НМР) искусства, как подсистемы культуры содержательно должно отвечать этому.

· Принцип формирующей направленности художественно-творческой деятельности

· Целесообразно включение личности в такую деятельность, которая актуализирует, запускает психологические механизмы формирования и развития духовной сферы ребенка. Этот принцип предусматривает приоритет таких стратегий взаимодействия личности с миром искусства при которых возможно обеспечить контакт личности с ним, его творческий характер.

  • Принцип культуросообразности - опора на национальную и мировую культуру как совокупность всех форм духовного бытия человека и общества;
  • Принцип эстетическое познание действительности и народного искусства в едином процессе практического обучения, эстетического вос– приятия и художественно-творческой деятельности,
  • принцип интеграции внеклассной работы на основе народного искусства с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности (ознакомлением с природой, развитием речи, игровой деятельностью);
  • активное включение детей в практического творческого декоративно-прикладную деятельность с использованием различных художественных техник и материалов;
  • Учет индивидуальных предпочтений, интересов, уровня развития изобразительной и декоративно-прикладной деятельности, осуществление индивидуальной работы с каждым учащимся в процессе.

· использования воспитательного потенциала календарно-обря-дового цикла белорусского народа, что в большей степени содействует обеспечению исторической преемственности по– колений и приобщению ребят к культурным традициям бело– русского народа;

· Принцип индивидуальной психологической адекватности (учета возрастных возможностей детей художественно-творческой деятельности. Целесообразно организация такой деятельности котор отвечает специфическим психологическим особенностям личности.

· Принцип региональности

художественная культура и ее часть (НМР) функционируют в разных условиях, которые определяются географическим, экономическим и духовно- культурным окружением и его национальной спецификой. Учет исторически сложившихся и региональных особенностей развития культуры (ремесла, худож. школы и т.д.) в учебных программах только усилит разнообразие проявлений художественной культуры республики. Это позволит сохранить и развить ее на уровне новых поколений.

Наши рекомендации