Традиционное искусство имеет много общего с творчеством ребенка.
Это сходство можно проследить на примере творчества народных мастеров. Единство проявляется в следующих характеристиках:
· Технологическая упрощенность выполнения
· Использование несложных материалов
· Обобщенность формы и цвета
· Образный символизм
Народному декоративно-прикладному искусству присущи органическое единство художественной формы и практического назначения вещи; эмоциональная выразительность, вытекающая из выразительности силуэта, пластики формы и характера ее декоративного решения, что обеспечивает развитие у детей способности целенаправленного восприятия эстетических качеств демонстрируемых произведений.
Народное декоративно-прикладное искусство, аккумулирующее эстетический опыт поколений, имеет ключевое значение для развития эстетической культуры учащихся, воспитания их эстетических чувств, формирования эстетического вкуса, культуры быта, труда и человеческих взаимоотношений.
Преподавание НХР подчинено основным принципам. Принцип –это система общих требований предъявляемых к организации и осуществлению учебного процесса
Принцип образности
Вытекает из такой характеристики искусства, как образность и позволяет иметь интеграционный фактор для усиления воздействия искусства.
· Принцип художественности
Вытекает из особенностей развития художественно-образного мышления ребенка его индивидуальных и возрастных особенностей. Развитие же образного мышления происходит стихийно, поэтому только изобразительной деятельности ребенку недостаточно Яркость художественного мышления развивается как в процессе взаимодействия человека с искусством так и его творческой деятельности
· Принцип целостного развития индивидуальности Освоение учениками программы в тех видах ремесел к которому у ребенка есть индивидуальные склонности.
· Принцип комплексного освоения мира.
Целостный характер развития мира в его многообразности, многовариантности и взаимосвязях
· Принцип культурной преемственности
Мир представлен во времени и пространстве прошлого настоящего и будущего. Его комплексное освоение в образовательном пространстве (НМР) искусства, как подсистемы культуры содержательно должно отвечать этому.
· Принцип формирующей направленности художественно-творческой деятельности
· Целесообразно включение личности в такую деятельность, которая актуализирует, запускает психологические механизмы формирования и развития духовной сферы ребенка. Этот принцип предусматривает приоритет таких стратегий взаимодействия личности с миром искусства при которых возможно обеспечить контакт личности с ним, его творческий характер.
- Принцип культуросообразности - опора на национальную и мировую культуру как совокупность всех форм духовного бытия человека и общества;
- Принцип эстетическое познание действительности и народного искусства в едином процессе практического обучения, эстетического вос– приятия и художественно-творческой деятельности,
- принцип интеграции внеклассной работы на основе народного искусства с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности (ознакомлением с природой, развитием речи, игровой деятельностью);
- активное включение детей в практического творческого декоративно-прикладную деятельность с использованием различных художественных техник и материалов;
- Учет индивидуальных предпочтений, интересов, уровня развития изобразительной и декоративно-прикладной деятельности, осуществление индивидуальной работы с каждым учащимся в процессе.
· использования воспитательного потенциала календарно-обря-дового цикла белорусского народа, что в большей степени содействует обеспечению исторической преемственности по– колений и приобщению ребят к культурным традициям бело– русского народа;
· Принцип индивидуальной психологической адекватности (учета возрастных возможностей детей художественно-творческой деятельности. Целесообразно организация такой деятельности котор отвечает специфическим психологическим особенностям личности.
· Принцип региональности
художественная культура и ее часть (НМР) функционируют в разных условиях, которые определяются географическим, экономическим и духовно- культурным окружением и его национальной спецификой. Учет исторически сложившихся и региональных особенностей развития культуры (ремесла, худож. школы и т.д.) в учебных программах только усилит разнообразие проявлений художественной культуры республики. Это позволит сохранить и развить ее на уровне новых поколений.