Неудобство ясного мышления 18 страница
Существует стадия, на которой большинство супругов (или наций) перестают оценивать и определять свои взаимоотношения. Но те, кто мыслят конкретно, не могут остановиться там и именно в том месте, где становится более очевидным парадокс дилеммы узни-
-238-
ГЛАВА В. ПАРАДОКСАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
ка. Решение a2b2 становится неблагоразумным, как только А понимает, что это решение — меньшее зло, но зло еще и в том, и что В не может одновременно с ним понять это как зло. Тогда у В должно быть так же мало оснований желать такого же результата, как и у А - - вывод, определенно доступный объективному мышлению А. Как только А и В приходят к этому пониманию, то совместное решение a b , а не a2b2 становится единственно приемлемым. Но с выбором ajb,весь цикл начинается сначала. Не имеет значение, как они приходят к решению, но как только «наиболее разумное решение» выбрано, всегда появляется еще более резонное. Таким образом, дилемма узников подобна дилемме учеников, для которых экзамен предсказуем только в том случае, когда он непредсказуем.
6.5. РЕЗЮМЕ
Парадокс-- это логически противоречивое последовательное заключение, возникающее из правильных предпосылок. Из трех типов парадоксов — логико-математического, семантического и прагматического — последний интересен здесь из-за его поведенческого применения.Основное отличие прагматического парадокса от простого противоречия в том, что выбор — это решение во втором случае, совершенно невозможное в первом. Существует два типа прагматических парадоксов -- парадоксальные предписания (двойные ловушки) и парадоксальные предписания.
-239-
J лава 7 ПАРАДОКС В ПСИХОТЕРАПИИ
7.1. ИЛЛЮЗИИ АЛЬТЕРНАТИВ
7.11. «Женл рыцаря из ордена Бани»
В сказке «Жена рыцаря из ордена Бани» Чосер (Chaucer) рассказывает историю одного из рыцаря Короля Артура, который «однажды возвращаясь верхом после соколиной охоты» по дороге домой напал на девушку и изнасиловал ее. Это злодеяние, «в котором крик был столь пронзительным», едва не стоило ему жизни, если бы Артур не предоставил решать судьбу рыцаря королеве, а она и ее дамы не сжалились над ним. Королева гарантирует рыцарю жизнь, если он ответит на вопрос: «О чем больше всего мечтают большинство женщин?» На это она дает ему год и еще один день, и рыцарь соглашается справиться с задачей, понимая, что это единственная альтернатива смерти. Как можно себе представить, год прошел, наступает последний день, и рыцарь возвращается в замок, так и не найдя ответа. На этот раз он случайно натыкается на старуху («безобразную, насколько может подсказать фантазия, ведьму»), сидящую на лугу, которая обращается к нему с пророческими словами: «Сэр рыцарь, здесь нет прохода». Выслушав рассказ о его затруднениях, она говорит ему, что знает правильный ответ и что она откроет его ему, если он поклянется, что «о чем я затем вас не попросила, вы это выполните». Оказавшись опять перед двумя альтернативами (обезглавливанием или исполнением желания ведьмы, чтобы это ни было), он, конечно же, выбирает последнее, и она рассказывает ему секрет («Большинство женщин мечтают быть независимыми, помыкать мужьями и любить по своему усмотрению».) Этот ответ полностью удовлетворил придворных дам, но теперь ведьма,
-240-
ГЛАВА 7. ПАРАДОКС В ПСИХОТЕРАПИИ
осуществив свою долю в сделке, требует, чтобы рыцарь на ней женился. Наступает брачная ночь, и рыцарь лежит в ужасе, не в силах преодолеть свое отвращение перед ее уродством. Наконец, ведьма опять предлагает ему две альтернативы, из которых он может выбирать: или он примет ее такой безобразной, и она будет для него верной и покорной женой всю свою жизнь, или же она превратится в молодую и прекрасную девушку, но никогда не будет ему верна. Долго рыцарь взвешивал эти альтернативы и в конце концов не выбрал ни одну из них, отказавшись от выбора как такового. Кульминация этой сказки в одной простой фразе: «Я не выбираю ни то, ни другое». В этот момент ведьма превращается не только в прекрасную девушку, но и в самую верную и послушную жену на свете.
Для рыцаря женщина кажется невинной девушкой, королевой, ведьмой и блудницей, и се власть над ним остается под этими же масками до тех пор, пока он больше не чувствует, что, делая выбор вновь и вновь, оказывается в затруднительном положении, и в конце концов задается вопросом о необходимости самого выбора*.
Сказка «Жена рыцаря ордена Бани» — это прекрасный пример женской психологии, и самый интересный ее анализ был сделан Штейном (Stein) (148). В рамках нашей концепции мы бы сказали, что до тех пор пока такой тип женщин способен захватывать мужчин двойной петлей, предлагая бесконечные иллюзии альтернатив (и, конечно же, до тех пока мужчины не смогут выпутываться сами), она не сможет освободиться и будет оставаться в плену иллюзии альтернатив,
" Сравните это со знаменитым Дзен коаном (парадоксальной медитацией), предложенным Тай-ху, с бамбуковой палочкой: «Если ты называешь это палочкой, ты утверждаешь, если ты называешь это не палочкой, ты отрицаешь. Помимо утверждения или отрицания, как ты это мог бы назвать?».
-241-
ПРАГМАТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ
подразумевающей или: уродство, или неразборчивость в связях как единственный выбор.
7.12. Определение
Понятие иллюзия альтернатив был впервые использовано Виклендом и Джексоном (161) в докладе по межличностным условиям на примере больного шизофренией. Они наблюдали, как пациенты, больные шизофренией, пытаясь сделать правильный выбор между двумя альтернативами, сталкиваются с типичной дилеммой: из-за природы коммуникационной ситуации они не могут принять правильное решение, потому что обе альтернативы являются неотъемлемой частью двойной ловушки, и поэтому пациента «критиковали, если он что-то делал, и критиковали, если он ничего не делал». Не существует таких альтернатив, из которых «должна быть» выбрана «правильная» — предположение заключается в том, что выбор -возможен, а то, что он должен быть сделан, -- иллюзия".
Но осознание отсутствия выбора равноценно не только узнаванию очевидных «альтернатив», которые были предложены, но и природы двойной ловушки. Фактически, как было показано в 6.431, препятствие любому спасению от ситуации двойной ловушки и результат -- невозможность взглянуть на нее со стороны — являются необходимыми составляющими двойной ловушки. Люди в таких ситуациях запутаны как подсудимый, которого спрашивают: «Вы перестали бить свою жену?». Ему грозит обвинение в неуважении к суду, если он попытается отвергнуть обе альтернативы как несоответствующие, потому что он никогда не бил свою жену. Но если следователь в этом примере знает, что они применяют гадкие шутки, в реальных жизненных ситуациях это знание и намерение обычно от-
· Это, конечно же, основное различие между двойной ловушкой и простым противоречием (см. 6.434).
-242-
ГЛАВА 7. ПАРАДОКС В ПСИХОТЕРАПИИ
сутствуют. Парадоксальная коммуникация, как мы уже наблюдали, неизменно связывает все рассматриваемое: Ведьма настолько же в ловушке, как и Рыцарь, муж из примера, приведенного в 6.445, так же как и его жена, и т. д. В этих паттернах общее то, что никакое изменение не может возникнуть изнутри и что любое изменение может прийти только из паттерна, находящегося снаружи. Сейчас мы приступим к изучению этой проблемы успешной интервенции и привнесения изменения в такую систему.
7.2. БЕСКОНЕЧНАЯ ИГРА
В качестве теоретического примера, представим
следующее.
Два человека решают сыграть в игру, состоящую в замене отрицания утверждением и наоборот во всем, по поводу чего они друг с другом общаются. Так «да» становится «нет», «Я не хочу» обозначает «Я хочу» и тому подобное. Заметим, что этот код их сообщений является семантическим договором, похожим на мириады других соглашений, применяемых двумя людьми, использующими общий язык. Однако не сразу становится очевидно, что как только игра вступает в силу, игроки уже не могут легко вернуться к своей «обычной» форме коммуникации. Если следовать правилу переворачивания смысла, сообщение «Давай прекратим играть» обозначает «Давай продолжим игру». Для того, чтобы прекратить игру, необходимо из нее выйти и поговорить о ней. Такое сообщение должно быть построено как метасообщенис, но что бы не пытался сделать для этой цели один из игроков, на его сообщение все равно будет влиять правило переворачивания смысла, и следовательно, оно — бесполезно. Сообщение: «Давай прекратим игру» — неопределенно: во-первых, оно многозначительно как на объективном уровне (как часть игры), так и на метауровне (как сообщение об игре); во-вторых, два смысла — противо-
-243-
ПРАГМАТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ
речивы и, в-третьих, специфическая природа игры не предлагает процедуру, позволяющую игрокам принимать решение на основе одного или другого смысла. Эта неспособность принимать решение делает для них прекращение игры невозможным, как только она началась. Такую ситуацию мы называем игрой без окончания бесконечной игры.
Можно согласиться с тем, что нельзя избежать дилеммы и положить конец игре, просто используя противоположное сообщение: «Давай продолжим игру». Но тщательное изучение показывает, что оно не корректно со строго логической точки зрения. Как мы неоднократно видели, никакое утверждение, сделанное в тех же рамках (здесь, игра в переворачивание и смысла) не может в то же время быть, с точки зрения правил, обоснованным утверждением. Даже если один игрок передал сообщение «Давай продолжим игру» и, по правилу, другой игрок его понял как «Давай завершим игру», то он, если придерживаться строгой логики, все равно столкнется с сообщением, которое ничего не решает. Что касается правил игры, то они не предполагают метасообщения, а сообщение, предлагающее окончание игры должно быть обязательно ме-тасообщением. По правилам игры каждое сообщение является частью игры, и никакое сообщение не является исключением.
Мы привели этот пример, потому что он является парадигмальным не только как драматические примеры, описанные в 5.43, но и как бесчисленные дилеммы взаимоотношений в реальной жизни. Он освещает важный аспект того типа системы, которую мы сейчас изучаем: как только будет достигнуто подлинное соглашение, относительно переворачивания смысла, игроки больше никогда не будут его менять, потому что изменив его, им придется общаться, а коммуникации и являются сутью игры. Следовательно, в такой системе изнутри не может произойти никакого изменения.
-244-
ГЛАВА 7. ПАРАДОКС В ПСИХОТЕРАПИИ
7.21. Три возможности решения
Что могли сделать игроки чтобы решить дилемму? Существует три возможности:
(1) Игроки, предвидя необходимость коммуни
каций по поводу игры, после того, как она начнется,
могут договориться, что будут играть на английском
языке, но будут использовать французские слова для
своих метакоммуникаций. Любое заявление, сделанное
на французском языке, например прекратить игру,
будет, следовательно, оставаться за пределами тех со
общений, которые являются предметом правила пере
ворачивания смысла, т. е. за пределами самой игры. Это
предлагает достаточно эффективную процедуру по при
нятию решений. Однако в реальной человеческой ком
муникации это невозможно, поскольку не существует
метаязыка, только для коммуникации об коммуника
ции. В самом деле, поведение и, более узко, естествен
ный язык используется для коммуникаций как на
объективном, так и на мстаязыковом уровнях, и мы
уже описывали проблемы, которые в результате этого
возникают (1.5).
(2) Игроки могли заранее договориться о вре
менном ограничении, после которого они возвраща
ются к своей нормальной форме общения. Заслужива
ет внимания то, что это решение, хотя и не практику
емое в реальных человеческих коммуникациях, повле
чет за собой обращение за помощью к внешнему фак
тору — времени, — который не затронут в их игре.
(3) Это приводит к третьей возможности, кото
рая кажется единственной эффективной процедурой
и обладает дополнительным преимуществом, к кото
рому можно прибегнуть уже после того, как начнется
игра: игроки могут обратиться со своей дилеммой к
третьему человеку, с которым они оба поддерживают
нормальный вид коммуникации и сообщить через него,
что игра закончена.
Терапевтическая особенность вмешательства посредника проясняется при сравнении с другим приме-
-245-
ПРАГМАТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КОМ М УНИК АЦИЙ
ром бесконечной игры, в котором но условиям ситуации не существует медиатора.
Конституция вымышленной страны гарантирует право на неограниченные парламентерские дебаты.
Очень быстро обнаружится, что это правило — непрактично, поскольку любая партия может помешать достижению какого-либо решения, просто приняв участие в бесконечных прениях. Очевидно, что необходимо внести поправку в конституцию, но принятие поправки само по себе является предметом того же права на неограниченные дебаты, которые предполагают внесение поправки, и, следовательно, может быть отсрочено на неопределенный срок из-за неограниченных дебатов. В результате этого государственный аппарат — правительство страны — парализован и не способен внести изменение в свои правила, потому что это бесконечная игра.
Очевидно, что в этом случае нет посредника, который смог бы встать над правилами игры, воплощенными в конституции. Единственное изменение, которое может быть внесено, — это что-то яростное, например, революция, благодаря которой одна партия захватит власть и установит новую конституцию. Эквивалентами такого жестокого изменения в области взаимоотношений между людьми, занятых бесконечной игрой, являются разрыв, самоубийство или убийство. Как мы видели в пятой главе, мягкой вариацией на эту тему является «убийство» Джорджем своего вымышленного сына, которое разрушило старые правила и игру Марты в брак.
7.22. Парадигма психотерапевтического вмешательства
С нашей точки зрения, эта третья возможность (внешняя интервенция) является парадигмой психотерапевтического вмешательства. Другими словами, терапевт как посторонний человек способен сделать то, что сама система не в состоянии: изменить свои правила. Например, в 6.445 пара играла в бесконечную
-246-
ГЛАВА 7. ПАРАДОКС В ПСИХОТЕРАПИИ
игру без окончания, основное правило которой заключалось в утверждении мужа о своей абсолютной надежности и абсолютном принятии этого самоопределения женой. В этой игре взаимоотношений в тот момент, когда муж грозит быть неверным, возникает необратимый парадокс. Необратимость ситуации заключается в том факте, что, как и в других играх без окончания, она была продиктована правилами, но в ней отсутствовали метаправила для их изменения. Можно сказать, что сущность психотерапевтического вмешательства в таком случае состоит в формировании новой, расширенной системы (муж, жена и терапевт), в которой возможно не только смотреть на старую систему (супружескую диаду) снаружи, но и еще и терапевт может использовать силу парадокса для ее улучшения: терапевт может привнести в эту новую игру взаимоотношений такие правила, которые пригодятся для его терапевтических целей*.
73. ПРЕДПИСАНИЕ СИМПТОМА
7.31 . СИМПТОМ КАК СПОНТАННОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Терапевтическая коммуникация время от времени обязательно должна превышать пределы такого обсуждения, что часто, но безрезультатно делается са-
· Однако наш собственный опыт имногие другие работы вэтой области свидетельствуют,что успешное терапевтическое вмешательство зависит от важного фактора времени. У терапевта имеется ограниченный благоприятный период, чтобы осуществить свою цель, что скрыто вприроде человеческих взаимоотношений,Новая системаотносительно скоро сама консолидируется до такой степени, что терапевт окажется впочти безвыходном положении и тогда вряд ли сможет осуществить изменение, возможное всамом начале лечения. Это особенно верно в отношении семей, один из членов которых болен шизофренией; их сила «поглощения» того,кто угрожает их жесткой стабильности, действительно впечатляет. Как правило, терапевт консультирует другого терапевта, как только тот почувствует, что вовлечен в игрусо своим пациентом или пациентами. Только рассказав об этой проблеме другому терапевту, он сможет выйти за рамки, вкоторые заключен.
-247-
ПРАГМАТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ
мими главными героями, так же как и их друзьями, и родственниками. Предписания типа «Будьте внимательны друг к другу», «Не имей неприятностей с полицией» и подобные вряд ли могут считаться терапевтическими, хотя они наивно предлагают некие рецепты. Эти рекомендации основываются на допущении, что стоит только захотеть «небольшое желание» и все можно изменить, следовательно, человек или люди могут выбирать между здоровьем и страданием. Это допущение не что иное, как иллюзия альтернатив, поскольку пациент может все время отвергать его неприступным возражением: «Мне это не поможет». Добросовестные пациенты — так мы обозначаем людей, которые не притворяются, — обычно пытались и потерпели неудачу во всех видах самодисциплины и упражнениях по укреплению силы воли еще задолго до того, как поделились своим горем с другими, и им было сказано «возьмите себя в руки». По существу, симптом ~ это что-то ненамеренное и, следовательно, автономное. Но это просто иной способ сказать, что симптом — это часть спонтанного поведения, в самом деле настолько спонтанного, что даже сам пациент ощущает это как что-то неконтролируемое. Колебание между спонтанностью и насилием, которое делает симптом парадоксальным, проявляется как в переживаниях пациента, так и во влиянии его на других,
Если какой-то человек хочет повлиять на поведение другого человека, существует два основных способа сделать это. Первый заключается в попытке заставить другого поступать по-иному. Этот подход, как мы только что видели, не воздействует на симптомы, потому что у пациента нет обдуманного контроля за своим поведением. Другой подход (в 7.5 приведены его примеры) заключается в том, чтобы заставить его поступать так, как он поступал и до этого. В свете вышесказанного это сводится к. парадоксу: «будь спонтанным». Если кого-то попросят принять участие в специфическом виде поведения, которое кажется спонтанным, этот человек
-248-
ГЛАВА 7. ПАРАДОКС В ПСИХОТЕРАПИИ
больше не сможет быть спонтанным, потому что требование делает спонтанность невозможной*.
Кроме того, если терапевт инструктирует пациента представить свой симптом, он требует спонтанного поведения и этим парадоксальным предписанием навязывает пациенту изменение поведения. Симптоматическое поведение больше не спонтанно, и пациент, следуя предписанию терапевта, выходит за рамки симптоматической игры без окончания, которая до этого момента не имела метаправил для изменения собственных правил. Что-то происходит, и установка «потому что это не может мне помочь» и то же самое поведение — «потому что мой терапевт сказал мне так» — больше не различаются.
7.32. Удаление симптома
Создается впечатление, что техника предписания симптома (как техника для устранения двойной ловушки) находится в остром противоречии с теми догматами психоаналитически ориентированных психотерапий, которые осуждают и запрещают прямое вмешательство в симптомы. Однако в последние годы накоплено много данных, подтверждающих предположение, что если исчезнет только один симптом, то за этим не последует никаких ужасных последствий — в зависимости, конечно, от того, какое симптоматическое поведение было достигнуто*'.
Неизбежный эффектэтого видакоммуникации можно легко проверить. Если Р вскользь замечает О: «Твояпоза в этом кресле, кажется очень расслабленной» и продолжаетсмотреть на О, то хотя он просто описал поведение, возможно О тот час же почувствует себя неловкой и зажатой, и ей придется изменить описанную позу, чтобы сноса почувствоватькомфорт и расслабленность.Существует басня о том, как сороконожку спросили, каким образом она умудряется передвигать всеми своими ножками с такой элегантной легкостьюи прекрасной координацией. С этого момента сороконожка больше не смогла сделать и шагу,
" Единственный способ не достичь симптоматического поведения — вызватьизменение только в одном человеке, вовлеченном в близкие отношения (см.7.33).
-249-
ПРАГМАТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ
Нет сомнений в том, что, например, пациент, страдающий анорексией, которого кормили насильственным образом, становится депрессивным и стремится к суициду, но это не тот вид терапевтического вмешательства, который мы здесь описываем. Более того, должно быть ясно, что чьи-то ожидания по поводу результата вмешательства зависят от философии терапии. Например, так называемые, бихевиоральные терапевты (Уолп (Wolpc), Айзенк (Eysenek), Лацарус (Lazarus) и т. д.) по сравнению с представителями психоаналитической теории относят научение к эмоциональным нарушениям и, следовательно, очень не жалеют о возможных болезненных эффектах чисто симптоматического лечения. Их утверждение, что удаление симптома не создает новых и худших симптомов и что их пациенты не стремятся к суициду, заслуживает серьезного рассмотрения. Таким же образом, если пациенту дают инструкцию представить свой симптом, и в процессе этого осуществления он обнаруживает, что в состоянии избавиться от него, то это, с нашей точки зрения, поистине эквивалентно результату «инсайта» в классическом психоанализе, хотя кажется, что никакого инсайта не произошло. Но даже в реальной жизни, вездесущий феномен изменения редко сопровождается «инсайтом». Мы даже пойдем дальше, утверждая, что с коммуникационной точки зрения, наиболее традиционные виды психотерапии более симптомо-ориентиро-ваны, чем может показаться на первый взгляд. Терапевт, который последовательно, обдуманно игнорирует жалобы пациента на симптомы, сигнализирует, более или менее явным образом, что все хорошо и то, что стоит «за» симптомом — это единственное, что имеет значение. Такому противоположному отношению к симптому, как к целительному фактору, возможно уделяется слишком мало внимания.
7.33. Симптом в межличностном контексте
Однако существует еще одна важная проблема, касающаяся психодинамического предостережения
-250-
ГЛАВА "7. ПАРАДОКС В ПСИХОТЕРАПИИ
против чисто симптоматического освобождения. Убедившись в эффективности бихсвиоральной терапии, в которой пациент рассматривается как монада, мы упустили в теории, так же как и в приведенных историях, какое-либо упоминание интеракционного эффекта радикального улучшения состояния пациента. В нашем опыте (4.44, 4.443) такие изменения чаще всего не сопровождаются появлением новых проблем или обострением существующего состояния другого члена семьи. Просмотрев литературу по бихевиоральной терапии, создается впечатление, что терапевт (рассматриваемый один на один со своим индивидуальным пациентом) не видит какой-либо взаимосвязи между этими двумя феноменами и будет вынужден рассматривать новую проблему опять в монадной изоляции.
7.34. Краткий обзор
Долгое время техника предписания симптома применялась психиатрами интуитивно. Насколько нам известно, она была введена в литературу в 1925 году Данлапом (Donlap) (39, 40) в эпизоде, связанном с негативным утверждением. Его метод состоял в том, что для того чтобы заставить пациента что-то сделать, он сообщает ему, что он (пациент) не может это сделать. Франки (Frankl) (46, 47) относится к этому вмешательству, как к «парадоксальной интенции», но не предлагает логического обоснования ее эффективности. В психотерапии шизофрении подобная техника является важной тактикой прямого анализа Розена (Rosen) (129). Он относится к ней, как «reductio an absurum» или «повторное предписание психоза»; детальное описание его техники можно найти в пространном определении Шефлсна (137). Понятие «предписание симптома» было впервые представлено в работе Бейтсона по проекту «Семейная терапия в шизофрении». Эта группа точно вносит ясность в парадоксальную природу этой техники. Например, Хэйли (60, р. 20—59) показывает, что такой вид парадоксальных
-251-
ПРАГМАТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ
предписаний играет важную роль фактически во всех техниках трансовой индукции и приводит много примеров его применения в гипнотерапии как из его наблюдений за техникой Милтона Эриксона (М. Erickson), так и из собственного опыта. Джексон написал работу о применении этого метода исключительно с параноидальными пациентами (71, 72, 77), и эта работа будет детально позже в этой главе описана. В более раннем докладе Джексон и Викленд (75) обсуждают подобные техники и семейной терапии.
7.4. ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ДВОЙНЫЕ ЛОВУШКИ
Предписание симптома — это только форма многих различных парадоксальных вмешательств, относимых к понятию терапевтической двойной ловушки; в свою очередь, они, конечно же, являются только одним классом терапевтических коммуникаций, хотя существует много других подходов, традиционно применяемых в психотерапии. Если в этой главе мы и фокусируем внимание на парадоксальных коммуникациях, как на целебных факторах, то только потому, что с коммуникационной точки зрения существуют более сложные и сильные вмешательства, и поэтому трудно представить, что симптоматическая двойная ловушка может быть нарушена чем-то другим, противоположным двойным ловушкам или, что бесконечные игры завершаются чем-то менее сложным, чем контригрой (155). Similia similibus curantur — другими словами, было обнаружено, что то, что сводит людей с ума, должно, в конце концов, быть полезным в их движении к нормальности. Это не отрицает важности человеческого отношения терапевта к своему пациенту, или то, что твердость, понимание, искренность, теплота и сострадание не имеют место в этом контексте, ни того, что это подразумевает, а именно то, что все эти вопросы — хитрость, игры и тактики. Психотерапия немыслима без этих свойств в терапевте, и в последующих примерах