Часть вторая. Влияние сектантского дискурса на массовую культуру

«У них экстаз подменяет собой инсайт, осознание и понимание самого себя. А это лжепсихотерапия. Еscape, имитирующий поиск».
Ян Голанд, психиатр, психотерапевт.

Последнюю часть данного пособия хотелось бы начать с записи беседы автора с одним из руководителей модного эзотерического тренинга, довольно многочисленного (по словам организаторов, его посещают более двухсот человек в неделю). Главный офис тренинга находится в Москве, а в Санкт-Петербурге открыт крупный филиал. Сейчас открываются филиал в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, есть планы открыть филиалы на Украине и в Белоруссии. Тренинг посвящен раскрепощению и открытию внутренних ресурсов человека. На занятиях практикуются техники, идентичные тем, что использовались в русских сектах. Идеология тренингов - модная ныне «гармония с природой», которая достигается за счет экстаза и самогипноза. Стоимость тренинга - 40 000 рублей за недельный курс занятий. К сожалению, автора этого текста выгнали с тренинга, а потому остались неясными практикуемые там эротические представления, а они могут быть как гипераскетическими, так и промискуитетными. Остались неясными и многие другие техники, но основные представлены в беседе с организатором, которую воспроизводим дословно:

- Значит, вы танцуете, осознавая свои движения, концентрируясь на своих ощущениях. Достигаете синхронизации с другими участниками тренинга, пока не начнется самопроизвольное пение из разных звуков и слогов?

- Да, и они начинают испытывать доверие. Учатся доверять каждому и самому себе через эту практику. У них снимаются «экзоскелеты» - защиты от мира. Улучшается речь и тело насыщается энергией земли.

- Но ведь эти процессы можно объяснить через гормональное воздействие экстатических методов. Выброс дофамина и серотонина. А непроизвольное пение или бормотание называется глоссолалией и представляет опасность для человека. Это глубокое трансовое переживание, действующее как наркотическое, свойственное некоторым психическим заболеваниям.

- Вы знаете, завтра придет мой учитель, я его правая рука всего лишь. Он вам все расскажет. А если вы про опасность, то тут такой подход: каждый человек лучше, чем я. Именно с такой мыслью мы и работаем с человеком. И люди нас ценят. Тут многие, кто пришел уже шестой раз на тренинг и стали нашими друзьями.

- А сколько стоит тренинг?

- Для тех, кто первый раз пришел - 40 000 рублей, для тех, кто пришел третий и более, - цена 10 000 рублей.

- Я хочу поделиться с вами информацией. У меня есть в этом потребность. Вы разрешите мне это сделать, хотя, вам эта информация может быть неприятна.

- Хорошо, поделитесь.

- Так вот, у вас многое напоминает обычную русскую секту хлыстов, где тоже практиковались подобные упражнения, они имели мистическую окраску, были случаи «чудесного» исцеления от психосоматических заболеваний. В вашей речи есть телесные метафоры, которые наводят на мысль, что вы подумываете отколоться от своего учителя «всего лишь правая рука», чтобы создать идентичную этой организацию, которая уже стала как община, если шестой раз приходят люди.

М.Е. Конспект лекций

- Я не знаю, что было у хлыстов. Может, они были хорошие и их зря ругали. У нас цели другие. У нас цель - сделать мир лучше. Дать всем радость. Чтобы все жили в гармонии с природой.

- Так у них те же цели были - гармония, только вместо природы они обожествляли сверхличность. Но никакой утопии у них не получилось сделать. Хлысты были бизнес-проектом, иногда в этот проект искренне верили организаторы, иногда - нет.

- Я больше не хочу с вами разговаривать!

- До свидания!

- До свидания!

История методов манипуляций сознанием в русских сектах позволяет найти в сегодняшних религиозных или коммерческих организациях идентичные методы влияния на психику человека. Многие методы стали частью общего сознания, лишились своей негативной окраски, благодаря растворению в общем мейнстриме, но само негативное влияние от этого никуда не девается.

Кроме самих методов осталось и идеологическое влияние русских сект. Русская философия конца XIX - начала XX вв. была сформирована во многом под влиянием основных тезисов сектантов, а сегодня к наследию Мережковского, Бердяева, Лосева и Соловьева обращаются как религиозные организации, так и многие авторы «новых» идеологических концепций или современные психологи, психотерапевты, основатели новых оздоровительных тренингов или сообществ.

Видимо, русской ментальности свойственно пребывать в поиске чудесного и быстрого самоисцеления, потребность в чудесах и волшебстве. Во многих современных психологических тренингах эта потребность используется, чтобы продать под видом чуда и волшебства экстатическое переживание мира и самого себя. Речевое воздействие, свойственное практикам русских сект применяется (часто неосознанно) в работе психологов и преподавателей, поверхностно знакомых с модными методиками быстрых исцелений. Практика массовых экстатических радений практикуется на тренингах, перемещаясь из поля таинственного ритуала закрытого сообщества в дискурс массовой культуры.

Без понимания истории происхождения методов манипуляций русских сект и их идеологии всегда есть опасность стать адептом новых сект или жертвой психологических техник нового времени. Без знания истории усугубляется недоверие человека к традиционным религиям и к научным знаниям. Сегодня на многих психологических и эзотерических тренингах практикуются сектантские радения, с той или иной интенсивностью и идентичностью. Массовые танцы до телесного изнеможения, телесные упражнения, задача которых повысить количество дофамина и серотонина, ввести человека в трансовое состояние , при котором участник тренинга станет беззащитным перед речевым воздействием – все это арсенал средств воздействия современных организаций, усвоивших обширный опыт русского сектантства.

Известно, что хлысты регулярно употребляли формулу: «ты лучше, чем я», с которой лидеры обращались к адептам. Однако эта формула была направлена всегда односторонне: ведь, следуя этой формуле, лидер должен был бы отказаться от своей власти над душами, чего никогда не происходило на деле. Создавалась опасная иллюзия равенства и понимания, выгодная для создания директивной формы правления. Сегодня эта формула используется во множестве психологических тренингов, создающих мощную созависимость к учителю. На эзотерических тренингах практикуется хлыстовское «не согрешишь - не покаешься», ставшее уже обиходным в нашей речи и мысли, благодаря литературе и другим культурным явлениям. Последствия же такой нравственной и поведенческой установки более чем очевидны.

М.Е. Конспект лекций.

Необходимо понимать, что способствует появлению в речи тех или иных метафор и кому они были свойственны в исторической ретроспективе. Так, телесные метафоры всегда были свойственны раскольникам и лидерам русских сект, стремящихся отделиться от главенствующей идеологии. Как ни странно, у русского сектантства отсутствовала одна психотехнология - деление на своих и чужих по крови, национальной природе. Национализм, как простейший метод политических технологий, давно применяется на практике. Национализм дает почву для гражданской войны, предоставляет возможность геополитически перекраивать континенты. Но религиозно - апокалипсическое напряжение, свойственное идеологиям русских сект, позволяет провести красную линию между своими и чужими по религиозному признаку и отношению к миру. Техники подобны, но критерии отличаются.

Особо следует обратить внимание на такой модный сейчас тренд, как ночные танцы в клубах, где раскрепощение становится нормой, критерий удовольствия - погружение в транс все глубже и глубже, а психика становится восприимчивой к текстуальным конструкциям, транслируемым со сцены. В данных речевых воздействиях присутствуют как директивные внушения, так и косвенные, цель которых зависит от личности лидера. Многие речевые конструкции текстов взяты из наследия поэтов и прозаиков все того же Серебряного века, если мы говорим об отечественных исполнителях. И мало кто знает, что во множестве этих произведений есть наследие русского сектантства. Те самые телесные метафоры и суггестивные воздействия, что приводят человека в трансовое и экстатическое состояние.

В завершении хотелось бы напомнить о бесконечных обещаниях многих политических, религиозных и рыночных лидеров, сулящих осуществление здесь и сейчас утопической жизни и волшебного существования. Эта техника все так же воздействует на тех, кто считает изучение фундаментальных дисциплин: философии, истории, религиоведения и психологии - вещью скучной, ненужной и устаревшей в сравнении с тем огромным миром потребления, что предлагает эпоха постмодерна.

Авторы:

Постников А.Ю., психотерапевт.

Черкасская А.А., кандидат филологических наук, психолингвист.

[1] Выступление Павла Легкобытова - лидера хлыстовской общины Санкт-Петербурга начала 1900-х годов на собрании Религиозно - Философского общества.

[2] Гаспаров Б. М. Поэтический язык Пушкина как факт истории русского литературного языка.

[3] А. Эткинд. Хлыст.

Наши рекомендации